ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ППРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Основные понятия об инвалидности
1.2. Социальная реабилитация молодых инвалидов
1.3. Специфика культурно-досуговой деятельности для молодых инвалидов
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
2.1. Анализ социально-психологической поддержки инвалидов молодого возраста в г. Барановичи
2.2. Диагностика потребностей и проблем инвалидов молодого возраста
2.3. Разработка мероприятия культурно-досуговой деятельности для инвалидов молодого возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема инвалидности довольно длительный период изучалась только как медицинская проблема, так как под инвалидностью понималось нарушение функционального состояния здоровья, и она была связана с восприятием ценности человека возможности трудиться и не быть в качестве иждивенца для близких родственников или государства. Данный подход ставил инвалидов как отдельную социальную группу, в которой была отличительная особенность – это невозможность самостоятельной жизни человека без поддержки или присмотра со стороны специалистов или близких родственников.
За последние годы произошли серьезные изменения, которые повлияли на новое восприятие населения проблемы инвалидности. Развитие современного общества не будет полноценным, если среди населения не будет главным принципом – это принцип гуманности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому постепенно приходит осознание того, что необходимо придерживаться социальной модели развития современного общества. На сегодняшний день люди с инвалидностью рассматриваются как полноправные граждане страны, где делается акцент именно не на физических или ментальных проблемах, а именно на социальной возможности решения имеющихся у них трудностей. Так же введению инвалидов в общество способствует государственная политика, которая существует на данный момент в нашей стране, так как она полностью изменила свое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Современная политическая система полностью убирает все условия, которые приводят к тому, что человеку с инвалидностью приходится сидеть в изоляции дома и не иметь возможности развиваться и становиться социально активным человеком. Приобретает популярность концепция «независимая жизнь инвалидов». Понятие «независимая жизнь инвалидов» понимается как полноценное участие в повседневной жизни общества, занятие определенного статуса в обществе, умение снизить зависимость в психофизиологическом плане от близких людей и своего близкого окружения, а также это полноценная возможность принимать какие-либо решения и ответственность за собственную жизнь и здоровье.
Такие авторы как Билич Г.П. и Назарова Л.В. в своей книге «Основы валеологии» писали о том, что одна из существующих проблем на сегодняшний день это гиподинамия. Гиподинамия влияет негативным образом на полностью весь организм человека и на его нормальное функционирование во всех сферах жизнедеятельности. Так же невозможно не заметить, что это негативно влияет на центральную нервную систему человека, его обменные процессы в организме, отрицательно сказывается на кровообращении, а также на опорно-двигательном аппарате.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ППРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Основные понятия об инвалидности
Цивилизованность общества определяется тем, как оно относится к своим беспомощным членам (старикам, детям, инвалидам).
На протяжении письменной истории человечества были неоднократные попытки отрицания абсолютной морали, отказ от моральных и нравственных ценностей. Последствия таких решений хорошо известны.
“… во вселенной, где планеты вращаются вокруг светил, а луны вокруг планет, где только сила всегда покоряет слабость, заставляя ее быть послушным рабом или сокрушая ее, там не может быть особых законов для человека… я должен освободить мир от его зависимости от его исторического прошлого… сильный должен победить слабого”. Цитата принадлежит Гитлеру [4].
Также показателен пример Спарты, где увечных младенцев сбрасывали со скалы. Таким образом, искореняя все нестандартное, оригинальное и, по сути, само развитие общества. Общественный прогресс тесно связан с реализацией всех аспектов человека, как биосоциального существа.
Важнейшим из них является развитие гуманности человечества.
В первобытном обществе отношение к человеку с инвалидностью было негативным, ведь основной ценностью была способность к труду. С этой позиции человек с ограничением в здоровье воспринимался как обуза, ущербный человек, не способный приносить пользу. На протяжении времен отношение если и менялось, то не значительно. Иногда их считали наделенными чем-то божественным и более терпимо относились, но в основном общество обрекало таких людей на отчуждение и вымирание. Лишь в Древней Руси были созданы общинные формы помощи для искалеченных сородичей. Петр 1 создавал госпитали для больных и увечных воинов, а также специальные лечебницы для умалишенных. После революции в Советское время упор делался на здоровую нацию и многих инвалидов расселяли по санаториям и специальным домам инвалидов. Но при этом были заложены основы социальной защиты: производились специальные машины с ручным управлением “инвалидки”. Большое внимание уделялось физической культуре здоровых людей, а адаптивная физическая культура не получила своего развития [12].
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
2.1. Анализ социально-психологической поддержки инвалидов молодого возраста в г. Барановичи
На обслуживании в отделении в отчетном периоде находится 68 человек.
За отчетный период в отделение поступило 106 обращений от граждан. Основная цель обращений: получение информации о работе отделения дневного пребывания для инвалидов, условиях зачисления в отделение, в трудовые мастерские, получение информации о видах помощи, оказываемых Центром, инвалидам. По всем обращениям приняты необходимые меры.
С целью социально-трудовой реабилитации людей с инвалидностью в отделении функционирует 3 реабилитационно-трудовые мастерские. В одной из таких мастерских, расположенной по ул. Коммунистическая, 12а-2, осуществляется адаптация инвалидов к трудовой деятельности по профессии: брошюровщик. В двух других реабилитационно–трудовых мастерских трудятся 16 инвалидов, зарегистрированных в качестве ремесленников, которые осваивают новые виды ручного творчества.
В отделении работает 9 кружков по интересам и 1 клуб:
- «Ритмика и музыкотерапия»;
- «Домоводство»;
- «Занятия лечебной физкультурой»;
- «Чудеса своими руками»;
- «Основы христианского мировоззрения»;
- «Сувенир»;
- «Креатив»;
- «Мир идей»;
- театральный кружок «Дом надежды»;
- клуб «Мы нужны друг другу».
Сувенирная продукция, изготовленная в кружках и реабилитационно-трудовых мастерских отделения, реализовывается в «Социальном магазине», на ярмарках и по безналичному расчету. С целью продвижения сувенирной продукции, расширения клиентской базы, создана и поддерживается в актуальном состоянии страница «Добрые подарки» в социальной сети «ВКонтакте».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, молодые инвалиды как категория клиентов социальной работы – это лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, в возрасте от 18 до 30 лет, в том числе из числа лиц «дети-инвалиды», «инвалиды детства», «лица, получившие инвалидность после 16 лет».
Обособление в социальной структуре особой социальной группы «молодые инвалиды» производится по совокупности критериев:
− возраст (18−30/35 лет);
− тип и тяжесть заболевания и ограничения трудоспособности;
− уровень материальной обеспеченности;
− наличие наряду с общими правами специфических прав;
− своеобразный социальный портрет и особенности личности молодого инвалида.
Совокупность вышеперечисленных критериев позволяет определить молодых инвалидов как объект социальной политики и социальной работы, требующий, наряду с общими, особых методов, форм и технологий их адаптации, реабилитации и интеграции в современный социум.
Социальная реабилитация молодых инвалидов в широком смысле − это создание в обществе условий для восстановления и развития способностей и навыков молодых индивидов самостоятельного функционирования; восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.
Социальная реабилитация молодых инвалидов в узком смысле – это система форм, методов и средств восстановления молодым инвалидом утраченных или не приобретенных в ходе его социализации функций, отношений и ролей социального функционирования, как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенной или утраченной молодым инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма, изменение социального статуса.
Проанализировав социально-психологическую поддержку в г. Барановичи нами был сформирован вывод о том, что на обслуживании в отделении в отчетном периоде находится 68 человек. С целью социально-трудовой реабилитации людей с инвалидностью в отделении функционирует 3 реабилитационно-трудовые мастерские. В отделении работает 9 кружков по интересам и 1 клуб.
1. Альбегова, А.Ф. Молодые инвалиды как социальная группа и объект социальной работы / А.Ф. Альбегова, И.С. Корешкова. Социальная и гуманитарные знания. – 2017. –Т. 3. – № 1. – С. 50–54.
2. Албегова, И. Ф. Социальная работа с молодыми инвалидами: основные направления, формы, методы и технологии / И. Ф. Албегова, И. С. Корешкова. Вестник социально-политических наук. – Ярославль, 2016. – № 15 (15). – С. 23–26.
3. Арешин, А. А. Социальная адаптация молодых инвалидов на основе дистанционных технологий / А. А. Арешин. Точки над Ё. – 2012. – № 3 (4). – С. 43–46.
4. Аспекты многопрофильной реабилитации инвалидов в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической реабилитации / В. Г. Калоерова, А. Г. Селезнев, Л. П. Середенко [и др.]. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – Харьков, 2007. – № 5. – С. 209–213.
5. Баталова, А. Н. Использование потенциала молодого человека с ограниченными возможностями в процессе социального управления / А. Н. Баталова. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – Тольятти, 2011. – № 1. – С. 165–169.
6. Бахуташвили, Т. В., Тюря, К. Ю. Проблемы социальной адаптации молодых инвалидов // Educatio. – 2015. – № 3 (10) – 8. – С. 28–29.
7. Бурнацев, А. Т. Современные проблемы социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / А. Т. Бурнацев. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 11-6. – С. 29–31.
8. Вертынская, Л. А. Психологическое благополучие лиц с ограниченными возможностями в передвижении / Л.А. Вертынская. Журнал практического психолога. – 2010. – № 5. – С. 59-70.
9. Ветрова, И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов / И.Ю. Ветрова. – М.: Дело, 2000. – 256 с.
10. Воробьева, И.В. Роль культурно-досуговой деятельности в процессе социализации лиц с ограниченными возможностями (на примере общества глухих) / Профессиональная подготовка специалистов социальной и образовательной сфер в условиях трансформации современного общества: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Витебск, 2005.
11. Гришко, Н.А. Молодые инвалиды как представители специфической категории в процессе политической социализации / Н.А. Гришко. Человек: преступление и наказание. – 2012. – № 1. – С. 138–141.
12. Гильмутдинова, В. Р. Социальная реабилитация молодых инвалидов / В. Р. Гильмутдинова, М. В. Брянцева, А. В. Брянцева. Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Курск, 2016. – С. 57–61.
13. Дворянчикова, И.А. Семья инвалида в социальной структуре общества: автореф. канд. социолог. наук: 22.00.04 / И.А. Дворянчикова; Самарский гос. ун-т. – Самара, 2003. – 206 с.
14. Добряков, И.В. Психология семьи и больной ребенок: учеб. пособие: Хрестоматия / И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – 400 с.
15. Исмаилова, Х.А. Проблема социализации молодых инвалидов в образовательных учреждениях / Х.А. Исмаилова. Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 11.
16. Карельская, Л.П. Социальная интеграция молодых людей с инвалидностью / Л.П. Карельская. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. − 2015. − № 12. − С. 84−86.
17. Кичерова, М.Н. Социальная реабилитация инвалидов в современных условиях / М.Н. Кичерова. Вестник СамГУ. − 2007. − № 5/1 (55). −С. 132−142.
18. Козак, Е. И. Социальная реабилитация детей-инвалидов в Беларуси: состояние, проблемы, перспективы / Е. И. Козак. Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. – № 1. – с. 36-38.
19. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы / И.В. Пантюк. – Минск: Амалфея. – 2010. – 338 с.
20. Смычек, В. Б. Реабилитация больных и инвалидов / В.Б. Смычѐк. – М.: Медиц. литература, 2009. – 542 с.
21. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Н.Ф. Басов [и др.]; под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 400 с.
22. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432с.
23. Холостова, Е. И. Зарубежный опыт социальной работы: учеб. пособие / Е.И. Холостова, А.Н. Дашкина, И.В. Малофеев. — М.: «Дашков и К», 2013. — 368 с.
24. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Е.И. Холостова. – М.: «Дашков и К», 2006. – 240 с.
25. Чалдаева, Д.А. Зарубежный опыт социальной реабилитации инвалидов./ Д.А. Чалдаева, И.Г. Нигматьянова. Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №3. – с. 20-30.