Введение
Глава 1. Организация фирменной торговли продовольственными товарами в РБ
1.1. Сущность и задачи фирменной торговли
1.2. Нормативная база по организации фирменной торговли
1.3. Зарубежный опыт организации фирменной торговли
Глава 2. Организация работы продовольственными товарами фирменного розничного торгового объекта магазин Спартак
2.1. Организационно-экономическая характеристика фирменного магазина Спартак
2.2. Фирменный стиль розничного торгового объекта Спартак
2.3. Пути совершенствования фирменной торговли в РБ
Заключение
Список используемых литературных источников
Приложения
Введение
В настоящее время вопрос повышения эффективности торговли брендами приобрел особую актуальность. Его развитие во многом зависит от применения передовых технологий, рационального использования торговых площадей, оснащения магазина современным высокопроизводительным торговым оборудованием.
Важнейшей задачей брендовой торговли является обеспечение потребителей не только товарами, но и сопутствующими услугами, поскольку рекламные и рекламные инструменты, предоставляемые производителями, позволяют лишь якобы информировать потребителей об истинных качественных характеристиках товара, которые зачастую не приносят желаемых результатов в условиях острой конкуренции.
Фирменный магазин в первую очередь реализует продукцию, произведенную учредителем или полученную за такую продукцию. Они являются последним звеном в кругообороте товаров. Именно здесь проводится реальная оценка производимой промышленностью продукции и определяется ее дальнейшая судьба на рынке. В условиях рыночной экономики развитие брендовых цепочек обусловлено рядом причин. Одна из них заключается в том, что производители продукции хотят иметь доступ к собственным каналам продаж для получения прямой информации о ситуации на рынке [1, с. 64].
Опыт показывает, что успех деятельности на рынке товаров народного потребления зависит от познания ключевых проблем развития того или иного рынка (товарного, регионального).
В условиях полной самостоятельности предприятий знание конъюнктуры рынка позволяет правильно оценить производственные возможности коллектива, уменьшить степень коммерческого риска, связанного с выходом нового товара на рынок, предпринять необходимые меры для расширения производства или замены продукции на другую, нужную покупателям. Таким образом, важное назначение фирменных магазинов – изучение спроса на продукцию и оперативное получение информации о нём. Имея непосредственный контакт с различным контингентом покупателей и прямые связи с промышленными предприятиями, фирменные магазины могут оперативно реагировать на происходящие изменения конъюнктуры рынка и своевременно ставить в известность об этом производителей товаров.
Общеизвестно, что одной из основных целей создания и деятельности торговой организации является получение прибыли.
Глава 1. Организация фирменной торговли продовольственными товарами в РБ
1.1. Сущность и задачи фирменной торговли
Переход к рыночным отношениям требует широкой экономической самостоятельности организаций, возможностей проведения ими разнообразных производственных, сбытовых и финансовых маневров для максимального реагирования на изменения общественных и индивидуальных потребностей различных слоев населения. Важное значение в приспособлении промышленности к требованиям рынка принадлежит фирменным магазинам.
Фирменным магазином считается розничная торговая организация, учредителем (учредителями) которой является субъект (субъекты) хозяйствования, выпускающий товары, и реализующее преимущественно товары учредителя [2, с. 87].
Фирменный магазин не имеет права осуществлять оптовую торговлю, за исключением мелкооптовых операций по продаже продукции его учредителей для использования (потребления) на территории Республики Беларусь.
Фирменный магазин может быть открыт организацией-изготовителем как по месту нахождения учредителя, так и в других регионах республики, а также за ее пределами.
Фирменный магазин – это торговая организация, основными функциями и задачами которой являются:
- изучение и формирование спроса населения на вырабатываемую продукцию;
- активное воздействие на проводимую промышленными организациями работу по обновлению и улучшению ассортимента товаров и улучшению их качества, проведение консультаций и оказание других услуг;
- осуществление мероприятий по рекламе товаров;
- широкое применение прогрессивных форм продажи товаров;
- обеспечение высокого уровня торгового обслуживания.
Фирменные магазины являются составной частью розничной торговой сети города и осуществляют свою деятельность в условиях конкуренции с другими субъектами хозяйствования.
По подчиненности фирменные магазины делятся на три типа:
- фирменные магазины отрасли – в них представлена продукция всех или многих организаций данного министерства;
Глава 2. Организация работы продовольственными товарами фирменного розничного торгового объекта магазин Спартак
2.1. Организационно-экономическая характеристика фирменного магазина Спартак
СП ОАО «Спартак» – предприятие со смешанной формой собственности, с иностранными инвестициями и долей государства. СП ОАО «Спартак» является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный, гербовую печать, штамп, фирменные бланки, товарный знак.
Кондитерская фабрика «Спартак» основана в 1924 году. В 1994 году государственная кондитерская фабрика «Спартак» была преобразована в открытое акционерное общество «Спартак» (ОАО «Спартак»), а в 1998 году - в совместное предприятие открытое акционерное общество «Спартак» (СП ОАО «Спартак»). Оно было создано в соответствии с решением Общего собрания акционеров Протокол №8 от 26 марта 1998 года.
СП ОАО «Спартак» зарегистрировано в Министерстве внешнеэкономических связей 29 мая 1998 года, регистрационный номер 1994. Вышестоящая организация – Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром».
К преимуществам фирменных магазинов СП ОАО «Спартак» следует отнести повышенную гибкость, способность быстро откликаться на желание заказчика, разнообразие ассортимента по сравнению с конкурентами. Только в последнее время в СП ОАО «Спартак» реализуется около 30 наименований разнообразных изделий, которые запатентованы как по способам производства, так и по композициям ингредиентов.
Целью деятельности фирменных магазинов СП ОАО «Спартак» является реализация продукции в соответствии с потребностями рынка, расширение ассортимента для получения прибыли.
Фирменные магазины СП ОАО «Спартак» специализируется на реализации кондитерских изделий следующих групп: карамель, печенье, конфеты, шоколад, вафли, торты. Фирменные магазины реализуют широкий ассортимент продукции: карамель – свыше 40 наименований; конфеты, глазированные шоколадом – 35 наименований; печенье – около 40 наименований; вафли – около 20 наименований; конфеты, расфасованные в коробки – свыше 10 наименований; шоколадные изделия – 10 наименований; торты – около 10 наименований.
Заключение
В современных условиях необходимость запуска фирменного магазина становится особенно актуальной. Переход к рынку требует глубокого исследования и рассмотрения всех аспектов продвижения продукта по потребительской цепочке, начиная с зарождения идеи, создания продукта и заканчивая его продажей. Эффективное управление рынком требует скоординированных отраслевых, торговых, ценовых и рекламных кампаний во всех секторах.
Организация фирменного магазина должна производиться в соответствии с Основными правилами ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4.11.1992 № 666, нормативными актами Министерства торговли, исполнительных и распорядительных органов по вопросам государственного регулирования торговли.
Опыт развитых стран в области торговли свидетельствует об ускоренном процессе обновления и модернизации материально-технической базы отрасли и совершенствования торговых процессов. Основной формой реализации товаров в современных условиях остается розничная торговля.
К преимуществам фирменных магазинов СП ОАО «Спартак» следует отнести повышенную гибкость, способность быстро откликаться на желание заказчика, разнообразие ассортимента по сравнению с конкурентами. Только в последнее время в СП ОАО «Спартак» реализуется около 30 наименований разнообразных изделий, которые запатентованы как по способам производства, так и по композициям ингредиентов.
Выручка от реализации продукции СП ОАО «Спартак» увеличилась в 2018 году на 1251 тыс. руб. или 4,8 % по сравнению с 2017 г., а в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличилась на 1242 тыс. руб. или 4,6 %.
Что касается чистой прибыли, можно говорить о ее отсутствии, за период 2017-2019 гг. отмечается рост убытков, а именно, в 2018 г. данный показатель снизился на 2475 тыс. руб., к 2019 г. снижение составило еще 2000 тыс. руб. по сравнению с 2018 г. Такое состояние говорит об ухудшении деятельности организации, и требует внесения незамедлительных решений.
1. Розничная и оптовая торговля Республики Беларусь, 2019: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2019. – 222 с.
2. Николаева, Т.П. Фирменная торговля производственных предприятий и ее значение в развитии потребительского рынка крупного города / Т.П. Николаева, Н. А. Николаева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 2. – С.87-93.
3. Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова, С.П. Гурская, Р.Н. Кольцова. – Минск, Вышейшая школа, 2017. – 370 с.
4. Грибанова, И.В. Организация и технология торговли: учебное пособие / И.В. Грибанова, Н.В. Смирнова. – Минск: РИПО, 2016. – 411 c.
5. Дашков, Л. П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле): учебник /Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К°, 2015. – 456 с.
6. Каплина, С.А. Организация и технология розничной торговли / С.А. Каплина. – М.: Феникс, 2015. – 336 с.
7. Квасникова, В.В. Организация и технология торговли: курс лекций / В.В. Квасникова. – Витебск: ВГТУ, 2016. – 400 с.
8. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гаврилов. – Мн.: Новое знание, 2015. – 240 с.
9. Панкратов, Ф.Г. Организация и технология торговых процессов / Ф.Г. Панкратов. – М.: Экономика, 2016. – 304 с.
10. Патров, В.В. Розничная торговля / В.В. Патров, М.Л. Пятов, В.А. Липатов – М.: Маркетинг, 2015. – 241 с.
11. Платонов, В. Н. Организация и технология торговли: учебник / В. Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2016. – 317 с.
12. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов / Ф.П. Половцева. – М.: Инфра-М, 2016. – 247 с.
13. Широких, А.А. Организация и технология торговли: учебно-методический комплекс / А.А. Широких, М.К. Хвалей. – Минск: ИПД, 2017. – 263 с.
14. Пилипук, А. В. Организация фирменных торгово-сбытовых систем [Электронный ресурс] / А. В. Пилипук; под ред. В. Г. Гусакова // Административно-управленческий портал. – 2019. – Режим доступа: http://www.aup.ru
15. Концепция реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: приказ министра торговли Респ. Беларусь, 29 дек. 2011 г., № 178 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
16. О развитии фирменной торговли: Указ Президента Респ. Беларусь, 20 марта 1996 г. № 113: в ред. указов Президента Респ. Беларусь, 03.01.97 г. № 12, 15.09.98 г. № 448 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
17. Типовое положение о фирменном магазине предприятия (объединения) : приказ министра торговли Респ. Беларусь от 27.10.1998 г. № 138 ; с изм. и доп. от 2 окт. 2003 г., № 47 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2019. – № 8.
18. О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: закон Респ. Беларусь, 8 янв. 2014 г., № 128-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.