ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Сущность и особенности менеджмента в сфере культуры
1.2 Гастрольная деятельность как направление продвижения национальной культуры за рубежом
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ГАСТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. ЯНКИ КУПАЛЫ
2.1 История развития Национального академического театра им. Янки Купалы
2.2 Характеристика гастрольной деятельности Национального академического театра им. Янки Купалы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в условиях рыночной экономики учреждения культуры вынуждены функционировать принципиально по-другому. Снижение уровня государственного финансирования, нестабильность формирующегося спонсорства и благотворительности, непредсказуемость поведения аудитории, в том числе из-за развития коммерческого сектора досуга, обусловили целый комплекс проблем. Именно такая новая социально-культурная реальность определяет огромное значение менеджмента в сфере культуры.
В наши дни сфера культуры является многогранной и объединяет в себе совокупность самых разных направлений, процессов, форм и практик. В отличие от других социальных сфер деятельности, данная сфера деятельности включает в себя гораздо более разнородные отрасли, что и делает ее сложным объектом управления.
Одним из направлений развития сферы культуры для большинства сфер искусства является гастрольная деятельность. Как и сфера культуры в целом, гастрольная деятельность предполагает соответствующий менеджмент. В достаточно динамичной рыночной среде менеджмент становится обязательным условием эффективного функционирования любого учреждения культуры. Основными задачами гастрольной деятельности являются пропаганда высокохудожественных произведений национальной и всемирной культуры, популяризация и развитие разных видов искусства, эстетическое воспитание зрителей, ориентированность на широкие зрительские массы – это определяет её особенное социальное и культурное значение в стране. Поэтому это направление деятельности учреждений культуры постоянно находится в центре внимания государства.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Сущность и особенности менеджмента в сфере культуры
В настоящее время понятие «менеджмент культуры» широко входит в деловой обиход культурной деятельности. Это понятие часто ассоциируется с термином «управление». Стоит отметить, что эти понятия близки по существу, но глубоко различаются по содержанию.
Многие исследователи считают, что менеджмент – это управление организацией, осуществляемое в условиях неопределенности рыночных отношений и высокой степени свободы действий для руководителей [7, с. 18].
Применительно к сфере культуры менеджмент (арт-менеджмент) рассматривается как вид деятельности и особая область знаний об управлении организацией в процессе производства, распространения и потребления культурных благ и услуг в условиях рыночной экономики [4, с. 23; 3, с. 19].
Каждое направление бизнеса имеет свою модель менеджмента и критерии его эффективности, что является характерным и для деятельности в области культуры.
В наши дни сфера культуры является многогранной и объединяет в себе совокупность самых разных направлений, процессов, форм и практик. В отличие от других социальных сфер деятельности (образование, спорт, здравоохранение и пр.), данная сфера деятельности включает в себя гораздо более разнородные отрасли, что и делает ее сложным объектом управления. Поэтому особенности менеджмента сферы культуры обусловлены, прежде всего, этим качеством неоднородности сферы культуры [6, с. 13].
Организация является основой менеджмента и представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Своеобразие культуры и ее принципиальное отличие от других отраслей заключается в том, что в этой отрасли действуют одновременно организации, имеющие различный экономический механизм деятельности, содержание которого зависит от целей и задач, которые конкретная организация ставит перед собой.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ГАСТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. ЯНКИ КУПАЛЫ
2.1 История развития Национального академического театра им. Янки Купалы
Особое место в развитии культуры и искусства Республики Беларусь занимает Национальный академический театр имени Янки Купалы.
Национальный академический театр имени Янки Купалы является старейшим профессиональным театром Беларуси и главной драматической площадкой страны. Торжественная закладка здания театра состоялась 26 июня 1888 г. Изначально театр носил имя Минского губернского театра, открытие которого состоялось 5 июня 1890 года. Архитекторами проекта здания выступили Кароль Козловский и Константин Введенский [11].
Выполненное в стиле необарокко здание Минского театра возведено в конце ХIХ века по проекту Кароля Козловского.
Инициатором строительства выступил губернатор Трубецкой, но с ним был категорически не согласен минский церковный владыка Варлаам, назвавший безнравственным близкое соседство увеселительного заведения с Александровской часовней. Конфликт разрешился в пользу искусства, однако не без высокого вмешательства: при закладке театра в июне 1888-го присутствовали члены императорской семьи – князь Владимир Александрович с супругой. Спустя ровно два года новое святилище Мельпомены было торжественно открыто любительским спектаклем «Сфинкс».
1 мая 1917 года артисты «Первого белорусского общества драмы и комедии», созданного актером и режиссером Флорианом Ждановичем, представили на сцене провинциального театра «Павлинку» Я. Купалы и «Зимним вечером» Е. Ожешко.
Подковообразный зрительный зал театра, рассчитанный на 550 мест, мог свободно трансформироваться в зал для балов. Однако в первые послереволюционные годы его чаще использовали для проведения съездов. Так, в декабре 1917 года здесь состоялся Первый Всебелорусский конгресс, обусловивший провозглашение независимости Беларуси в марте 1918-го. В 1919 году в театральном зале была принята первая Конституция БССР. И лишь в 1920-м здание вернули Мельпомене [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Как и любая другая деятельность, деятельность в сфере культуры предполагает осуществление управления. В связи с этим выделяют отдельное направление из теории общего менеджмента – арт-менеджмент. Под менеджментом в сфере культуры, или иными словами арт-менеджментом, подразумевают совокупность управленческих решений, направленных на эффективность использования в культурной деятельности всех типов ресурсов (социальных, креативных, финансовых, символических, материальных и др.).
Тем не менее, сфера культуры ввиду своих специфических особенностей является очень сложным объектом управления. Среди факторов, определяющих особенности менеджмента в сфере культуры, были выделены и подробно проанализированы: цели работы учреждения культуры, которые определяют направленность его деятельности; свойства культурных услуг как основного результата культурной деятельности; специфика рынка культурных продуктов; необходимость постоянной поддержки государством сферы культуры и, наконец, важность привлечения альтернативных источников.
В качестве одного из направлений деятельности учреждений культуры была рассмотрена гастрольная деятельность. Гастрольная деятельность имеет богатую историю становления, при этом в настоящее время она является неотъемлемой частью и обязательным условием эффективного функционирования учреждения культуры, поскольку выступает главным инструментом продвижения культуры страны на международный уровень. Это ресурс, позволяющий повысить культурную сознательность людей, установить взаимные контакты и сотрудничество с другими странами, повысить осведомленность и престиж национальной культуры и, таким образом, содействовать дальнейшему развитию сферы культуры.
1. Брасс, А.А. Менеджмент. Основные понятия. Функции. Методы. Виды: учебное пособие: [для студентов, магистрантов, слушателей систем переподготовки и повышения квалификации, практических работников] / А.А. Брасс. – Минск: Мисанта, 2018. – 514 с.
2. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016. – 613 с.
3. Гармаш, Е. Авторский курс лекций: Арт-менеджмент в театральном искусстве / Е. Гармаш. – М.: Гардарики, 2014. – 210 с.
4. Диевский, В.А. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Практикум: Учебное пособие / В.А. Диевский, И.А. Малышева. – СПб.: Планета Музыки, 2012. – 160 c.
5. Зайцева, Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие / Н.А. Зайцева. – М.: Академия, 2018. – 320 c.
6. Коленько, С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Г. Коленько. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 370 с.
7. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для СПО / Э.М. Коротков. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 565 с.
8. Культпросвет Национальный академический театр имени Янки Купалы / Культпросвет – интернет-журнал о театре и взаимодействии искусств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kultprosvet.by/places/natsionalnyj-akademicheskij-teatr-imeni-yanki-kupaly/.
9. Макарова, Е.А. Организация концертно-зрелищной деятельности: пособие для работников культуры / Е.А. Макарова, С.Б. Мойсейчук, И.Л. Смаргович; ГУ «Минский областной центр народного творчества». – Минск: Змицер Колас, 2015. – 164 с.
10. Национальный академический театр имени Янки Купалы / Вся Беларусь на одном ресурсе – planetabelarus.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://planetabelarus.by/sights/natsionalnyy-akademicheskiy-teatr-imeni-yanki-kupaly/.
11. Национальный академический театр имени Янки Купалы: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kupalauski.by/.
12. Особенности менеджмента в сфере культуры / О культуре – современный информационный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://okulture24.ru/osobennosti-menedgmenta-kultury/.
13. Переверзев, М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: Учебное пособие / М.П. Переверзев, Т.В. Косцов. – М.: Инфра-М, 2017. – 320 c.
14. Райченко, А.В. Общий менеджмент: учебное пособие для слушателей образовательных учреждений по программе МВА и другим программам подготовки управленческих кадров / А.В. Райченко. – М.: Инфра-М, 2016. – 382 с.
15. Рогова, Е.Г. Роль технологии фандрайзинга в развитии бюджетных учреждений культуры / Е.Г. Рогова, Н.С. Хохлова // Baikal research journal. – 2017. – Т. 8. – №2. – С. 15.
16. Социально-культурный менеджмент: теория и практика: сб. ст. / М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств; редкол.: А.И. Степанцов, С.Б. Мойсейчук, К.И. Ремишевский. – Минск: БГУКИ, 2014. – 132 с.
17. Судаков, А.В. Особенности системы управления гастрольно-фестивальной деятельностью / А.В. Судаков // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 44-48.
18. Театр имени Янки Купалы / Свободная энциклопедия – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Театр_имени_Янки_Купалы.
19. Тележников, В.И. Менеджмент: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В.И. Тележников. – Минск: БГЭУ, 2016. – 507 с.
20. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, С.В. Герасимов, Т.Е. Лохина. – СПб.: Планета Музыки, 2019. – 384 c.