ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА ПРИ РАЗВОДЕ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Изучение эмоционального состояния личности в подростковом возрасте
1.2 Последствия развода родителей на формирование эмоционального состояния подростка
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ РАЗВОДЕ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка коррекционной программы по улучшению эмоционального состояния подростков при разводе родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Трудности, с которыми сталкивается семья, и их последствия представляют большой интерес для психологов, социологов и преподавателей. Проблема развода, являющаяся одной из таких трудностей, становится особенно актуальной сегодня. Т.А. Гурко, анализируя трансформацию современной семьи, считает, что брак становится все более нестабильным.
На современном этапе развития общества во всем мире и многие исследователи отмечают массовое распространение и рост количества разводов. Многие авторы рассматривают развод как негативное явление, как форму проявления дезорганизации семьи. В массовом сознании развод обычно ассоциируется с определенным стыдом, оттенком личного упадка, проявлением слабости, неизбежным разрывом стабильных отношений с детьми. Мало кто из авторов считает, что развод может выполнять конструктивную функцию, если он может привести к реальному и правильному решению проблемы и привести к эмоциональному росту и «нравственному возрождению» обоих партнеров.
Рост количества разводов, по мнению С.И. Голода, в определенном смысле предопределен переходом к новому способу заключения брака, когда основное значение приобретает свободный выбор супруга, основанный на чувстве любви и личной селективности. Свобода выбора партнера, основанного на необходимости, предполагает свободное расторжение брака в условиях, когда брачные отношения терпят неудачу. В настоящее время развод считается неотъемлемой частью семейной системы, что необходимо для ее реорганизации в случаях, когда невозможно сохранить семью в ее прежнем составе и структуре.
Проблема развода тесно связана с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке развод понимается как юридический, экономический и психологический разрыв отношений, который влечет за собой перестройку жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что даже после их расторжения психологические аспекты последствий разрыва не только сохраняются, но и выходят на первый план.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что развод родителей отражается на психологическом состоянии их детей. Отношение детей к разводу или к разъезду родителей зависит от их связи с каждым из них и от того, в каком свете они видели совместную жизнь своих родителей, от причины развода, от общего микроклимата в семье и воспитания. Разрыв родственных связей отрицательно сказывается на социализации подрастающих поколений, на эмоциональном состоянии подростка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ РАЗВОДЕ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Изучение эмоционального состояния личности в подростковом возрасте
Подростковый возраст – самый трудный и трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Важнейшей отличительной чертой этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в самопознании подростка, которые имеют решающее значение для всего последующего развития и становления его личности. В этот период личность подростка характеризуется некоторыми особенностями, которые существенно отличают его от взрослого. Это гиперчувствительность и возбудимость, дисбаланс, раздражительность, сочетание застенчивости, застенчивости с застенчивостью и замкнутостью, стремление к самостоятельности, освобождение от влияния властей, переход к самостоятельности, индивидуализация психики и, в то же время, недостаточность ее индивидуального характера [9, с. 21].
Подростковый период – это разумный период развития эмоциональной сферы личности. Здесь на первый план выходят эмоции и чувства подростка. Подростковый период – это период повышенной эмоциональности, которая проявляется в легкой возбудимости, страсти, частой смене настроений и т.д. На этом этапе ребенок как бы переходит из детства в новое состояние. Известно, что «взрослая» жизнь сложнее, чем жизнь детей, и не все взрослые чувствуют себя в ней комфортно. Подростку приходится осваивать эту сферу во всей ее сложности за относительно короткое время. Поэтому подросток иногда становится уязвимым, эмоционально неустойчивым и проявляет чувство незащищенности, тревоги, отсутствия чувства безопасности и защищенности. Часто все это приводит к срыву в развитии эмоциональной сферы. Недостатком в развитии эмоциональной сферы, который отчетливо проявился в подростковом возрасте, является поверхностность чувств, их стремительное затухание, а также нищета эмоциональной жизни: узкий круг явлений, событий окружающего мира, которые могут вызвать эмоциональную реакцию. Существенным недостатком подростков является также односторонняя ориентация чувств на предметный мир в ущерб их ориентации на сферу человеческих отношений.
Дефекты эмоциональной сферы очень важны для человека, так как механизм эмоций необходим для регулирования поведения и деятельности человека, и чем лучше функционирует этот механизм, тем стабильнее психическая деятельность человека, тем гармоничнее его поведение. Не случайно, например, дети родителей, которые эмоционально неразвиты и несчастливы, могут развиваться с нарушениями психической деятельности, и эти нарушения влияют не только на саму эмоциональную сферу, но и непосредственно влияют на всю линию поведения подростков, на их манеру держаться, на их взаимоотношения с другими людьми.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ РАЗВОДЕ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной курсовой работы является изучить эмоциональное состояние подростков при разводе родителей. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое включало несколько этапов.
На первом этапе были выбраны методы сбора информации и обработки данных, определена технология проведения эмпирического исследования. включал в себя изучение, обработку и систематизацию общей и специальной научной литературы, разработку концепции исследования, его цели, задач, объекта, предмета, уточнение методического замысла, подбор методического инструментария, начало исследовательской работы. Проведены анализ и обобщение результатов психологических исследований, рассматривающие исследуемую в проблему.
На втором этапе проводилось комплексное психологическое исследование на основе определенной выборки, в которую вошли личности подросткового возраста. Осуществлялось целенаправленное и последовательное проведение эмпирического исследования.
База исследования: ГУО «Средняя школа №40 города Минска».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 личностей подросткового возраста (в возрасте 12-14 лет).
Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием следующих диагностических методик:
1. Опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников).
2. Методика «Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина».
Опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников) [7].
Цель методики: экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения. Описание методики. Данная методика разработана в московском медицинском институте им. И.М. Сеченова. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.
Методика «Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина» [21].
Цель: выявление уровня личностной тревожности.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На детях отрицательно сказывается развод и страдания оставшегося с ним родителя. Для детей развод родителей – это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Существуют различия в эмоциональных и поведенческих реакциях девочек и мальчиков, связанных с их переживаниями ситуации развода родителей.
Развод не проходит бесследно для детей и можно сопровождаться различными психологическими и поведенческими последствиями. Развод несомненно сказывается и на моральном состоянии детей. В большинстве случаев разведенный родитель вступает в повторный брак, формируя восстановленную семью. Существует два варианта события принятие его ребенком: дети приветствуют появление новых пап или мам; дети отвергают их по причине отчаяния, что теперь нет никаких шансов на воссоединение их родителей. Неполная семья, образовавшаяся после развода, представляет фактор риска для развития личности. Влияние неполной семьи зависит от осмысления родителем ее значения и от аффективной окраски переживания этого факта. Особенное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье отмечается в подростковом возрасте.
Развод наносит психическую травму детям, особенно в критические возрастные периоды; родители в процессе всего развода должны оградить детей от стрессовых ситуаций, т.е. убедить детей, что они не были причиной развода, и родители по-прежнему любят их; не заставлять детей делать выбор между родителями, отдавая предпочтение кому-то одному и не втягивать их в сам процесс развода, нанося тем самым психическую и эмоциональную травму; родитель, оставшийся с детьми после развода, должен вести себя достаточно корректно по отношению к другому родителю, т.е. не очернять его в глазах детей; необходимо ставить детей в известность о сложившемся положении как можно раньше не допуская, чтобы они узнали о разводе родителей от кого-то еще; родители, заметившие изменения в поведении детей, должны обратиться к психологу, чтобы своевременно выявить негативные эмоциональные переживания и провести коррекционную работу с детьми, пережившими развод родителей.
Эмоциональное состояние подростков при разводе родителей характеризуется чрезмерной эмоциональностью, а также различными переживаниями. Так, в результате исследования самочувствия, активности и настроения установлено, что для большинства подростков в период развода их родителей характерны плохое самочувствие, низкая активность, плохое настроение. Они испытывают чувство усталости, вялости, обессиленности, эмоциональный дискомфорт. Подростки при разводе родителей отказываются от посторонней активной деятельности, предпочитают спокойное времяпрепровождение, ограничиваются количеством хлопот и забот, связанных со своими личными нуждами и занятиями. При этом можно отметить, что настроение у подростков при разводе родителей часто меняется.
1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Класс, 2000. – 208 с.
2. Андреева, Т.В. Психология современной семьи. Монография / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
3. Витакер, К. Брак и семья / К. Витакер // Семейная психология и семейная терапия, 2008. – № 3. – С. 20.
4. Голод, С.И. Семья и брак: историко–социологический анализ / С.И. Голод. – СПб.: Петрополис, 2008. – 272 с.
5. Голод, С.И. Современная семья: плюрализм моделей / С.И. Голод // Социологические исследования. – 2011. – № 1. – С. 54.
6. Гурко, Т.А. Трансформация института современной семьи / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 49-54.
7. Долгова, Т.П. Проблемы комплексного изучения семьи / Т.П. Долгова, Е.В. Симонова // Социология семьи: социологические исследования. – 2000. – № 4. – С.137–139.
8. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 182 с.
9. Захарова, Г.И. Психология семейных отношений: учебное пособие / Г.И. Захарова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2009. – 63 с.
10. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
11. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. – М.: Просвещение, 2008. – 208 с.
12. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2009. – 240 с.
13. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
14. Левкович, В.П. Социально–психологический подход к изучению супружеских конфликтов / В.П. Левкович // Психологический журнал. – 2005. – Т. 6. – № 3. – С. 126-137.
15. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
16. Петровска, М. Влияние развода родителей на жизнедеятельность ребенка / М. Петровска // Адукацыя і выхаванне. – 2012. – № 2. – С. 28–33.
17. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие / О.Г. Прохорова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
18. Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб.: Речь, 2000. – 102 с.
19. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психологическое исследование) / Г. Фигдор. – М.: Наука, 2005. – 376 с.
20. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев, А.С. Мацковский. – М.: Академия, 2011. – 438 с.
21. Целуйко, В.М. Психология современной семьи кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2006. – 287 с.
22. Шахотько, Д.В. Проблемы развития современной семьи в РБ / Д.В. Шахотько // Социология. – 2005. – № 4. – С. 55–61.
23. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений /Л.Б. Шнейдер. – М.: Академия, 2010. – 484 с.
24. Шуман, С.Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С.Г. Шуман, В.П. Шуман. – М.: Наука, 2007. – 225 с.
25. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – СПб.: Питер, 2003. – 522 с.