ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ РАДИОАКТИВНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ
ГЛАВА 3 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
26 апреля 1986 года произошел инцидент, оказавший очень важное влияние на развитие атомной энергетики во всем мире – радиационная авария на Чернобыльской АЭС. Его размеры выражаются размерами территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению – 150 000 квадратных километров. Некоторые из важных последствий аварии связаны с радиоактивным загрязнением окружающей среды.
С одной стороны, биологические компоненты экосистем подвергаются воздействию ионизирующего излучения, что в ряде случаев приводит к проявлению биологических эффектов (в том числе радиационного поражения), а с другой стороны, загрязнение природных экосистем является источником внешнего и внутреннего излучения человека.
Следует отметить, что Чернобыльская авария рассматривалась как «сельская авария» в силу следующих факторов: потребление сельскохозяйственной продукции является одним из основных источников дополнительного облучения населения; а основное население зоны аварии-это люди, проживающие в сельской местности и имеющие «сельский» тип питания, что определяет более высокую дозу облучения для сельских жителей, чем для городских.
Ликвидация последствий аварии требует больших усилий. Применение защитных мер на загрязненных территориях имеет несколько особенностей.
Во-первых, состав и динамика радиоактивных выбросов вызывают резкие изменения радиационной обстановки в различные периоды после аварии.
Во-вторых, неравномерное распределение радионуклидов по территории в результате аварийных выбросов определяет задачу организации региональных систем сельского и лесного хозяйства.
В-третьих, в разное время после аварии необходимо разработать систему защитных мероприятий для минимизации воздействия радиоактивного загрязнения на сельскохозяйственное производство и лесное хозяйство.
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Современная концепция развития экологического законодательства в Республике Беларусь базируется на конституционном принципе признания права каждого человека на благоприятную окружающую среду (статья 46 Конституции Республики Беларусь) [8], права на охрану здоровья, в том числе на охрану окружающей среды (статья 46 Конституции Республики Беларусь).
Эти положения легли в основу концепции государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды от 9 ноября 2010 года [3].
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 17 июля 2002 года Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Республики Беларусь, в том числе на настоящем Законе, об особой охране природной территории, о государственной экологической экспертизе, о гидрометеорологической деятельности, Об охране озонового слоя, об отходном законодательстве и других законодательных актах Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения между охраной окружающей среды и природопользованием.
Правовой режим природных ресурсов и иных компонентов природной среды регулируется законодательством Республики Беларусь Об охране окружающей среды, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь О земле, воде, лесе, недрах республики Беларусь, растениях, животных и иным законодательством Республики Беларусь»[18].
Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 года «О ратификации основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь», закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды», закон Республики Беларусь от 9 ноября 2010 года № 575, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года и международные договоры Республики Беларусь.
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ РАДИОАКТИВНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ
Государственная политика в области преодоления последствий аварии реализуется на всех уровнях: республиканском, областном, районном и сельском. На государственном уровне департамент по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь осуществляет государственную политику. Это главный координационный орган в этой области.
Министерство Здравоохранения, лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство образования, Национальная академия наук Беларуси и Республиканский центр оздоровления и санаторно-курортного лечения также являются республиканскими учреждениями, занимающимися минимизацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Министерство управляет семью подведомственными организациями, в частности, администрацией района исключения и переселения, Полесским государственным радиационно-экологическим заповедником, Республиканским научно-исследовательским унитарным предприятием «Институт радиологии» с тремя филиалами (Минск, Могилев-Пинск), научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белинвесткомплект» с филиалом в Мозыре, республиканскими специализированными унитарными предприятиями «Полесье» и «радон» и детским реабилитационным центром «Ждановичи» [1, с. 67].
С 1992 года в 8 районах Гомеля и 5 районах Могилевской области введено управление зонами отчуждения и переселения, которое является специализированным государственным органом, обеспечивающим особый правовой режим в области зон эвакуации, приоритетов и последующего переселения.
ГЛАВА 3 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
Реакция властей на радиационные аварии, информирование общественности о рисках, связанных с радиационными авариями, а также меры защиты основаны на национальных и международных стандартах радиации и объективной оценке принятых мер. Из-за разногласий между научным сообществом и общественностью в оценке радиоактивных последствий аварии в начале 2003 года.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) учредило Чернобыльский форум для ретроспективной оценки воздействия аварий на окружающую среду и здоровье человека и рекомендации правительствам о дальнейших действиях, таких как восстановление окружающей среды и специальные медико-санитарные меры, а также дальнейшие исследовательские действия.
В форуме приняли участие 8 организаций ООН: международное агентство по атомной энергии(МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций по координации гуманитарных вопросов, а также представители правительств наиболее пострадавших стран Беларуси, Российской Федерации и Украины. Форум был создан в рамках стратегии Организации Объединенных Наций по чернобыльскому десятилетию, которая была запущена в 2002 году и опубликована под названием «гуманитарные последствия ядерной аварии на Чернобыльской АЭС: Стратегия восстановления». Д-р Бартон Беннетт, руководитель фонда исследований радиационных воздействий (Хиросима, Япония), выступил модератором Чернобыльского форума и последующих встреч.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель Государственной программы по обеспечению охраны окружающей среды – обеспечение охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности страны и перехода к «зеленой» экономике, а также выполнения международных обязательств Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Полагаем, что для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи:
- обеспечить потребности экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, повысить уровни геологической изученности территории Республики Беларусь для выявления месторождений полезных ископаемых, геологического обеспечения проектов в области строительства, мелиорации, обороны, экологии, оценки и прогноза состояния недр на территориях, подверженных опасным геологическим процессам и явлениям;
- повысить уровни гидрометеорологической безопасности государства и снизить угрозы жизнедеятельности населения и ущерба экономике страны от опасных гидрометеорологических явлений, повысить оперативность в обеспечении государственных органов, иных организаций и физических лиц гидрометеорологической информацией, совершенствовать метеорологическое обеспечение безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации;
- смягчить последствия изменения климата для обеспечения устойчивого развития экономики страны посредством сокращения выбросов парниковых газов в целях уменьшения темпов изменения климата, достичь более высокого качества атмосферного воздуха, обеспечивающего экологически безопасные условия жизни населения, охранять и восстанавливать нарушенные водные объекты до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия для жизни населения и функционирования водных экологических систем;
1. Атлас современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Беларуси (АСПА Россия-Беларусь) / Под ред. Ю.А. Израэля и И.М. Богдевича. Москва-Минск: Фонд «Инфосфера»-НИА-Природа, 2009. 140 с.
2. Государственная программа «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minpriroda.gov.by/ru/docs-ru/.
3. Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 гг. и на период до 2020 г. // Сайт Департамента по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chernobyl.gov.by/index.php?option=com_phocadownload&view=category&download=56:govprogramm2011- 15&id=4:docprogramm.
4. Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Минск, 2018. С. 8–9.
5. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 17 июля 2002 г. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=v19201982
6. Ильин Л.А. Реалии и мифы Чернобыля. М.: Alara Limited, 2014. – 448 с.
7. Итоговый доклад о совещании по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле: Доклад Международной консультативной группы по ядерной безопасности. Вена, МАГАТЭ, 1988.
8. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Режим доступа: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnyedokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/
9. Медицинские аспекты аварии на Чернобыльской атомной электростанции // Материалы научной конференции 11–13 мая 1988 г., Киев. Киев: Здоровье, 1988.
10. Медицинские последствия Чернобыльской аварии и специальные программы здравоохранения. Женева, ВОЗ, 2006. – С.98.
11. Международный консультативный комитет. Международный чернобыльский проект. Технический доклад «Оценка радиологических последствий и защитных мер». Вена: МАГАТЭ, 1992. Глава 12. – С. 11.
12. Научный комитет ООН по действию атомной радиации. Источники и эффекты ионизирующей радиации. Отчет за 2000 год с приложениями / Пер. с анг. под ред. Ю.С. Рябухина и С.П. Ярмоненко. М: РАДЭКОН, 2001.
13. Оценка дозовой нагрузки на население и долгосрочных радиологических последствий в результате аварии на ЧАЭС / Л.А. Булдаков [и др.] // Ближайшие и отдаленные последствия радиационной аварии на Чернобыльской АЭС / Под ред. Л.А. Ильина и Л.А. Булдакова. М.: Министерство здравоохранения СССР, 1987. С. 5–17.
14. Подведомственные организации // Сайт Департамента по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.chernobyl.gov.by/index.php?option=com_content&view=article&id=17&Itemid=16.
15. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2013 г. № 503 – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21300503.
16. Прогноз медицинских последствий на ЧАЭС для населения РСФСР / П.В. Рамзаев [и др.] // Ближайшие и отдаленные последствия радиационной аварии на Чернобыльской АЭС / Под ред. Л.А. Ильина и Л.А. Булдакова. М.: Министерство здравоохранения СССР, 1987. С. 348–354.
17. Трахтенгерц Э.А., Шершаков В.М., Камаев Д.А. Компьютерная поддержка управления ликвидацией последствий радиационного воздействия. М.: СИНТЕГ, 2004. 460 с.
18. Характеристика пострадавших районов // Сайт Департамента по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chernobyl.gov.by/index.php?option=com_content&view=article&id=88&Item id=38.
19. Экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС и их преодоление: двадцатилетний опыт. Вена, МАГАТЭ, 2006. – 986 с.