ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Каждое государство осуществляло единую политику на всех уровнях исторического становления и развития, отражающую основные нравственные устои общества, уровень правосознания и влияние международных актов в области прав человека, в частности одним из направлений национальной политики является порядок обращения с правонарушителями.
Безусловно, наказания, не связанные с ограничением свободы, являются гуманной альтернативой и особенно актуальной темой в области уголовно-исполнительного законодательства. Их назначение и применение стало популярным потому, что они были, прежде всего, более мягкими в соответствии с иерархией, предусмотренной Уголовным кодексом Республики Беларусь.
Тот факт, что данные наказания было возможно применять еще задолго до принятия действующего Уголовного кодекса Республики Беларусь, также свидетельствует о том, что в советское время некоторые уголовные наказания были более или менее схожи с современными толкованиями наказаний, не связанных с ограничением и лишением свободы. Это положение применяется только к общественному и исправительному труду.
Несмотря на то, что эти наказания оказали положительное влияние, исследователи в юридической литературе и практике подвергли критике эти виды наказаний, утверждая, что нет необходимости их различать. Однако мне кажется, что применение различных точек зрения на них невозможно без веских аргументов.
Поэтому эти виды уголовных наказаний всегда считались наиболее гуманными, и их включение в перечень наказаний изначально было направлено на расширение системы наказаний, не имеющей ничего общего с социальной изоляцией.
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
Наказание – это мера государственного принуждения, применяемая судом со стороны государства к лицам, виновным в совершении преступления. Никто, кроме как уполномоченные органы от лица государства, не имеет права применять наказание. Применение санкций является исключительным правом и одновременно обязанностью государства [1, с.48].
Статья 47 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) дает легальное определение понятия наказания и определяет его следующим образом наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного [2].
УК содержит перечень наказаний, которые существенно различаются по характеру и уровню карательного воздействия. Это позволяет суду, выбирая наказание, учитывать не только общественную опасность совершенного преступления, но и учитывать личность осужденного [3, с. 49].
Система наказаний представляет собой перечень, который является строго обязательным для суда и располагается в определенном порядке.
Система наказаний также важна для практической деятельности.
Во-первых, суд имеет возможность применять различные наказания, которые способствуют эффективности реализации целей уголовной ответственности.
Во-вторых, уголовно-исполнительная система дает возможность избрать наказание и его размер с учетом характера и общественной опасности преступления, личности преступника и других обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность [4, с. 95].
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
Статья 49 УК закрепляет, что общественные работы заключаются в выполнении осужденным бесплатного труда в пользу общества [2]. Из этого следует, что в ходе общественных работ осуществляется привлечение осужденного к труду. Соответственно, осужденный занимается осуществлением определенной трудовой деятельности.
Однако, исходя из статьи 4 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), определяющей сферу его действия, общественные работы трудовым законодательством не регулируются. Отсутствие норм трудового законодательства, регулирующих труд лиц, отбывающих наказание в виде общественных работ, является проблемой национального законодательства [11].
Суть этой проблемы заключается в том, что в ТК нет положений, которые бы регулировали отношения между лицом, осужденным к наказанию в виде общественных работ и организацией по месту отбывания данного наказания, т. е. нет норм, регулирующих права и обязанности осужденных и администрации данной организации; гарантии и компенсации осужденным; охрану труда осужденных и другие.
Нормы УИК регулируют вышеперечисленные отношения лишь в общих чертах. Так, статья 24 УИК закрепляет, что осужденные к общественным работам обязаны работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок общественных работ, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организаций, в которых они отбывают общественные работы, добросовестно относиться к труду и т.д. [6]
Также устанавливается, что в случае предоставления осужденному в период отбывания общественных работ социальных отпусков в связи с обучением или в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС либо по уважительным причинам личного и семейного характера исполнение данного наказания приостанавливается на период указанных отпусков.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
Развитие и совершенствование отечественного института исполнения общественных работ невозможно без изучения зарубежного опыта, тем более что уголовные наказания, связанные с выполнением общественно полезных работ, нашли широкое применение в зарубежных странах.
Аналоги общественных работ, помимо практически всех бывших союзных республик, присутствуют и в странах дальнего зарубежья. Несмотря на популярность исследуемого вида наказания, в зарубежном законодательстве называется он по-разному, при этом, как верно отмечено А. С. Колосовым, «практически во всех странах название рассматриваемой меры дословно переводится как общественные (общественно полезные) работы» [14, с. 180].
Действительно, например, в Азербайджане, Армении, Дании, Голландии, Норвегии, Украине аналоги общественных работ именуются «общественные работы», в Грузии – «общественно полезный труд», в Израиле – «общественно полезные работы», в Казахстане и Киргизии – «привлечение к общественным работам», во Франции – «работы в общественных интересах», в Испании – «работа в пользу общества». Помимо указания на общественный (общественно полезный) характер работ, в ряде стран в названии рассматриваемого уголовного наказания указывается на их бесплатность: в Англии – «предоставление бесплатных услуг обществу», в Молдове – «неоплачиваемый труд в пользу общества», в Аргентине – «неоплачиваемая работа в пользу государства или общественно полезных организаций» [15, с.98].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Суд имеет возможность применять различные уровни наказания, что способствует эффективности реализации целей уголовной ответственности. Предусмотренная действующим УК система наказания дает возможность выбрать наказание и его размер с учетом характера и общественной опасности совершенного преступления, личности обвиняемого и других обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность.
В настоящее время все более актуальной становится задача ограничения применения наказаний, связанных с лишением свободы. Содержать большое количество граждан в исправительных учреждениях экономически невыгодно для государственного бюджета.
Лица, у которых есть постоянное место работы либо обучающиеся по очной форме обучения, вправе отбывать общественные работы по четыре часа в день. Осужденные, у которых нет постоянной работы, имеют право отбывать наказание от четырех до восьми часов в день. В этом случае от них требуется письменное согласие. Несовершеннолетние осужденные отбывают общественные работы не более трех часов в день. При наличии основного места работы либо учебы не более двух часов в день.
Контроль за исполнением приговора суда возлагается на УИИ по месту жительства осужденного. Инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбытия наказания, проводят профилактические беседы, осуществляют счет суммарного учета отработанного времени осужденных, занимаются проверкой эффективности работы осужденных в местах исполнения наказания.
Наказанию в виде общественных работ принадлежит важное место в системе уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
1. Ахраменка, Н.Ф. Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь: учебное пособие. – Мн.: Академия МВД, 2017. – 180 с.
2. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З: Принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. [Электронный ресурс] // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
3. Селиверстова, В.И. Уголовно-исполнительное право: учебник для юридических вузов / Селиверстова В.И. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2016. – 392 с.
4. Коробеев, А. И. Полный курс уголовного права / А. И. Коробеев. – СПб. : Юрид. центр Пресс, 2018. – 1133 с.
5. Кадушкин, С.А. Правовые основы применения уголовных наказаний и иных мер уголовной ответственности, не связанных с лишением свободы в Республике Беларусь / С.А. Кадушкин // Проблемы борьбы с преступностью. – Брянск, 2016. – Ч.2. – С.107-111.
6. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11 января 2000 г. № 365-З: принят Палатой представителей 14 декабря 1999 года: одобрен Советом Республики 22 декабря 1999 года [Электронный ресурс] // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
7. Гайкович, С.Л. Общественные работы как вид наказания, не связанного с изоляцией осужденного о общества / С.Л. Гайкович // Беларусь в современных геополитических условиях: политико-правовые и социально-экономические аспекты устойчивого развития; материалы респ. науч.-практ. конф.– Минск, 2017. – С.182-183.
8. Шевцов, Ю.Л. Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь: ответы на экзаменационные вопросы / Шевцов Ю.Л. – Мн.: Тетралит, 2016. – 272 с.
9. Ветров, Н.И. Уголовное право. Общая часть / Н.И. Ветров. - М.: Юнити-Дана, 2017. – 415 с.
10. Хомич, В.М. Общественные работы должны применяться рационально / В.М. Хомич, С. Акулова // Законность и правопорядок. – 2017. – № 2. – С.21-24.
11. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 года : одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года [Электронный ресурс] // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
12. Арямов, А.А. Методология назначения наказания по уголовному законодательству / А.А. Арямов. – СПб.:Питер, 2012. – 312 с.
13. Михлин, А.С. Уголовно-исполнительное право : учебник для вузов / А.С. Михлин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высшее образование, 2018. – 422 с.
14. Колосов, А. С. Зарубежный опыт применения наказания в виде обязательных (общественных) работ / А.С. Колосов // Вестник Владимирского юридического института. – 2017. – № 4(5). – С. 180–183.
15. Орлов, В.Н. Наказания, не связанные с ограничением свободы в современном зарубежном уголовном законодательстве / В.Н. Орлов. – Ставрополь, 2019. – 220 с.
16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ: в ред. от 04.11.2019 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
17. Зубарев, С.М. Уголовно-исполнительное право / С.М. Зубарев. - М.: Высш. образование, 2013. - 173 с.
18. Питкевич, Л. П. Обязательные работы в Российской Федерации и зарубежных странах / Л.П. Питкевич // Бизнес в законе. – 2016. – № 4. – С. 38–49.
19. Кропачев, Н.М. Уголовно-исполнительное право: общая часть: учеб. / Н.М. Кропачев, Б.В. Волженкин, В.В. Орехов. – СПб.: Изд. Дом, 2016. – 762 с.
20. Елизаров, А. Б., Князев, А. В. Исполнение отдельных видов наказаний в Великобритании и Финляндии / А.Б. Елизаров, А.В. Князев // Вестник Владимирского юридического института. – 2017. – № 4(5). – С. 175–180.