ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Феномен психологической защиты в зарубежной и отечественной психологии и особенности его проявления в подростковом возрасте
1.2 Внутриличностный конфликт и конфликтное поведение в подростковом возрасте
1.3 Соотношение механизмов психологической защиты и конфликтного поведения в подростковом возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования механизмов психологической защиты у подростков
2.3 Результаты исследования конфликтного поведения у подростков
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи механизмов психологической защиты и конфликтного поведения в подростковом возрасте
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается рост негативных тенденций в развитии личности подростка. В подростковом возрасте наблюдаются различные виды внутриличностных конфликтов (мотивационный, ролевой, адаптационный, конфликт неадекватной самооценки, нереализованного желания) [3, с. 297]. Длительные внутренние конфликты могут препятствовать развитию личности подростка. Часто возникающие и переживаемые подростком внутриличностные конфликты могут приводить к утрате уверенности в своих возможностях, формированию комплекса неполноценности, нарушению социальной адаптации. Зачастую подросток не способен адекватно оценить все обстоятельства и выбрать то поведение, которое могло бы избавить его от внутренних неприятных, противоречивых переживаний. Испытываемое в подростковом возраст внутреннее напряжение, дискомфорт, часто не только мешающий конструктивному разрешению возникшей проблемы, но и дестабилизирующий личность в целое, требует своего разрешения. На этом фоне запускаются механизмы психологической защиты – система привычных реакций подростка, помогающей устранить, или снизить степень негативных, травмирующих личность переживаний.
Речь идет о внутриличностным конфликте – то есть конфликте между различными тенденциями в психике и личности подростка. Подростковый возраст, как период наиболее интенсивного развития личности, отличается появлением качественных внутриличностных новообразований, связанных с многочисленными внутренними конфликтами:
- конфликт между самооценкой, как результатом осознанного отношения к себе, и самоотношением, как эмоциональным и неосознанным отношением к себе.
- конфликтом «Я-концепции», что проявляется в противоречивом отношении к себе, в реакции на свою меняющуюся внешность;
- конфликтом в развитии и реализации психосексуальной функции;
- конфликтом доверия к миру, который, в т.ч., проявляется в потребности в социальной дистанции и независимости от окружающих (в основном от взрослых);
- конфликтом между потребностью в дистанцировании от взрослых и желанием чувствовать их поддержку;
- конфликтом двойственных (амбивалентных) чувств по отношению к своим близким, друзьям и знакомым, который рассматривается самими подростками как проявление безнравственности [19, с. 40].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Феномен психологической защиты в зарубежной и отечественной психологии и особенности его проявления в подростковом возрасте
В психологической науке существуют различные взгляды на феномен психологической защиты. С позиций ортодоксального психоанализа (З. Фрейд, А. Фрейд), защитные механизмы отражают бессознательную деятельность «Я», которая начинает функционировать, когда Я подвергается чрезмерной, угрожающей для него активности побуждений и соответствующих им аффектов со стороны «Оно», «Сверх-Я» или внешнего мира. Уменьшая тревогу, которая вызвана внутренним конфликтом, «Я» пытается сохранить интегративность и адаптивность личности путем использования защитных механизмов [13, с. 218].
Представить эгопсихологии X. Харманн полагал, что защитные механизмы «Я» могут одновременно выступать в качестве контроля над влечениями, так и средством приспособления к окружающей действительности. Позже было подтверждено положение об адаптивной ценности механизмов защиты как специфического равновесия между человеком и средой [13, с. 218].
В модели Р. Плутчика считается, что защитные механизмы психики формируются для того, чтобы помочь индивиду справляться с внутренними и внешними напряжениями, и они тесно связаны с первичными эмоциями и острыми переживаниями. По мнению Р. Плутчика, основными защитными механизмами являются: отрицание, вытеснение, регрессия, замещение, реактивные образования, компенсация, проекция, рационализация [13, с. 229].
В отечественной психологии проблема психологической защиты остается дискуссионной. Можно выделить два основных подхода к изучению защитных механизмов личности:
– психологическая защита способствует установлению психологического комфорта личности, помогает избежать дезорганизации поведения и является нормальным средством адаптации здоровой личности [28];
– представители второго подхода неоднозначно оценивают роль защитных механизмов, характеризуя их как непродуктивные способы разрешения проблемных ситуаций, искажающие восприятие реальности и препятствующие развитию личности [4].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи механизмов психологической защиты и конфликтного поведения в подростковом возрасте нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи механизмов психологической защиты и конфликтного поведения в подростковом возрасте с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 19 г.Минска». В исследовании приняли участие учащихся 30 учащихся 9-10 классов в возрасте 14-15 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь механизмов психологической защиты и конфликтного поведения в подростковом возрасте.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте [16].
Цель: выявление механизмов психологической защиты «Я». С помощью защитных механизмов личность сводит до минимального уровня негативные, травмирующие переживания, которые связаны с внутренними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта.
Процедура исследования: испытуемому предлагается оценить 97 утверждений по типу «верно – неверно». Диагностируются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, рационализация и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции, возникающие в различных ситуациях.
Методика включает в себя следующие шкалы: 1) отрицание; 2) вытеснение; 3) замещение; 4) компенсация; 5) проекция; 6) рационализация; 7) регрессия; 8) реактивные образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что психологическая защита представляет собой систему механизмов, которые направлены на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, ставящих под угрозу целостность личности. Психологическая защита по своим проявлениям является формой бессознательной психической активности, которая формируется в онтогенезе на основе взаимодействия типологических свойств с индивидуальными, социальным опытом развития личности. Психологическая защита в подростковом возрасте характеризуется преобладанием самозащитных механизмов, выполняющих приспособительную функцию. Подростки в зависимости от индивидуально-психологических особенностей используют определённые механизмы психологической зашиты.
Подростковый возраст, как период наиболее интенсивного развития личности, отличается появлением качественных внутриличностных новообразований, связанных с многочисленными внутренними конфликтами. Под внутриличностные конфликтом понимается переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой. Подростковая конфликтность может выступать как средство апробирования подростком своих возможностей и попытку осознания и идентификации собственного «Я». Внутриличностный конфликт в подростковом возрасте может проявляться в виде агрессии как формы конфликтного поведения. Агрессивность, появляющаяся вследствие внутриличностного конфликта, может проявляться как по отношению к другим, так и по отношению к себе. Подростковую конфликтность мы рассматриваем мы состояние дезинтеграции личности, которое выражается в обострении противоречий между различными сторонами личности, что сопровождается негативными переживаниями по отношению к своей личности и проявляется в защитном поведении.
Внутриличностный конфликт подростка порождает стремление избавиться от неприятных эмоциональных состояний, потому вырабатываются защитные механизмы. В ситуации конфликтного поведения подростков механизмы могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Деструктивная психологическая защита деформирует систему ценностей и установок, устраняя эмоциональное напряжение через различные формы конфликтного поведения. Конструктивная защита способствует преодолению препятствий и решению проблем, не допуская в сознание негативные, травмирующие переживания, которые связаны с внутренними конфликтами.
1. Абабков, В.А. Защитные психологические механизмы и копинг: анализ взаимоотношений [Текст] // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии: материалы научно-практ. конференции / Под ред. Л.А. Цветковой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. – С. 14–22.
2. Антилогова, Л.Н. Виды психологической защиты у девиантных подростков [Текст] / Л.Н. Антилогова, Л.А. Рассудова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 2. – С. 136–142.
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
4. Богомаз, С.Л. Психологическая защита личности: методология, механизмы, инструментарий [Текст] / С.Л. Богомаз // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. – 2008. – Т. 7. – С. 228–254.
5. Богомолов, А.М. Структурно-динамическая модель системы психологической защиты личности [Текст] / А.М. Богомолов, А.Н. Портнова // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 3. – С. 27–29.
6. Бочарова, Е. С. Проблема агрессивного поведения подростков и старшеклассников / Е. С. Бочарова // Научное сообщество студентов: сборник материалов научной конференции. – Чебоксары, 2019. – С. 28-31.
7. Васюк, Д. А. Исследование защитных механизмов и форм агрессивного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 26. – С. 246–250.
8. Ветров, Р.Ю. Психологическая защита личности [Текст] / Р.Ю. Ветров // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 1. – С. 106–114.
9. Вышинская, Е.Г. Проблема психологической защиты личности в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / Е.Г. Вышинская // Вестник Полоцкого гос. ун-та. – 2006. – № 5. – С. 61–65.
10. Ганеева, А.А. Особенности проявления механизмов защиты подростков в конфликтных ситуациях, в зависимости от социально-психологического типа личности [Текст] / А.А. Ганеева // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 2. – С. 152–156.
11. Ильясов, А.А. Механизмы психологических защит и их влияние на личность [Текст] / А.А. Ильясов // Череповецкие научные чтения / Отв. ред. Н.П. Павлова. – Череповец, 2013. – С. 84–86
12. Казакова, Т.В. Особенности психологической защиты у подростков с разным уровнем суицидального риска [Текст] / Т.В. Казакова, Н.В. Басалаева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 1–8.
13. Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта [Текст] / В.Г. Каменская. – СПб.: Питер, 2004. – 287 с.
14. Красильников, И.А. Внутриличностный конфликт и психологическая адаптация [Текст] / И.А. Красильников. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2006. – 110 с.
15. Курбанова, З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками [Текст] / З.С. Курбанова // Известия ЮФУТН. –2006. – № 1. – С. 91–95.
16. Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте // Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб., 2006. – С. 261-265.
17. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева // Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – СПб. : Сова, 2008. – С. 141-157.
18. Налчаджян, А.А. Психологические защитные механизмы [Текст] // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 395–481.
19. Новгородцева, А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста [Текст] / А.П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 3. – С. 38–50.
20. Опросник агрессивности Л.Г. Почебут // Основы этнической психологии / Ю.П. Платонов. – СПб., 2003. – СС. 383-385.
21. Павлова, Т.В. Внутриличностные конфликты современных подростков [Текст] / Т.В. Павлова, О.А. Бенькова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. – Барнаул, 2015. – С. 2007–2013.
22. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития [Текст] / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. –№ 1. –С. 95–99.
23. Подольская, И.В. Психологические механизмы защиты подростков и юношей в социальной ситуации развития [Текст] / И.В. Подольская // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2008. – № 2. – С. 47–52.
24. Рубцова, О.В. Внутренний ролевой конфликт подросткового возраста и возможности его преодоления [Текст] / О.В. Рубцова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2011. – № 2. – С. 62–70.
25. Скиба, Н.В. Психологическая защита как средство личностного развития подростков [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Н.В. Скиба. – Курск, 2006. – 20 с.
26. Соловьева, А.В. Специфика психологической защиты в подростковом возрасте [Текст] / А.В. Соловьева // Вестник КГУ. – 2007. – № 2. – С. 159–163.
27. Фоменко, Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка [Текст] / Н.В. Фоменко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2014. – № 2. – С. 201–205.
28. Черенева, Е.А. Защитные механизмы поведения как фактор адаптивного поведения личности [Текст] / Е.А. Черенева // Вестник ТГПУ. – 2013. – № 6 (134). – С. 118–125.
29. Шабалин, О.М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности / О.М. Шабалин // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 2. – С. 33–35.
30. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 342 с.