ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРОКУРОРА КАК УЧАСТНИКА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
ГЛАВА 2 ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Полномочия прокурора по надзору за законностью приема, регистрации и рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях
2.2 Полномочия прокурора на стадии предварительного расследования
2.3 Прокурор как государственный обвинитель
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Прокурорская деятельность является широкой и всеобъемлющей. Это в какой-то мере затрагивает все виды правовых отношений, которые возникают как в общественной жизни, так и в сферах законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, различных органов и учреждений, независимо от формы собственности.
Действующее законодательство налагает на прокуратуру обязательство осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Прокурорский надзор является самостоятельным типом государственной деятельности, осуществляемой специальным субъектом – централизованной системой органов прокуратуры путем осуществления надзора за соблюдением законности на всей территории Республики Беларусь от имени Республики Беларусь.
Независимость прокурорского надзора как формы государственной деятельности определяется его содержанием и заключается в проверке точности исполнения, соблюдении требований законов, соблюдении других правовых актов в законодательстве и устранении выявленных нарушений.
Специфика прокурорского надзора как вида государственной деятельности заключается в том, что он не применяется к деятельности какой-либо одной ветви власти (исполнительной, представительной, судебной). Имея функциональную связь с каждой из трех ветвей власти, прокуратура не принадлежит ни одному из них. Эта позиция прокуратуры в государственной структуре позволяет сбалансировать ветви власти и обеспечить их оптимальное функционирование.
Данные обстоятельства, на наш взгляд, бесспорно, указывают на актуальность избранной темы исследования.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРОКУРОРА КАК УЧАСТНИКА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
Судебно-правовая реформа 90-х годов прошлого века в Беларуси, как и в других странах постсоветского пространства, положила начало становлению независимой судебной власти. Это потребовало пересмотра устоявшихся представлений о роли прокурора, в том числе и в сфере уголовного процесса [19, с.33].
По действующему законодательству прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде. Надзорная функция прокурора сохранена лишь при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, а также в ходе предварительного расследования.
Помимо этого, прокурор согласно ст.25 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК) осуществляет надзор за соответствием закону судебных решений по уголовным делам и их исполнением [20].
Представляя орган уголовного преследования, прокурор возбуждает уголовное дело и расследует его в полном объеме, поручает расследование нижестоящему прокурору либо органу предварительного следствия, отказывает в возбуждении уголовного дела, реализует иные полномочия, предоставленные ст. 34 УПК и другими нормами уголовно-процессуального законодательства.
Такую регламентацию рассматриваемых правоотношений в УПК следует признать правильной и отвечающей современным подходам о должной модели процессуальных взаимоотношений прокурора с судом и органами предварительного следствия.
ГЛАВА 2 ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Полномочия прокурора по надзору за законностью приема, регистрации и рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях
Прокурор Республики Беларусь оставляет за собой право при досудебном производстве материалов и уголовных дел, возбуждении уголовного дела, доведении его до производства и полного расследования, используя полномочия следователя или доверив его расследование подчиненному прокурору или соответствующему органу предварительного следствия; отказать в возбуждении уголовного дела.
На стадии возбуждения уголовного дела важна роль прокурора, которая обосновывает объем процессуальных, надзорных и организационно-административных полномочий, возложенных на него УПК.
УПК не предусматривает отказа в принятии сообщения о преступлении. Каждое заявление о преступлении должно приниматься должностным лицом правоохранительных органов, регистрироваться и разрешаться в установленном порядке по указанию подразделения органа внутренних дел, обязанного осуществлять эту деятельность.
Положения части первой статьи 172 УПК требуют, чтобы прокуратура в течение срока, установленного ст. 173 УПК, принимала информацию о совершенном или подготовленном преступлении, проверяла его и принимала решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела [20].
Сформулированы рекомендации по практике прокурорского надзора за законностью уголовных дел, в соответствии с которыми проводится проверка по следующим основаниям:
1. основания для возбуждения уголовного дела соответствуют требованиям закона;
2. наличие правовых оснований для возбуждения уголовного дела;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Прокурорский надзор вызывает большой интерес как в мировой юридической науке, политике и обществе в целом, так и в белорусской правовой науке, в частности. Это связано с особым значением института органов прокуратуры, а также с тем, что его становление и развитие в Республике Беларусь проходили в достаточно своеобразной форме. В системе правоохранительных органов Республики Беларусь прокуратура занимает специфическое место.
В Конституции Республики Беларусь указывается, что прокуратура является системой. Роль прокуратуры в механизме государственной власти в Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» более четко определена с юридической точки зрения. Однако вопрос о роли прокуратуры в этом механизме остается одним из основных пунктов современной правовой реформы.
В доктрине уголовного процессуального права активно дискутируется вопрос, касающийся определения процессуально-правового статуса прокурора в уголовном процессе. Наличие столь активной дискуссии объясняет непрекращающийся интерес ученых правоведов к исследованию данного вопроса. Непосредственно выступая в суде в защиту государственных интересов, а также прав и интересов граждан, прокурор реализует правозащитную функцию.
Роль прокурора в уголовном процессе предопределяется, с одной стороны, государственно-правовой функцией прокуратуры в целом, с иной точки зрения – значимостью и назначением прокурора при производстве по уголовному процессу. А также государственно-правовая функция прокуратуры состоит в обеспечении унифицированного соблюдения законов в целой всего государства и абсолютно всеми государственными органами, должностными лицами, организациями и населением.
1. Авраменко, Е. А. Уголовный процесс: учебное пособие / Е. А. Авраменко. – Минск: Академия МВД, 2013. – 734 с.
2. Бастрыкин, А.И. Уголовный процесс: учебник / А. И. Бастрыкин [и др]. – Москва: Норма, 2015. – 545 с.
3. Борико, С. В. Уголовный процесс: учебник / С. В. Борико. – Минск: Тесей, 2015. – 320 с.
4. Борико, С.В. Судебная система и прокурорский надзор (правоохранительные органы): учебник / С.В. Борикo. – Минск: Амальтея, 2012. – 304 с.
5. Бородин, С. В. Уголовный процесс: учебник / С. В. Бородин. – М.: Норма, 2016. – 389 с.
6. Винокуров, Е.Ю. Прокурорский надзор: учебник / Ю.Е. Винокуров [и др.]. – 6-е изд., Перераб. и доп. – М .: Высшее образование, 2018. – 60 с.
7. Гриненко, А.В. Уголовный процесс: учебное пособие / А. В. Гриненко. – Москва: Эксмо, 2015. – 413 с.
8. Доля, Е. А. Уголовный процесс: учебник / Е. А. Доля. – М.: Просвещение, 2017. – 289 с.
9. Карнеева, Л. М. Особенности предъявления обвинения и допроса: учеб. пособие / Л. М. Карнеева. – М.: Акад. МВД, 2009. – 355 с.
10. Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь № 205 от 10.04.2002 г. [Электронный ресурс] // Нац. Центр правовой информации. Республика Беларусь. – Минск, 2020.
11. Кругликов, А. П. Уголовный процесс: учебник для бакалавров. / А.П. Кругликов. – М.: Норма, 2015. – 462 с.
12. Мытник, П. В. Уголовный процесс / П. В. Мытник. – Минск: Тесей, 2015. – 287 с.
13. Назаров, С.Н. Прокурорский надзор / С.Н. Назаров. – М.: Проспект, 2008. – 320 с.
14. О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Следственного комитета Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З [Электронный ресурс] // Нац. Центр правовой информации. Республика Беларусь. – Минск, 2020.
15. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 года № 220-З [Электронный ресурс] // Нац. Центр правовой информации. Республика Беларусь. – Минск, 2020.
16. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства органами уголовного преследования: приказ Генпрокурора от 03.01.2013 № 1 [Электронный ресурс] // Нац. Центр правовой информации. Республика Беларусь. – Минск, 2020.
17. Рыжаков, А.П. Уголовный процесс: учебник для вузов / А.П. Рыжаков. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : НОРМА, 2014. – 704 с.
18. Смирнов, А.В. Уголовный процесс: учебник / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский. - М.:Инфра-М, 2018. - 751 с.
19. Сологубов, А. С. Особенности правового статуса органов прокуратуры / А. С. Сологубов. – М .: Наука, 2006. – 213 с.
20. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня. 1999 г .: утвержден Сов. Респ. 30 июня 1999 г. [Электронный ресурс] // Нац. Центр правовой информации. Республика Беларусь. – Минск, 2020.
21. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ : принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года : одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года [Электронный ресурс] // СПС «КонслуьтантПлюс». – М., 2020.
22. Шпилев, В. Н. Участники уголовного процесса / В. Н. Шпилев. 2-е изд.,перераб. и доп. – Минск: БГУ, 2015. – 178 с.