ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие конкуренции, ее функции и формы
1.2 Стороны и правила конкуренции
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1 Понятие и основные подходы к определению недобросовестной конкуренции
2.2 Источники правового регулирования конкурентных отношений и защиты от недобросовестной конкуренции
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Ключевой особенностью рыночной экономики можно считать волю выбора: изготовитель свободен в выборе продукции, покупатель – в приобретении продукта, сотрудник – в выборе пространства работы и т.д. Но воля выбора не гарантирует финансового успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция – главная категория рыночных отношений. Она выступает во всевозможных формах и исполняется различными методами.
Как говорят совместные и специальные энциклопедические словари и справочники, конкуренция – это соперничество между членами рыночной экономики за наилучшие обстоятельства изготовления, купли и продажи продуктов.
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что, как и для кого производить?
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие конкуренции, ее функции и формы
Любой современный рынок в независимости от своего масштаба, товарооборота и месторасположения создает условия для осуществления потребителем экономического выбора: множество производителей продают свои товары, которые отличаются качеством, ценой, внешним видом и востребованностью, и из данного ассортимента покупатель выбирает для себя наиболее подходящие товары или услуги. Каждое предприятие стремится продать как можно больше своей продукции ,чтобы выручка, а следовательно и прибыль, были максимальными, но этому будут препятствовать другие фирмы или компании, продукцию которых потребители могут посчитать лучшей по качеству, цене или прочим характеристикам, в связи с чем происходит соперничество между данными экономическими субъектами за наиболее выгодные способы продажи.
В свою очередь потребители тоже стремятся извлечь из сделок купли-продажи наибольший ценовой выигрыш для себя, поэтому каждый из них хочет как можно быстрее совершить выгодную сделку, чтобы опередить остальных и сэкономить наибольшую сумму, поэтому соперничество возникает и между покупателями. Данные противостояния за наиболее выгодные экономические ресурсы называются конкуренцией.
Понятие «конкуренция» возникает от латинского «concurrere» - cостязаться. Его суть заключается в том, что выигрывают данное соперничество наиболее сильные, эффективные участники, имеющие серьезные преимущества над своим противником. Конкуренция – важнейший элемент современного рынка как экономической системы, потому что она является прекрасным стимулом для субъектов рынка в борьбе за наиболее выгодное производство, за увеличением прибыли и объемов продаж, за улучшением качества продукции по сравнению со своими соперниками.
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1 Понятие и основные подходы к определению недобросовестной конкуренции
Зарождение правового регулирования противодействия монополистической деятельности уходит в глубь веков. Еще в 483 году до н.э. в законодательстве Древнего Рима использовался термин «монополия», означавший «запрещенное законом единоличное осуществление любого вида деятельности» [7, с. 66].
Считалось, что установление монопольных цен есть не что иное, как проявление недобросовестной конкуренции в современном понимании. Таким образом, взаимосвязь конкуренции и предпринимательства в Византии законодательно закрепляли еще в V веке.
В средние века, в эпоху господства цехового строя, в тесных рамках дозволенной конкуренции погоня за покупателем вызывала приемы, подчас весьма недобросовестные как в отношении публики, так и конкурентов. В Англии в 1215 году была принята знаменитая Великая хартия вольностей, в которой речь идет о безопасности при осуществлении торговли. Это свидетельствует о том, что еще тогда не только были возможны, но и использовались недобросовестные методы борьбы с конкурентами.
В XIII - XIV веках в странах Западной Европы стали возникать договорные предпринимательские объединения банкиров в форме паевых товариществ. На рубеже XIV - XV веков городская промышленность и торговля характеризуются особенно значительным развитием. Таким образом, на рубеже средневековья и нового времени в европейских городах наблюдался бурный рост количества торговых предприятий, наряду с которым имело место и возникновение конкурентных отношений между торговцами. В результате была создана благоприятная среда для развития недобросовестной конкуренции. Можно утверждать, что свободные торговые отношения невозможны без тех или иных проявлений конкурентной борьбы, а в частности недобросовестной конкурентной борьбы, как неотъемлемой части конкуренции вообще.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Итак, в предыдущем разделе нами были выявлены основные проблемы правового регулирования недобросовестной конкуренции Республики Беларусь. Рассмотрим, каким образом они могут быть решены.
В первую очередь хотелось бы обратиться к самому понятию «недобросовестная конкуренция», закрепленному в законодательстве Республики Беларусь.
Во второй главе дипломной работы, в ходе рассмотрения форм недобросовестной конкуренции, был сделан вывод о том, что вред может причиняться не только конкурентам, но и потребителям продукции. Однако в законодательстве Республики Беларусь данное положение на находит своего отражения.
Если игнорировать интересы потребителя, то не будет смысла регулировать саму конкуренцию, ведь в конечном итоге именно потребитель получает выгоду6 он может выбирать товары более высокого качества, по более низкой цене и т.д.
Таким образом, предлагаем внести изменения в законодательство Республики Беларусь и подпункт 1.15 пункта 1 статьи 1 Закона изложить в следующей редакции:
«недобросовестная конкуренция – любые направленные на приобретение преимуществ на рынке товаров (работ, услуг) действия, которые противоречат настоящему Закону и (или) иным актам антимонопольного законодательства, либо обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки конкурентам, наносят или могут нанести вред их деловой репутации, нарушить законные права и интересы потребителей негативным образом повлиять на конкуренцию на рынке;».
Достоинством данной дефиниции является то, что ее формулировка позволяет определять в качестве недобросовестной конкуренции не только те действия, которые противоречат национальному законодательству, но и обычаям делового оборота, которые широко применяются в экономических отношениях по всему миру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «конкуренция» возникает от латинского «concurrere» - cостязаться. Его суть заключается в том, что выигрывают данное соперничество наиболее сильные, эффективные участники, имеющие серьезные преимущества над своим противником. Конкуренция – важнейший элемент современного рынка как экономической системы, потому что она является прекрасным стимулом для субъектов рынка в борьбе за наиболее выгодное производство, за увеличением прибыли и объемов продаж, за улучшением качества продукции по сравнению со своими соперниками.
Пытаясь угодить требованиям, которые диктует потребитель, современные предприятия на рынке изобретают новейшие методы производства определенных товаров, улучшают организацию обслуживания клиентов, придумывают множество способов по увеличению объемов продаж наиболее выгодной продукции, а также рационализируют свой капитал. То есть, конкуренция побуждает участников хозяйственных сделок к развитию собственного производства путем совершенствования определенных технологий, рационализации экономических операций
Недобросовестная конкуренция – это любые действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, которые направлены не только на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, но и на причинение убытков конкуренту, приводят или могут привести к таким последствиям, имеют либо могут иметь своим результатом нанесение вреда его деловой репутации, а также ущемление интересов потребителей, являются противоправными и признаются недобросовестной конкуренцией.
Институт недобросовестной конкуренции регулируется системой нормативных правовых актов различных уровней, которые представляют собой слаженную систему.
Проведенный анализ позволил выявить те проблемы, которые должны быть решены.
1. Бращин Р.М. Влияние конкуренции на причины и тенденции развития «регионального монополизма» в национальной экономике страны / Р.М. Бращин, Е.Г. Чистяков // Фундаментальные исследования. - 2015. №4. - с. 199-202.
2. Государственное регулирование. Материалы официального сайта экономического факультета МГУ им. Ломоносова [Электронный ресурс] /Е. Н. Кудряшова // URL: http://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/c/613/File/Kudryashova.ppt
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 07 дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Республики 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09 янв. 2017 г. № 14-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4. Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан в г. Астане 29мая 2014 г. : в ред. от 08 мая 2015 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
5. Долан, Э.Дж. Рынок: микроэкономическая модель / Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей. – Ленинград: Печатный двор, 1992. – 496 с.
6. Ермишина А. В. Государственное регулирование естественных монополий: институциональный анализ: дис. ... канд. экон. наук / Ермишина Анна Вениаминовна. - Ростов н/Д., 2012. - 208 c.
7. Идрисов Г. Историческое развитие конкуренции / Г. Идрисов, Е. Пономарева // Экономическое развитие России. - 2015. - №8. - с.64-68.
8. Иманбаев. Э.Э. Снижение формы государственного участия в естественных монополиях / Economics. - 2014. - №2(3). - [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/snizhenie-formy-gosudarstvennogouchastiya-v-estestvennyh-monopoliyah 197
9. Князева, И.В. Конкуренция в учениях зарубежнх ученых / И.В. Князева, Н.Ю. Свитыч // Сибирская финансовая школа. – 2015. - №6 – с. 198.
10. Конвенция по охране промышленной собственности : Заключена в Париже 20 марта 1883 г. : в ред. от 02 окт.1979 г. // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
11. Коновалова М.Е. Конкуренция и монополия: взгляды зарубежных юристов / М.Е. Коновалова, Е.В. Степанов // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2013. - №4 (102). – с. 44-49.
12. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 3-е изд., стер. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2008. – 64 с.
13. Кузнецов Н. В. Понятие конкуренции и правовое регулирование данного феномена // Общество: поли-тика, экономика, право. - 2016. - № 8. - С. 391.
14. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. 2-е изд. – М.: Гос. изд. полит. лит-ры, 1955. – Т. 4.
15. Модельный закон «О конкуренции» : утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета № 50, от 20 окт. 2013 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
16. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 10 дек. 1992 г., № 2034-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 22 дек. 2011 г., № 328-З (утратил силу) // // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
17. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь. [Электронный ресурс] : Директива Президента Республики Беларусь от 31 дек. 2010 г., № 4 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18. Петров С.П. Оценка несовершенства рынка на основе критериев доминирования антимонопольного законодательства РФ: эффективность действующих норм / Известия Томского политехнического университета // С.П. Петров, А.В. Шмаков – 2014. - №6. – с. 34-46.
19. Пирогова, В.В. Европейское законодательство против недобросовестной конкуренции: от Парижской конвенции до новой европейской Директивы / В.В. Пирогова // Законодательство и экономика. –2006. – № 4– С. 21-27.
20. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Раздел V. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) (статьи 979 - 1030) [Электронный ресурс] / И.В.Попова, Е.А.Свадковская, В.Ф.Чигир // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
21. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 09 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Республики 24 июня. 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19 июля. 2018 г. № 407-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.