ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
1.1 Общие подходы к формированию знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.2 Особенности усвоения знаний учащимися с интеллектуальной недостаточностью
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
2.1 Система работы по формированию знаний о беспозвоночных животных у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Методические рекомендации по формированию знаний о беспозвоночных животных у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие специального образования на современном этапе определяется социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в стране. Интеграция детей с ограниченными возможностями в среду нормально развивающихся сверстников является ведущим направлением работы по развитию специальной педагогики и психологии.
Основной целью преподавания биологии в коррекционной школе является формирование у учащихся биологических понятий и концепций, демонстрация взаимосвязи между природными явлениями, формирование представления о целостной картине мира. Общение с природой способствует развитию у учащихся с нарушениями интеллекта интереса к окружающей действительности, обогащает их жизненный опыт. Знания о природе, полученные студентами на уроках биологии, во время экскурсий и практических занятий, являются основой для формирования элементов научного мировоззрения.
Исследованиями в области изучения биологических понятий учащимися с нарушениями интеллекта занимались многие отечественные и зарубежные ученые, среди которых необходимо выделить таких как И.В. Кабелка, А.Н. Гамаюнова, Е.А. Ковалева, С.С. Кручинина, Т.М. Лифанова, М.П. Мирончик и т.д.
Данные исследователи ссылаются на трудности морфологической характеристики биологического объекта, которые связаны в большинстве случаев с недостаточным пониманием и усвоением биологической терминологии; учащиеся не дают полного описания, опускают органы, не поддающиеся чувственному восприятию, нарушают последовательность описаний.
Отмечается слабое освоение методов обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Учащиеся испытывают трудности в определении причин понимания скрытых процессов, происходящих в организме, и закономерностей системы научных знаний о природе. Им трудно перенести имеющийся опыт в реальную практическую ситуацию.
Эти трудности объясняются, с одной стороны, особенностями умственного и психологического развития детей с нарушениями интеллекта, а с другой – несовершенством используемых на занятиях методов и приемов, что не позволяет в полной мере использовать коррекционно-психологические возможности предмета биологии.
Изучение особенностей усвоения биологических понятий учащимися с нарушениями интеллекта актуально, поскольку тщательный анализ структуры биологических знаний в целом и знаний, полученных учащимися в результате обучения, позволяет прояснить характер и направление коррекционно-развивающей работы по биологии у детей с нарушениями интеллекта.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
1.1 Общие подходы к формированию знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Общие законы для учащихся с задержкой интеллектуального развития (умственной отсталостью) основаны на проблемном подходе. Проблемное обучение учащихся массовой школы являлось предметом научных интересов ученых и не теряет своей актуальности в современной системе образования. Так, одни исследователи (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) рассматривают его широко, определяя как новый тип обучения, другие (Л.М. Панчешникова, В. Конь) – как метод обучения, третьи (Г.А. Понурова, Т.В. Кузнецов) – как подход или принцип обучения. Отдельные авторы (Г.Ю Ксенозова, Н.Г. Савина) проблемное обучение трактуют как новую дидактическую технологию. Несмотря на различия во взглядах, общим для всех ученых является то, что в рамках проблемного обучения учащиеся постоянно включаются в проблемные ситуации и решение учебных проблем [3, с.25].
По мнению И.А. Кабелки, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время интенсивно ведется разработка и внедрение новых технологий в обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Однако употребление терминов «проблемное обучение», а тем более «технология проблемного обучения», по меньшей мере, не является корректным. По известным причинам уроки во вспомогательной школе не могут целиком строиться на решении учениками какой-либо познавательной задачи. На них, как правило, традиционное обучение (репродуктивное и объяснительно-иллюстративное изложение материала, формирование умений по образцу и т.д.) сочетается с элементами проблемности разного уровня, с включением несложных учебных проблем.
Проблемный подход в обучении включает несколько этапов. Первый из них предполагает создание учителем проблемной ситуации в классе. На втором этапе учитель ставит задачу перед классом. На третьем этапе под непосредственным руководством учителя ученики ищут пути решения проблемы. Четвертый этап предполагает совместное решение когнитивной задачи с последующей проверкой ее правильности.
Ядром проблемного подхода является проблемная ситуация, которая представляет собой специально организованное учителем состояние интеллектуальной сложности, побуждающее учеников к поиску новых знаний и новые способы действия. Главным элементом каждой проблемной ситуации является неизвестное, новое, что должно быть «открыто» учащимися для правильного выполнения необходимого действия [6, с.25].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Анализ литературных источников показал, что при формировании процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью педагоги чаще всего проблемный подход в обучении, которому характерны многие модификации и происходит формирование совершенно нового представления о том, какие потребности учащихся необходимо удовлетворять. Также крайне важен дифференцированный подход и деятельностный.
Мы определили основные особенности усвоения информации и знаний учащимися с интеллектуальной недостаточностью на примере биологических знаний. Нами было определено, что основными сложностями являются такие как понимание терминологического языка, понимание причинно-следственных связей, усвоение понятий и формирование понимания определенных морфологических особенностей.
Все эти аспекты формируют необходимость в определении работы, которая будет способствовать повышению уровня усвоения знаний детьми с интеллектуальной недостаточностью.
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
2.1 Система работы по формированию знаний о беспозвоночных животных у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Тема урока. Класс насекомые. Общая характеристика, их строение.
Цель урока: сформировать понятие о классе насекомых как представителях типа Членистоногие
Задачи урока:
Образовательные: дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Познакомить с представителями этого класса. Учить распознавать их и отличать от представителей других классов.
Развивающие: работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас.
Воспитательные: Формировать бережное отношению к природе. Формировать основы экологического сознания.
Основные термины и понятия: насекомые, сегменты, голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, трубочки – трахеи, дыхальца, хитин.
Оборудование: учебник , таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые»
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин)
Подготовка рабочего места. Приветствие. Положительный настрой: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе».
Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.
2. Проверка домашнего задания
Биологический диктант(по изученной теме. Класса Паукообразные) (5 мин)
зад. вставьте пропущенные слова в предложении
1. Число ходильных ног у паукообразных…
2. 1-ю пару ног называют…
3. Органы зрения у паукообразных представлены ...
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
В ходе исследования нами было отмечено, что построение работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью представляет собой системный процесс, который направлен на формирование знаний детей о беспозвоночных животных.
Работа по ознакомлению детей с беспозвоночными животными длительная и требует соблюдения многих правил и аспектов деятельности. Для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью применяются такие формы работы как демонстрация, показ, проведение дидактических игр, проведение беседы и т.д.
Основные этапы работы педагога над ознакомлением учащихся с беспозвоночными животными:
1. Организуя наблюдение за детьми, учитель продумывает систему вопросов и ответов на конкретные темы.
2. Опираясь на наглядные средства, школьники под непосредственным руководством учителя вычленяют наиболее существенные признаки, которые характерны для определенной группы.
3. Выяснение несущественных признаков происходит посредством модификации наглядных условий.
4. Проведение работы по разграничению существенных и несущественных признаков посредством проведения биологических диктантов и специальных карточек.
Проведение работы по формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью тех или иных понятий, учителю необходимо найти определенный уровень развития, который будет формировать представление детей с интеллектуальной недостаточностью о беспозвоночных животных.
Разработанные нами рекомендации могут способствовать оптимальному уровню построения урока для детей с нарушениями интеллекта и формировать оптимальный уровень взаимодействия детей данной группы с окружающим миром.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что при формировании процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью педагоги чаще всего проблемный подход в обучении, которому характерны многие модификации и происходит формирование совершенно нового представления о том, какие потребности учащихся необходимо удовлетворять. Также крайне важен дифференцированный подход и деятельностный.
Мы определили основные особенности усвоения информации и знаний учащимися с интеллектуальной недостаточностью на примере биологических знаний. Нами было определено, что основными сложностями являются такие как понимание терминологического языка, понимание причинно-следственных связей, усвоение понятий и формирование понимания определенных морфологических особенностей.
Все эти аспекты формируют необходимость в определении работы, которая будет способствовать повышению уровня усвоения знаний детьми с интеллектуальной недостаточностью.
В ходе исследования нами было отмечено, что построение работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью представляет собой системный процесс, который направлен на формирование знаний детей о беспозвоночных животных.
Работа по ознакомлению детей с беспозвоночными животными длительная и требует соблюдения многих правил и аспектов деятельности. Для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью применяются такие формы работы как демонстрация, показ, проведение дидактических игр, проведение беседы и т.д.
Основные этапы работы педагога над ознакомлением учащихся с беспозвоночными животными:
1. Организуя наблюдение за детьми, учитель продумывает систему вопросов и ответов на конкретные темы.
2. Опираясь на наглядные средства, школьники под непосредственным руководством учителя вычленяют наиболее существенные признаки, которые характерны для определенной группы.
3. Выяснение несущественных признаков происходит посредством модификации наглядных условий.
4. Проведение работы по разграничению существенных и несущественных признаков посредством проведения биологических диктантов и специальных карточек.
Проведение работы по формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью тех или иных понятий, учителю необходимо найти определенный уровень развития, который будет формировать представление детей с интеллектуальной недостаточностью о беспозвоночных животных.
1. Гамаюнова, А. Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А. Н. Гамаюнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 3. – С. 20–31.
2. Кабелка, И. В. Проблемный подход в обучении биологии учащихся вспомогательной школы / И. В. Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2009. – № 5.– С. 48–52.
3. Кабелка, И. В. Работа с терминами на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. В. Кабелка. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 24–29.
4. Кабелка, И. В. Формирование приемов умственной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения биологии / И. В. Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2010. – № 5. – С. 43–49.
5. Кабелка, И. В. Умственное развитие учащихся школы VIII вида в процессе обучения естествознанию / И. В. Кабелка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 6. – С. 42–49.
6. Кабелка, И. В. Обучение биологии учащихся вспомогательной школы: учеб-метод. пособие / И. В. Кабелка. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2013. – 180 с.
7. Кабелка, И. В. Формирование знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках биологии / И. В. Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2017. – № 3. – С. 22–29.
8. Ковалева, Е. А. Усвоение биологических знаний и применение их на практике учащимися вспомогательной школы / Е. А. Ковалева // Дефектология. – 1969.– № 5. – C. 41–46.
9. Кручинина, С. С. Активные приемы работы на уроках естествознания во вспомогательной школе: метод. рекомендации / С. С. Кручинина, О. Г. Деркачева, И. П. Макарчик / М-во народного образования БССР, Респуб. ин-т усовер. учителей. – Мн. : РИУУ, 1990. – 53 с.
10. Кручинина, С. С. Использование карточек инструкций на уроках естествознания в 5-6 классах вспомогательной школы: в помощь слушателем курсов / С. С. Кручинина, О. Х. Серединская / М-во народного образования БССР, Респуб. ин-т усовер. учителей.– Мн. : РИУУ,1982. – 16 с.
11. Кручинина, С. С. К проблеме активизации познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы при изучении естествознания / С. С. Кручинина, С. В. Курская // Особенности формирования психологических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития: сб. науч. тр. / М-во просвещения БССР, Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького; редсовет: Т. А. Григорьева (от. ред.) [и др.]. – Мн. : МГПИ, 1987. – С. 85–92.
12. Кручинина, С. С. Методика преподавания естествознания во вспомогательной школе: учеб.-метод. пособие. / С. С. Кручинина, И. В. Кабелка. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2002. – 102 с.
13. Кручинина, С. С. Особенности усвоения естествоведческого материала учащимися вспомогательной школы / С. С. Кручинина, И. В. Татаркина // Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением умственного и физического развития: cб. науч. тр. / М-во просвещения БССР, Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького; редсовет: Т.А. Григорьева (от. ред.) [и др.]. – Мн. : МГПИ, 1985. – С. 56–60.
14. Кручинина, С. С. Преодоление трудностей при формировании понятий на уроках естествознания во вспомогательной школе / С. С. Кручинина // Дэфекталогiя. – 1998. – № 1. – С. 20–25.
15. Кручинина, С. С. Формирование познавательной самостоятельности умственно отсталых учащихся при усвоении естествоведческого материала / С. С. Кручинина, О. Х. Серединская // Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями умственного и физического развития и ее совершенствование в учебно-воспитательном процессе: сб. науч. тр. / М-во просвещения БССР, Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького; редсовет: Т. А. Григорьева (от. ред.) [и др.]. – Мн. : МГПИ, 1986. – С. 31–36.
16. Леванович, О. А. Формирование знаний о растительном мире у детей с психической субнормальностью / О. А. Леванович // Дэфекталогiя. – 1995. – № 1. – С. 24–30.
17. Лифанова, Т. М. Дидактические игры на уроках естествознания / Т. М. Лифанова. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 80 с.
18. Матвеева, П. В. Состояние представлений о животном мире у умственно отсталых школьников / П. В. Матвеева // Дефектология. – 1994. – № 4. – С. 28–32.
19. Мирончик, М. П. Элементы программирования в обучении естествознанию во вспомогательной школе/ М. П. Мирончик // Дефектология. – 1986. – № 6. – С. 65–68.
20. Серединская, О. Х. Обновление содержания обучения природоведению и биологии в специальной общеобразовательной вспомогательной школе I отделения / О. Х. Серединская // Дэфекталогія. – 2004. – № 1. – С. 10–15.
21. Серединская, О. Х. Обучение биологии в 7-10 классах 1-го отделения вспомогательной школы / О. Х. Серединская. – Мн. : Адукацыя і выхаванне, 2009. – 182 с.
22. Серединская, О. Х. Учебно-методические комплексы – средство повышения качества обучения природоведению и биологии в I отделении вспомогательной школы / О. Х. Серединская // Дэфекталогія. – 2005. – № 3. – С. 21–27.
23. Синев, В. Н. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе / В. Н. Синев, Л. С. Стожок. – Киев: Рад. школа, 1977. – 86 с.
24. Соломина, Е. Н. Формирование естественнонаучных знаний в специальной школе / Е.Н. Соломина // Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин [и др.]; под ред. Б. П. Пузанова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – С. 152–171.
25. Худенко, Е. Д. Естествознание во вспомогательной школе / Е. Д. Худенко // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников: межвузовский сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР, Мос. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; редколлегия: Б. П. Пузанов (от. ред.) [и др.]. – М. : МГПИ, 1987.– С. 65–69.
26. Худенко, Е. Д. Изучение курса «Растения» в 6 классе вспомогательной школы / Е. Д. Худенко // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта: межвузовский сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР, Мос. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; редколлегия: М. Н. Перова (от. ред.) [и др.]. – М. : МГПИ, 1986. – С. 49–55.
27. Худенко, Е. Д. Состояние естествоведческих знаний учащихся вспомогательной школы / Е. Д. Худенко // Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей: межвузовский сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР, Мос. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; редколлегия: М. Н. Перова (от. ред.) [и др]. – М.: МГПИ, 1984. – С. 77–82.
28. Худенко, Е. Д. Урок естествознания во вспомогательной школе / Е. Д. Худенко // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталого ребенка: межвузовский сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР, Мос. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; редколлегия: М. Н. Перова (от. ред.) [и др]. – М. : МГПИ, 1985. – С. 75–86.
29. Худенко, Е. Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания / Е. Д. Худенко // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей: межвузовский сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР, Мос. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; редколлегия: М. Н. Перова (от. ред.) [и др.]. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72–77.
30. Шарапова, И. А. Методика преподавания биологии: курс лекций / И. А. Шарапова, Ж. П. Чобот, И. Н. Гладкая, О. А. Дубовец. – Витебск : ВГУ, 2018. – 228 с.