ВВЕДЕНИЕ
Этикет, или благовоспитанность, является важной частью нашей повседневной жизни. Понимаем ли мы это или нет, мы всегда подсознательно придерживаемся правил этикета. Большая часть из них является неписаными правилами, например, уступить свое место женщине или пожилому человеку, выстраиваться в очередь на посадку в общественный транспорт и говорить «пожалуйста» или «спасибо». Все это – примеры правил этикета, которые отражают ценностные ориентиры определенной культуры.
Правила этикета в основе своей являются международными, поскольку большая их часть соблюдаются во всех странах мира. Одновременно этикет каждой страны наследует обычаи и условности от древней старины до наших дней и имеет довольно существенные особенности, что обусловлено историческими, национальными, религиозными и другими традициями. Этикет выполняет множество задач. Однако, одна из основных – это то, что он показывает уважение к другому человеку. Таким образом, он способствует налаживанию хороших межличностных отношений. В конечном счете, этикет – это правила взаимодействия людей, собирающихся вместе, и он способствует их коммуникации и подписанию договоров.
При развитии деловых отношений придается огромное значение знанию и соблюдению международных этических и протокольных норм, которыми важно не только владеть, но и знать их национальные особенности. Кроме того, международный этикет и протокол – это важнейшие инструменты дипломатии, которая, в свою очередь, позволяет решать многие международные проблемы мирным путем, без использования военной силы и соответственно без сопутствующих потрясений и жертв. Одним из частных случаев деловых отношений является использование визитных карточек.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗИТНЫХ КАРТОЧЕК
1.1 Теоретические аспекты изучения визитных карточек
Визитная карточка сегодня является необходимым атрибутом деловой жизни. Это своего рода знак доверия. Когда люди обмениваются визитками, это значит, что они готовы к полноценному сотрудничеству. Культура общения предполагает наличие визитной карточки при любой деловой встрече. Визитки прочно вошли в нашу жизнь и уже давно не являются атрибутом респектабельности.
В последнее десятилетие в Республике Беларусь визитные карточки стали широко использоваться не только дипломатами, но и в самых различных сферах деловой жизни, в процессе культурных, светских контактов, причем на самых разных уровнях. Сегодня визитную карточку могут вручить как в министерстве, так и на заводе, ставшем акционерным обществом, в академическом институте, в стоматологическом кабинете, магазине-салоне и в маленьком бутике.
Основное назначение визитной карточки – представление официальных лиц, деловых партнеров в процессе переговоров, визитов, встреч. Визитная карточка оказывается незаменимой при знакомствах, общении на банкетах, приемах, конференциях, презентациях, выставках, ярмарках, фестивалях, в путешествии. Визитка может быть средством заочного контакта, использоваться в частной и служебной переписке, как рекомендация, для знакомства, для кратких приглашений, поздравлений, сопровождения подарков и сувениров и многого другого.
Поэтому закономерно, что особенности возникновения и использования визитных карточек рассматривались в ряде научных работ. Так, в монографии Ю.Ю. Масляевой «Визитная карточка» автор подчеркивает, что среди деловых людей говорят «встречают по одежке, а
ГЛАВА 2 ТРАДИЦИИ И ЭТИКЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗИТНЫХ КАРТОЧЕК
2.1 Особенности создания и использования визитных карточек
Визитными карточками в настоящее время пользуются организации и люди абсолютно разных сфер деятельности: от медицинских учреждений и фирм пищевой промышленности до представителей искусства и политических деятелей. Это приводит к постоянному появлению все новых видов визитных карточек, внедрению в их создание новых технологий с целью привлечения максимального внимание к своим владельцам.
Визитная карточка является важной составляющей имиджа ее владельца, семьи или фирмы. Она является выражением как индивидуального вкуса и стиля человека, так и фирменного, корпоративного стиля [2, с. 398]. Визитная карточка, как часть имиджа, способствует сознательному формированию образа объекта, наделяет его дополнительными ценностями, позволяет продуцировать те впечатления, отношения и оценки, которые необходимы создателю [9, с. 75].
С появлением способов печати, позволяющих создавать визитные карточки практически из любых материалов и любых форм, западные имиджмейкеры и дизайнеры довольно быстро сформировали тенденцию на создание сложных, продуманных визитных карточек, способных привлечь внимание не только к их владельцам, но и к организации в целом.
Существуют различные виды визитных карточек: личная, деловая, корпоративная и супружеская. Визитная карточка – одна из составляющих имиджа фирмы и личного имиджа ее владельца. Визитная карточка сегодня – это целый мир, рассказывающий о своем владельце или о компании, говорящий о его состоятельности, вкусовых предпочтениях, амбициозности, или скрывающий отсутствие чего-либо из перечисленного списка. Визитная карточка заключает в себе и дизайнерские решения, и фирменный стиль,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
История не дает точных сведений о точном времени возникновения визитных карточек. Считается, что визитки были придуманы в Китае в III веке. В Европе прообраз нынешней визитной карточки появился в XVI веке. Визитки, как средство официально представления их владельца, являли собой образец великолепия и были украшены выгравированными орнаментами и элегантными гербами. К началу девятнадцатого века визитки стали неотъемлемым атрибутом жизни дам и джентльменов высшего и среднего сословий. Поначалу визитки выполняли только одну функцию – представительскую, а затем к данной функции добавилась и деловая. Дело в том, что в то время еще не было принято использовать нумерацию домов, да и газетный бизнес еще недостаточно хорошо развился. Визитки носили рекламный и информационный характер, т.к. могли содержать карту проезда или указания, как достичь места расположения компании. Вплоть до начала ХХ века в России и Беларуси существовал четкий этикет использования визиток в различных случаях, которого принято было строго придерживаться.
Существуют определенные традиции по созданию и использованию визитных карточек. Современная визитная карточка должна быть уникальной, вызывать у людей максимальный интерес, быть приятной на ощупь. Роль визитной карточки в сфере рекламной деятельности и в деловом общении в целом нельзя переоценить. Основное назначение визитной карточки – представление официальных лиц, деловых партнеров в процессе переговоров, визитов, встреч. Визитная карточка оказывается незаменимой при знакомствах, общении на банкетах, приемах, конференциях, презентациях, выставках, ярмарках, фестивалях, в путешествии. В настоящее время вручение визитной карточки придает знакомству официальный и доверительный статус. Помимо своей главной функции – информационной,
1. Абсалямов, М.Б. Культурология : учеб. пособие / М.Б. Абсалямов. – Красноярск, 2003. – 50 с.
2. Алексеев, Д.А. Визитная карточка как средство формирования имиджа современной организации / Д.А. Алексеев // XIX всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : сб. статей. – Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2017. – С. 398–402.
3. Алехина, И. Имидж и этикет делового человека / И. Алехина. – М. : Центр правовой защиты, 2007. – 126 с.
4. Апресян, Р.Г. Культурология : учебник для вузов / Р.Г. Апресян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://culture.wikireading.ru/46075. – Дата доступа: 12.11.2017.
5. Басманова, Э.Б. Визитные карточки: история и современность / Э.Б. Басманова. – М. : Хронограф, 2010. – 104 с.
6. Болотова, Н.Н. Международный деловой этикет / Н.Н. Болотова // Молодежь и наука. – 2012. – № 1. – С. 237 – 240.
7. Быстрова, А.Н. Мир культуры (Основы культурологии) / А.Н. Быстрова. – М. : Изд. Федора Конюхова; Новосибирск: ЮКЭА, 2002 – 712 с.
8. Венедикова, В.И. О деловой этике и этикете / В.И. Венидиктова. – М. : Правовая культура, 2005. – 176 с.
9. Годин, А.М. Брендинг : учебное пособие / А.М. Годин. – М. : Дашков и К, 2013. – 183 c.
10. Зобов, А.М. Международный маркетинг : учебное пособие / А.М. Зобов. – М. : Российский университет дружбы народов, 2011. – 280 c.
11. Коробейникова, А.А. Речевая служебная культура: практикум / А.А. Коробейникова. – Оренбург : Оренбургский государственный университет. – 2015. – 172 c.
12. Кузин, Ф.А. Имидж бизнесмена. Практическое пособие / Ф.А. Кузин. – М. : Полюс, 2007. – 120 с.
13. Кузнецов, И.Н. Деловое общение : учебное пособие / И.Н. Кузнецов. – М. : Дашков и К, 2013. – 528 c.
14. Культурология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 576 с.
15. Курганская, М.Я. Деловые коммуникации : курс лекций / М.Я. Курганская. – М. : Московский гуманитарный университет, 2013. – 121 c.
16. Курушин, В.Д. Графический дизайн и реклама / В.Д. Курушин. – М. : ДМК Пресс, 2008. – 272 c.
17. Лавринович, М.В. Визитные карточки как атрибут управленческой культуры / М.В. Лавринович // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2011. – № 7. – С. 136–140.
18. Мамина, Р.И. Деловой этикет в системе имиджа: философско-культурологический анализ / Р.И. Мамина. – СПб. : Петрополис, 2012. – 232 c.
19. Масляева, Ю. Ю. Визитные карточки : монография / Ю.Ю. Масляева. – М. : Секретарь-референт, 2008. – 208 с.
20. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов ; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – М. : Мир и Образование, 2005. – 1200 с.
21. Патрахина, Т.Н. Менеджмент в образовании : учебное пособие / Т.Н. Патрахина. – Нижневартовск : Нижневарт. гуманит. ун-т, 2011. – 123 с.
22. Психология и этика делового общения : учебник для вузов / В.Ю.Дорошенко [и др.] ; под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 2006. – 380 с.
23. Романычева, Э.Т. Дизайн и реклама. Компьютерные технологии / Э.Т. Романычева. – М. : ДМК Пресс, 2012. – 324 с.
24. Рубцова, Т.И. Визитные карточки: хитрости делового обмена / Т.И. Рубцова // Российский внешнеэкономический вестник. – 2017. – № 3. – С. 109-125.