Введение
1. Общая характеристика конституционного контроля в зарубежных странах
1.1 Понятие и сущность конституционного контроля
1.2 Объекты конституционного контроля
2. Субъекты конституционного контроля в зарубежных странах и их полномочия
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Институтом обеспечения конституционной законности является конституционный контроль, который находится в центре всей системы контроля за законностью. Поскольку Конституция закрепляет важнейшие стороны социально-экономической, политической системы, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан. Ее действие распространяется на всю систему общественных отношений, должностных лиц, общественных организаций, граждан.
Соответственно, нормативные акты должны четко соответствовать Конституции. Без этого не могут быть реализованы функции правового государства. Лишь при наличии эффективной системы конституционного контроля можно обеспечить точное, последовательное проведение в жизнь Конституции, выступающей в качестве гаранта защиты конституционных прав и свобод граждан, усилить ее роль как основного закона страны, от чего, в конечном счете, зависит деятельность в области контроля за законностью в целом.
Таким образом, конституционный контроль – важнейшая функция любого государственного органа. Это присущая многим элементам политической системы часть их деятельности по контролю за законностью в целом. Однако для большинства из этих органов конституционный контроль не является основной задачей, а составляет лишь часть их функций.
Опыт зарубежных стран демонстрирует, что конституционный судебный контроль может осуществляться в различных формах. С учётом этого, следует говорить о существовании нескольких моделей судебного конституционного контроля, каждая из которых специфична для определённой группы государств.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена ее теоретической и практической значимостью. С одной стороны, важность реализации конституционного контроля в государстве невозможно переоценить.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
1.1 Понятие и сущность конституционного контроля
Понятие «конституционный контроль» безусловно связано с конституцией, охраной конституционно закрепленных норм и принципов, обеспечением установленного баланса полномочий различных органов власти, а также с задачей обеспечения конституционных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Из этого следует, что главная задача конституционного контроля – обеспечение верховенства и стабильности конституции, сохранение конституционного разделения властей и гарантирование защиты конституционно закрепленных прав и свобод человека [1, c. 123].
Эта задача может быть реализована только посредством надежной системы конституционного контроля. Без этого невозможно обеспечить нормальное развитие общества, гармонизацию интересов общества и его членов.
Н.В. Витрук, рассматривая конституционный контроль как функцию власти в правовом государстве, относит его к специфической функции компетентных государственных органов по обеспечению верховенства Конституции в системе нормативных актов, ее прямого непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений [1, c. 129].
Таким образом, конституционный контроль – это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке законов и иных нормативных актов на предмет соответствия конституции данной страны. Эта форма контроля предполагает, что определенные органы, должностные лица, обнаружив нарушающий конституционные нормы акт, правомочны своей властью отменить его.
2 СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
Как уже отмечалось, в рамках англосаксонской системы права такой контроль осуществляют общие суды во главе с высшим судом или только им (США, Япония, Аргентина, Норвегия и др.), а в других странах – специализированным органом конституционного контроля – конституционным судом, либо конституционным советом (например, Франция, Тунис, Марокко, Казахстане и др.).
Особое место в таком самом общем разделении моделей конституционного контроля занимал конституционный контроль, существовавший в прошлом в СССР и других социалистических странах, где его ограниченные функции были возложены на сам парламент и его постоянно действующий орган.
На сегодняшний день в оставшихся по наименованию социалистических странах нет специальных органов конституционного контроля, как нет их и в Великобритании, где нет единой консолидированной писаной конституции, и очень строго соблюдается принцип верховенства парламента.
В отдельных странах (Италия, Греция, Португалия и др.) сделана попытка объединить черты американской и европейской моделей конституционного контроля, при которой судья, усомнившийся в процессе разбора дела в конституционности закона, обращается в конституционный суд [18, c. 120].
В некоторых мусульманских странах создаются конституционно-религиозные советы (в Иране – Попечительный Совет; в Марокко – Консультативный Совет), состоящие из богословов и юристов, и следящие за соответствием законов, прежде всего, Корану. В Пакистане, наряду с Верховным судом, осуществляющим конституционный контроль, существуют еще исламский совет, рассматривающий соответствие правовых актов Корану, и суд шариата, рассматривающий иски граждан, в частности, о несоответствии касающихся их актов шариату [19, c. 95].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании исследования, проведённого в данной курсовой работе, была выполнена поставленная цель – проанализирован институт конституционного контроля в зарубежных странах. По выполнению задач курсовой работы автор пришел к следующим выводам:
1. Конституционный контроль – это особая деятельность специализированных государственных органов или судов по проверке правовых актов, действий (бездействий) государственных органов на соответствие конституции страны. Конституционный контроль проявляется в двух основных моделях: американской, где функция конституционного контроля принадлежит судам общей юрисдикции или только верховному суду; европейская, где конституционный контроль осуществляется конституционным судом или конституционным советом.
Стоит отметить, что главные задачи конституционного – обеспечение конституционного строя, защита прав и свобод граждан, может быть выполнена только при совмещении двух моделей конституционного контроля. Автор считает неправильным, ограничение участия общих судов в проверке конституционности в европейской модели, однако децентрализованность американской также вызывает правоприменительные коллизии.
По мнению автора работы, главным недостатком конституционного суда является то, что он состоит только из юристов. Данный факт повышает профессионализм вынесенного решения, однако представляет узкую точку зрения. В то время как, конституционный совет, состоящий из различных специалистов, обеспечивает большее количество различных точек зрения, однако уменьшает юридический профессионализм решения. Так, необходимо включать, как в конституционный совет, так и конституционный суд профессионалов различных областей, но обеспечивая количественное превосходство юристов.
1. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие для вузов / Н.В. Витрук. – М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1998. – 376 с.
2. Овсепян, Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Правовая защита конституций / Ж.И. Овсепян. – Ростов-на-Дону: Литера-Д, 1992. – 320 c.
3. Ковлер, А.И. Сравнительное конституционное право / А.И. Ковлер, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдина; под ред. А.И. Ковлера. – М.: Манускрипт, 1996. – 729 с.
4. Цунэо, И. Современное право Японии / И. Цунэо; под ред. В. Н. Еремина. – М.: Прогресс, 1981. – 269 с.
5. Конституции зарубежных государств: учебное пособие / В.В. Маклаков [и др.]; под общ. ред. В.В. Маклакова. – М.: БЕК, 2000. – 584 с.
6. Маклакова, В. В. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия: учеб. пособие / В. В. Маклакова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 608 с.
7. Боботов, С. В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ) / С. В. Боботов. – М.: Наука, 1994. – 127 с.
8. Клишас, А.А. Конституционный контроль и конституционное правосудие зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование / А.А. Клишас [и др.]; под общ. ред. В.В. Еремяна. – М.: Международные отношения, 2007. – 560 с.
9. Алебастрова, И. А. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / И. А. Алебастрова. – М.: Юрайт – М, 2001. – 640 с.
10. Клишас, А.А. Конституционная юстиция в зарубежных странах / А.А. Клишас. – М.: Международные отношения, 2007. – 268 с.
11. Демишелъ, А. Институты и власть во Франции / А. Демишель; под ред. М. А. Крутоголова. – М.: Прогресс, 1977. – 322 с.
12. Новые конституции стран СНГ и Балтии: сб. документов / сост.: Ю. А. Дмитриев, Н. А. Михалева. – 2-е изд. – М.: Манускрипт, Юрайт, 1998. – 672 с.
13. Хессе, К. Основы конституционного права ФРГ / К. Хессе. – М.: Юрид. лит., 1981. – 368 с.
14. Тихиня, В. Г. Конституции зарубежных государств / В. Г. Тихиня, В. П. Серебренников. – Мн.: Право и экономика, 2007. – 474 с.
15. Конституции зарубежных государств. США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Канада / сост. В. В. Маклаков. – М.: БЕК, 1996. – 432 с.
16. Страшун, Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. / Б. А. Страшун. – М.: БЕК, 2001. – 639 с.
17. Конституционное право зарубежных стран: учебник / отв. ред. проф. Ю. И. Лейбо. – М.: Статут, 2012. – 261 с.
18. Василевич, Г. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г. А. Василевич, Н. М. Кондратович, Л. А. Приходько. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 480 с.
19. Златополъский, Д. Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии: учебник для вузов / Д. Л. Златополъский. – М.: «Зерцало», 1999. – 320 с.
20. Курис, Э. Субъекты с правом обращения в Конституционный Суд / Э. Курис // Конституционное правосудие. – Ереван, 2005. – № 2(28). – С. 18-25.