ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Академическая успеваемость как психолого-педагогическая проблема
1.2 Академическая успеваемость младших школьников и факторы ее определяющие
1.3 Анализ исследований психологических факторов академической успеваемости младших школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи мотивации учебной деятельности с академической успеваемостью младших школьников
2.3 Методические рекомендации для учителей, направленные на повышение академической успеваемости младших школьников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе учебная деятельность занимает важное место в системе школьного обучения. Конечным результатом этого процесса должно всегда являться формирование полноценной личности, способной к анализу ситуаций, решению поставленных задач, взаимодействию с социумом. По окончании школы школьник должен овладеть всеми необходимыми знаниями, навыками и умениями, которые обеспечат ему полноценное существование в дальнейшем. Именно учебная деятельность и связанна с ней академическая успеваемость способствует этому процессу в наибольшей мере.
Академическая успеваемость представляет собой важную сторону учебной деятельности. В качестве значимого продукта учебной деятельности выступает успешность усвоения определенного круга знаний, которое входит в содержание обучения. Особого внимания в рассматриваемой проблеме заслуживает младший школьный возраст. Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Высокая академическая успеваемость в младшем возрасте является залогом успешного обучения в средней школе и в последующем обучении.
Большинство современных авторов признают, что если в начальной школе складываются устойчивые познавательные потребности, то они оказывают в целом решающее влияние на ход дальнейшей психической жизни ребенка. Устойчивое позитивное отношение младших школьников к познанию и учению во многом определяется успешной динамикой и качеством содержания самой учебной деятельности. Академическая успеваемость младшего школьника обусловлена различными факторами, как внешними, так и внутренними. Потому изучение факторов успеваемости младших школьников является важным условием повышения успешности учащихся в учебной деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Академическая успеваемость как психолого-педагогическая проблема
В психолого-педагогической литературе имеются разные взгляды на понятие академической успеваемости. В толковом словаре С.И. Ожегова успеваемость определяется как степень успешности усвоения учебных предметов учащимися [18, с. 126]. Успеваемость – стeпень усвoения объема знаний, навыков, умений, установленных учебной программой, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Учебная успеваемость отражает результативную сторону обучения, выраженную в количественных показателях (баллах) [3, с. 439].
Сущность понятия успеваемости также раскрывается через понятия обучаемости и обученности. Под обучаемостью в психолого-педагогической литературе понимается общая умственная способность к усвоению знаний, восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития (А.К. Маркова). По мнению З.И. Калмыковой и Н.А. Менчинской, обучаемость является комплексом интеллектуальных свойств, которые обусловливают продуктивность учебной деятельности: осознанность, обобщенность, гибкость, устойчивость и самостоятельность мышления, восприимчивость к педагогической помощи [13, с. 78].
Обучаемость тесно связана с умственным развитием. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью. Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько сам процесс формирования знаний и приемов – степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности [13, с. 85].
Обучаемость соотносится с понятием «обученности» как совокупности всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения [15, с. 213]. В таком понимании обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость – с зоной ближайшего развития. Обучаемость связана с потенциалом ребёнка, с его готовностью воспринять новое, с его восприимчивостью, самостоятельностью, инициативностью.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления психологических факторов академической успеваемости младших школьников нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение психологических факторов академической успеваемости младших школьников с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 1 г. Минска» и ГУО «Средняя школа №30 г. Минска». В исследовании приняли участие 45 школьников в возрасте 9-10 лет, из них: 21 ученик 4 «А», из них 11 девочек и 10 мальчиков («Средняя школа № 1») и 24 ученика 4 «Б», из них 13 девочек и 11 мальчиков («Средняя школа № 30»).
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь мотивации учебной деятельности с академической успеваемостью младших школьников.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Анализ успеваемости учащихся» (И.А. Лаврентьева).
Цель: выявление академической успеваемости учащихся.
Оценка успеваемости определяется соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвоения. Показатель усвоения (продуктивности обучения) вычисляется из соотношения:
О = (Ф/П) * 100% , где О - оценка успеваемости, Ф - фактический объем усвоенных знаний, умений; П - полный объем знаний, умений, предложенных для усвоения.
Показатель успеваемости лежит в диапазоне между 100% (полное усвоение учебного материала) и (0% - полное отсутствие учебного материала). Критерии оценки: 8-10 баллов - высокая успеваемость, 4-7 баллов - средняя успеваемость, 1-3 балла - низкая успеваемость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что академическая успеваемость представляет собой соответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков. Учебная успеваемость отражает результативную сторону обучения, выраженную с помощью оценки. В структуру академической успеваемости входит: способность комбинировать и использовать в незнакомой ситуации имеющиеся знания, умения и навыки; стремление получать новые знания; отсутствие боязни трудностей учебной деятельности, активность при столкновении с ними; стремление оценивать свои достижения; стремление расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки; хорошая степень усвоения понятий.
Академическая успеваемость детей младшего школьного возраста зависит от многих факторов – внутренних, связанных с психофизическими и личностными особенностями учащихся, и внешних, связанных со школьной и семейной ситуацией. К первой группе факторов относятся: познавательные возможности учащегося, личностные особенности, отношение к школе, учебная мотивация и др. Вторую группу факторов составляют взаимоотношения к семье, отношения со сверстниками и учителем.
На успешность в младшем школьном возрасте оказывают влияние возрастные личностные качества: повышенная восприимчивость, подчинение авторитету, конформизмом, подражательность, отзывчивость, склонность к сотрудничеству, стремление к достижению высоких результатов. Важными психологическими факторами успеваемости младшего школьника являются: учебная мотивация, отражающая положительное отношение к школе и желание учиться; самооценка как способности к адекватному оценивают своих качеств, возрастание у младшего школьника критичности, требовательности к себе. К школьной дезадаптации могут привести такие факторы, как повышенная тревожность – состояние беспокойства и дискомфорта в школьной среде.
1. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
2. Андреева, О. В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников / О. В. Андреева // Вестник евразийской науки. – 2014. – Вып. 5. – С. 1-9.
3. Бирина, О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О. В. Бирина // Фундаментальные исследования. − 2014. − № 8. − С. 438-442.
4. Боркова, А. Д. Взаимосвязь обучения и самооценки в младшем школьном возрасте / А. Д. Боркова, М. Г. Бобкова // Молодежь и образование XXI века. – 2015. – № 1. – С. 25–32.
5. Быкова, Е. А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте / Е. А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – № 3. – С. 84-92.
6. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – СПб. Изд-во Рос. Гос. пед. ун-та: 2013 – 144 с.
7. Гани, С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте : автореф. дис. канд. пед. наук / С.В. Гани. – Москва, 2009. – 25 с.
8. Гижицкий, В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников : автореф. дис. канд. пед. наук / В.В. Гижицкий. – Москва, 2016. – 29 с.
9. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста / О. О. Гонина. – М. : Флинта, 2015. – 272 с.
10. Дубровина, Л.А. Связь самооценки и успеваемости детей в младшем школьном возрасте / Л.А. Дубровина // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 10. – С. 22-26.
11. Жулина, Г. Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г. Н. Жулина, В. С. Васькина // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 2 (7). – С. 123-127.
12. Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
13. Калмыкова, Э. И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога / Э. И. Калмыкова. – М. : Знание, 1982. – 338 с.
14. Курапова, Т. Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников / Т. Ю. Курапова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 223-225.
15. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М. : Просвещение, 1990. – 192 с.
16. Моренко, И.М. Отношение к академической оценке детей младшего школьного возраста / И.М. Моренко, А.А. Кузнецова // Коллекция гуманитарных исследований. – 2017. – № 2. – С. 50-57.
17. Муталимова, А. М. Анализ психологических факторов успешности учебной деятельности / А. М. Муталинова // Известия Дагестанского гос пед. университета. – 2012. – № 1. – С. 69–74.
18. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С.И. Ожегов ; под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. – М. : Русский язык, 1990. – 921 с.
19. Пирмагомедова, Э. А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие / Э. А. Пирмагомедова, А. Т. Нагиева // Вестник РГСУ. – 2015. – № 2. – С. 110–112.
20. Румянцева, А. Л. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников / А. Л. Румянцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 36–40.
21. Савина, Е. Г. Школьная тревожность как фактор дезадаптации младших школьников / Е. Г. Савина, Л. В. Бура // Синергия наук. – 2017. – № 12. – С. 632-635.
22. Смирнов, М. О. Влияние стилей воспитания на успеваемость / М. О. Смирнов // Проблемы педагогики. – 2018. – № 2. – С. 11-13.
23. Сушкова, Ф. Уровень тревожности школьников растет / Ф. Сушкова // Воспитание школьников. – 2006. – № 9. – С. 26–35.
24. Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В. С. Цетлин. – М. : Педагогика, 1977. – 120 с.
25. Ширина, О. А. Перечень личностных качеств младших школьников / О. А. Ширина.// Молодой ученый. – 2017. – № 32 (166). – С. 108-112.
26. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2008. – 325 с.
27. Яшнова, О. А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников : автореф. дис. канд. пед. наук / О. А. Яшнова. – М., 2002. – 25 с.