ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
1.1 Понятие доказательств по делам об административных правонарушениях
1.2 Обязанность по осуществлению доказывания в административном процессе
РАЗДЕЛ 2 ИСТОЧНИКИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2.1 Классификация доказательств по делам об административных правонарушениях
2.2 Источники доказательств по делам об административных правонарушениях
2.3 Собирание, хранение, проверка, оценка доказательств
РАЗДЕЛ 3 CУДЕБНОЕ ДОКАЗЫВАНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из условий успешного расследования и рассмотрения судом административного дела является установление фактического инцидента. Средства ретроспективного знания являются доказательствами, поскольку в основе их формирования лежит способность одного объекта или явления под влиянием другого изменять или сохранять конкретные свойства, черты и признаки рассматриваемого объекта. Взаимодействие различных объектов создает предпосылки для передачи информации. Административное и процедурное законодательство предусматривает правила сбора, проверки и оценки различной информации и дает им доказательную ценность.
Административными процедурами являются юридическая деятельность и вытекающие из нее процессуальные отношения. Но не только. Административный процесс должен быть направлен на достижение определенных социальных целей. Цель – один из элементов сознательного поведения и человеческой деятельности, характеризующий ожидание в отражении результата деятельности и то, как она осуществляется с помощью определенных средств.
Основное содержание разбирательства в административных делах, начиная с начала разбирательства и заканчивая пересмотром вышестоящими судами, заключается в работе доказательств в пределах и в форме, определяемых задачами, которые должны быть выполнены на каждом этапе административного процесса.
Так или иначе, все процессуальные отношения связаны с доказательственной деятельностью. Права и обязанности в этой области являются важной частью их процессуальной компетенции.
Вопросы теории доказательств, и особенно проблемы сущности и концепции доказательств, были и остаются предметом всех внимания исследователей на протяжении всего развития науки административной процедуры.
Не только сбор доказательств, но и их проверка и оценка регулируются законом. Оценка доказательств является независимым компонентом всех административных и процедурных доказательств. Процесс сбора и проверки доказательств, выводов и процессуальных решений немыслим без оценки доказательств. Несмотря на это, немного научных работ посвящено этой концепции как независимой категории.
Сбор, проверка и оценка доказательств проводятся на протяжении всего гражданского разбирательства, однако на определенных этапах преобладает тот или иной элемент процесса доказывания.
РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
1.1 Понятие доказательств по делам об административных правонарушениях
Административный процесс включает установление реальных обстоятельств дела об административном правонарушении, отбор и анализ правовых норм, решение дела. Все это невозможно представить без доказывания – процесса установления объективной истины в деле.
Доказывание – это сбор, проверка и оценка доказательств, с тем чтобы установить обстоятельства, позволяющие юридически, разумно и справедливо урегулировать дело об административном правонарушении.
Цель доказывания состоит в том, чтобы установить обстоятельства, предшествующие административной ответственности лиц, фактически виновных в административном правонарушении, обстоятельства, позволяющие им надлежащим образом урегулировать дело об административном правонарушении, справедливо наказать виновного и освободить невиновного от административной ответственности [4, c. 95].
Определение в КоАП обстоятельств дела об административных правонарушениях упрощает осуществление деятельности, способствует экономии сил и средств, сокращает время, необходимое для обращения с административными правонарушениями.
При этом единственным средством, с помощью которого может осуществляться доказывание, является доказательство. Никакая другая информация, как бы убедительная она ни была, не может быть использована в доказывании для обоснования выводов об обстоятельствах административного правонарушения.
Доказательства являются неотъемлемой частью административного процесса, без которого невозможно решить дело об административном правонарушении.
Определение доказательств дано в ПИКоАП: доказательствами являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд, орган, ведущий административный процесс, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу [3].
ГЛАВА 2 ИСТОЧНИКИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2.1 Классификация доказательств по делам об административных правонарушениях
Классификация – это тип систематического деления понятия, но он отличается от обычного деления. В классификации разделение происходит не по каким-либо признакам, а по основным, определяющим характер всех последующих признаков классифицируемого понятия. Это позволяет установить для каждого класса четко определенное место с его постоянной консолидацией среди других классов.
Необходимость классификации доказательств административных правонарушений диктуется самой сложностью процесса доказывания, необходимостью строгого соблюдения процедуры обеспечения необходимой доказательной информации в определенных процессуальных источниках, разнообразия функций доказательств, которые они выполняют в разбирательстве по административным правонарушениям. Совокупность административно-деликтных доказательств помогает всесторонне, полностью и объективно установить все обстоятельства дела об административном правонарушении только в том случае, если она образует систему доказательств, способную установить все элементы предмета доказательства. Таким образом, классификация доказательств административных правонарушений – это их разделение для изучения составных частей этой системы.
Доказательство является самым важным юридическим институтом любого процессуальной отрасли права, поскольку без него невозможно рассмотрение и разрешение конкретных дел. Рассмотрим признаки доказательств:
1. Доказательство представляет собой информацию о фактах, которые являются предметом доказывания в случае административного правонарушения.
2. Доказательством является информация об определенных обстоятельствах, и, в частности, информация о фактах, лежащих в основе существования или отсутствия обстоятельств дела об административном правонарушении (например, установление факта некомпетентности эксперта не является частью предмета спора, но его конституция позволяет оценить полученный вывод).
3. Наличие обязательства соблюдать процедуру получения информации об обстоятельствах: доказательства должны быть получены в порядке, установленном ПИКоАП.
ГЛАВА 3 СУДЕБНОЕ ДОКАЗЫВАНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ
Доказывание в ходе судебного рассмотрения дела об административном правонарушении является завершающим этапом процесса привлечения к административной ответственности, обусловленною совокупностью доказательств, собранных на стадии возбуждения дела и административного расследования.
Следовательно, доказательственный процесс на данной стадии не просто единство логической и процессуальной деятельности, а поэтапное продолжение мыслительного процесса по установлению истины. Здесь доказательства также оцениваются судьей по внутреннему убеждению, которое состоит из единства объективных и субъективных факторов [11, c. 144].
Правильное разрешение дела всегда требует установления всех фактических обстоятельства в их точном соответствии с тем, что имело место в действительности. Процесс установления данных фактов по делу следует называть доказыванием или процессом познания доказательственных фактов.
Административно-правовые нормы устанавливают, что содержание и цели доказывания по делу, обязывают судей осуществлять всестороннее, полное и объективное доказывание. Каждое административно-процессуальное действие, непосредственно связанное с собиранием, проверкой и оценкой доказательств, его содержание и форма, как и вся их совокупность, согласуется с целями и задачами доказывания и определяется ими.
Как таковая, юридическая оценка административного правонарушения выражается в виде его квалификации по определенной статье действующего законодательства. При этом оценка совершенного деяния имеет характер суждения (умозаключения), сделанного на основе внутреннего убеждения уполномоченного лица.
Однако может возникнуть вопрос: выражают ли эти суждения правильную юридическую оценку фактов и содержания истины по делу. Здесь следует учитывать особенности процесса установления фактов, имеющих значение по делу, и оценки полученных доказательств, поскольку они в своей совокупности влияют на формулирование окончательного вывода и принятие итогового решения по делу. При этом если оценка фактов будет истинной, то и решение будет соответствовать истине. И наоборот, все доказательства по делу потеряют свою достоверность в том случае, когда оценка фактов не будет удовлетворять критериям объективной истины [15, c. 94].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании исследования, проведённого в данной курсовой работе, автор приходит к следующим выводам.
Доказывание в административном процессе представляет собой урегулированную нормами административного процессуального права, основанную на принципе состязательности познавательную и удостоверительную логико-практическую деятельность должностного лица, или органа, или рассматривающего дело об административном правонарушении судьи, участников производства по делу по собиранию, проверке и оценке доказательств.
Цель доказывания – установление истины об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела, в административном процессе. Задача доказывания – полностью, исчерпывающе утвердить истинность суждения.
Доказывание, доказательства связаны с деятельностью различных субъектов по установлению истинных фактов. Субъектами доказывания являются лица, которые в соответствии с административно-процессуальными нормами наделены процессуальными правами и обязанностями по собиранию, проверке и оценке административно-процессуальных доказательств.
В доказывании по административным делам принимают участие не только государственные органы и их должностные лица, государственные, негосударственные организации, коммерческие организации, но и некоммерческие организации и их должностные лица, а также граждане или субъекты, имеющие специальный административно-правовой статус (адвокаты, нотариусы, государственные служащие).
Процесс доказывания – это процесс установления истины в случае административного нарушения. Процесс доказывания достаточно подробно регулируется ПИКоАП, который определяет обстоятельства, подлежащие доказыванию в каждом случае административного правонарушения, доказательства, субъекты административного процесса, которые отвечают за доказывание, их полномочия на представление доказательств; установленные формы участия других субъектов административного процесса в доказательствах. Административная практика свидетельствует о том, что недостатки в доказательствах являются одним из наиболее распространенных оснований для отмены решений, касающихся административных правонарушений, и передачи дел для повторного рассмотрения.
Обязанность предъявлять доказательства, относятся к официальному органу, ведущему административный процесс. В связи с административным правонарушением должен быть доказан характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в ред. от 18 дек. 2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006 г.: в ред. от 18 дек. 2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4. Асаенок, Б. В. Административно-деликтное право. Административно-деликтный процесс в деятельности органов пограниченой службы: уч. пособие / Б.В. Асаенок. – Минск: Амалфея, 2012. – 284 с.
5. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: учебник / Г. В. Атаманчук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Омега-Л, 2013. – 525 с.
6. Батычко, В.Т. Административное право: конспект лекций / В.Т. Батычко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. – 462 с.
7. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2008. – 816 с.
8. Варонько, Е.В. Некоторые аспекты административно-правового регулирования государственной службы Республики Беларусь / Е. В. Варонько // Управление в социальных и экономических системах. – 2017. – № 26. – С. 97–98.
9. Василевич, Г.А. Административная ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина / Г.А. Василевич, С.Г. Василевич. – Минск: Амалфея, 2012. – 152 с.
10. Василевич, Г.А. Административно-деликтное право / Г.А. Василевич. – Минск: «Адукацыя і выхаванне», 2013. – 348 с.
11. Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / Д. А. Гавриленко, И. И. Мах. – Минск: Дикта, 2004. – 415 с.
12. Козелецкий, И.В. Административное право в 2 ч. 4.2. административно-деликтное и процессуально-исполнительное право / И.В. Козелецкий и др., под ред. И. В. Козелецкого, А. И. Сухарковой. – Минск. – Академия МВД, 2013. – 438 с.
13. Крамник, А. Н. Административное право Республики Беларусь / А. Н. Крамник – Минск: Тесей, 2008. – 672 с.
14. Крамник, А.Н. Административное право. Административно-деликтное право. Общая часть: пособие для студентов высш. учеб. заведений по юрид. специальностям / А.Н. Крамник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 379 с.
15. Крамника, А. Н. Административное право. Административно-деликтное право Особенная часть. / под общ. ред. А.Н. Крамника. – Минск: Изд.центр БГУ, 2012. – 394 с.
16. Круглов, В. А. Административно-деликтное право / В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2010. – 396 с.
17. Круглов, В.А. Административный (административно-деликтный процесс) в Республике Беларусь / В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2007. – 486 с.
18. Рябцева, Л. М. Административное право: Курс лекций / под ред. Л. М. Рябцева. – Минск: БГЭУ, 2006. – 250с.
19. Сорокин, В.Д. Административно-процессуальное право: учебник для юридических высших учебных заведений / В.Д. Сорокин; подгот. А.И. Каплунов. – Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2008. – 569 с.
20. Сухаркова, А. И. Административное право Республики Беларусь. – Могилёв: «Могилёвская областная типография», 1999. – 172с.
21. Телятицкая, Т.В. Административное право / Т.В. Телятицкая. – Минск: Тетралит, 2013. – 224 с.
22. Чуприс, О.И. Теория меры административного взыскания и ее нормативно-правовая реализация О.И. Чуприс, Л.И. Гасан. – Минск: БГУ, 2014. – 99 с.