ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАДЗОРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
1.1 Понятие надзорного производства
1.2 Особенности надзорного производства в Республике Беларусь
ГЛАВА 2 НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Надзорное производство в уголовном процессе
2.2 Принесение протеста в порядке надзора
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ НАДЗОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Прокурорский надзор вызывает большой интерес как в мировой юридической науке, политике и обществе в целом, так и в белорусской правовой науке, в частности. Это связано с особым значением института органов прокуратуры, а также с тем, что его становление и развитие в Республике Беларусь проходили в достаточно своеобразной форме.
В системе правоохранительных органов Республики Беларусь прокуратура занимает специфическое место. В латинском языке слово «procuro» означает «попечение, заведывание, управление», а также «должность прокуратора» – «заведующего, управляющего, распорядителя». Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами.
Политические и экономические процессы переходного периода, ряд особенностей исторического развития придали процессу становления прокуратуры Республики Беларусь специфическую окраску, направили его развитие в русло укрепления общеправовых ценностей. Чтобы понять причины, обусловившие подобные процессы, современные исследователи подвергают тщательному рассмотрению прокуратуры как важнейшего контрольного и надзорного правоохранительного органа Республики Беларусь.
Надзорная инстанция в уголовном процессе в Республике Беларусь обладает своими особенностями, связанными как с самим процессом, а также судопроизводством, так и с нововведениями в законодательство Республики Беларусь, внесенное, казалось бы, достаточно давно, но все еще вызывающее вопросы, связанные с положением лиц, участвующих в данном производстве, в частности, прокурора.
Так, актуальность темы исследования состоит в том, что участие различных лиц, а также участие прокурора в надзорном производстве в уголовном процессе обладает особенностями, связанными как с их положением в данном процессе, так и с принесением протеста и прохождением предыдущих стадий.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с правовой характеристикой надзорного производства.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с правовой характеристикой надзорного производства.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с правовой характеристикой надзорного производства.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАДЗОРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
1.1 Понятие надзорного производства
О.Г. Иванова говорит, что производство в суде надзорной инстанции пересмотр ранее рассмотренных вопросов, причём, в заранее известном объёме [17, с. 292].
И.С. Дикарев смотрит на данную инстанцию иначе: Производство в суде надзорной инстанции представляет собой исключительную стадию уголовного процесса, в ходе которой суд надзорной инстанции по надзорным ходатайствам участников уголовного процесса и иных заинтересованных лиц проверяет законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений, вынесенных судами первой и второй инстанции, а также нижестоящими надзорными инстанциями [14, с. 292].
Мы предлагаем все же присоединиться к следующему мнению: надзорное производство – это стадия уголовного процесса, в которой суд рассматривает уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.
Надзорное производство является исключительной стадией уголовного процесса, когда уполномоченные должностные лица суда и прокуратуры приносят протест, а соответствующие надзорные органы в этой связи проверяют законность и обоснованность приговоров, вступивших в силу и применяющих меры, предусмотренные законом для исправления судебных ошибок.
Обнаружение и исправление незаконных и необоснованных судебных решений, вступивших в силу, предназначено для судебного пересмотра.
Это исключительный этап уголовного процесса, поскольку он касается судебных решений (приговоров, постановлений), вступивших в законную силу. В этой связи только узкий круг должностных лиц суда и прокуратуры имеет право возбуждать судебное разбирательство. Привлечение этих протестов со стороны вовлеченных лиц влечет за собой пересмотр протестных приговоров соответствующими надзорными органами и только теми, которые указаны в законе.
Надзорное производство имеет существенные особенности, которые отличают его от апелляционных разбирательств.
ГЛАВА 2 НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Надзорное производство в уголовном процессе
Дела в порядке надзора рассматриваются судами с участием прокурора. В соответствии с ч. 2 ст. 411 УПК в рассмотрении уголовного дела в порядке надзора принимают участие:
1) в президиумах областного, Минского городского, Белорусского военного судов – прокуроры области, г.Минска, Белорусский транспортный прокурор, Белорусский военный прокурор либо их заместители;
2) в судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь – прокурор, уполномоченный Генеральным прокурором Республики Беларусь;
3) в Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь и Пленуме Верховного Суда Республики Беларусь – Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместители.
Согласно ч.ч. 4 и 5 ст. 411 УПК после изложения докладчиком обстоятельств дела, содержания приговора, определения, постановления, протеста и ответов на вопросы судей, рассматривающих дело, слово предоставляется прокурору для поддержания, принесенного им или вышестоящим прокурором протеста или для дачи заключения по уголовному делу, рассматриваемому по протесту [6].
Мы определим позицию прокурора в надзорных процедурах Российской Федерации и других стран.
В ходе предыдущих судебных реформ в России ряд институтов зарубежной судебной системы неоднократно использовался в качестве основы для дальнейшего дополнения и адаптации к российской правовой культуре. Так, авторы судебной реформы 1864 года заимствовали многие институты наполеоновского кодекса 1808 года, в частности форму отмены первоначального судебного решения при пересмотре судебных решений в уголовном судопроизводстве.
Представляется целесообразным изучить существующие нормы Уголовно-процессуального кодекса Французской республики, регулирующие уголовное судопроизводство на стадии пересмотра судебных решений.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ НАДЗОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
В соответствии со статьей 2 Конституции Республики Беларусь личность, ее права, свободы и гарантии реализации этих прав являются высшими ценностями и целями общества и государства. Государство несет ответственность за их соблюдение и защиту. Право на судебную защиту является одним из неотъемлемых основных прав и свобод человека и гарантией всех других прав и свобод. Одним из средств обеспечения судебной защиты граждан является возможность пересмотра судебных решений, постановлений и постановлений судов, вступивших в законную силу [1].
По статистике, в 2019 году Верховным Судом Республики Беларусь рассмотрено 113 уголовных дел протеста, из которых впоследствии удовлетворено 85, областным и Минским городским судами–1192, из которых удовлетворено 1019 [19, с. 159].
Если сравнивать действующий уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее-УПК) с УПК 1961 года, то следует отметить, что практически все структурные составляющие претерпели существенные изменения, за исключением главы 42 "Производство в надзорной инстанции".
Возникает вопрос: решает ли законодатель на столь высоком уровне ряд спорных вопросов, обсуждаемых исследователями надзорной процедуры, и не возникает ли каких-либо проблем в процессе применения института надзорной процедуры? Практика показала, что ответить на этот вопрос положительно пока не представляется возможным. Установленный УПК порядок пересмотра судебных решений в порядке надзора имеет много недостатков, некоторые из которых не предусмотрены на законодательном уровне.
Стадия надзорной процедуры начинается с лица, имеющего право обжаловать решение суда, которое он считает незаконным или необоснованным.
Однако законом не предусмотрен порядок приема и рассмотрения жалоб на вступившие в законную силу судебные решения. Представляется, что в случае возникновения каких-либо сомнений в законности и обоснованности решения, арбитражного решения или судебного приказа следует незамедлительно обратиться с просьбой о пересмотре дела, если в будущем имеются необходимые основания для протеста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Надзорное производство – это стадия уголовного процесса, в которой суд рассматривает уголовные дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.
Надзорное производство является исключительной стадией уголовного процесса, когда уполномоченные должностные лица суда и прокуратуры приносят протест, а соответствующие надзорные органы в этой связи проверяют законность и обоснованность приговоров, вступивших в силу и применяющих меры, предусмотренные законом для исправления судебных ошибок.
2. Возбуждение надзорного производства охватывает все процессуальные действия субъектов процесса, начиная с момента возникновения надзорного производства, определенного выше, и заканчивая принесением протеста в порядке надзора. Прокурор в данном производстве играет важнейшую роль и представляет собой лицо, от которого в первую очередь зависит возбуждение данного производства.
3. Прокурор – лицо, которое имеет определяющее значение в данном производстве и оттого мы считаем, что следует более четко регламентировать его действия, права и обязанности, а также полномочия в рассматриваемой области, что позволит говорить о достаточной урегулированности данного вопроса.
4. Заслуживает внимания и тот факт, что введение элементов апелляции с увеличением количества измененных приговоров не позволило сократить число отмененных приговоров, то есть, не обеспечило достижение цели сокращения повторных судебных рассмотрений дел. Так, в 2013 г. в апелляционном и надзорном порядке отменено 847 решений районных (городских) и областных судов Республики Беларусь, в 2014 г. – 831 решений районных (городских) судов, в первом полугодии 2015 г. – 421 решение районных (городских) судов.
5. идея предоставления исчерпывающего перечня лиц, имеющих право обжаловать вступившие в законную силу судебные решения, не была полностью успешной.
Следует отметить, что, помимо вышеуказанных вопросов, существуют также спорные положения частей 1 и 2 статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса, согласно которым генеральный прокурор Республики Беларусь, председатель Верховного суда Республики Беларусь и его заместитель, государственный обвинитель и прокурор города Минска, а также Прокуратура транспортной и военной прокуратуры Республики Беларусь в соответствии со своей компетенцией вправе приостанавливать рассмотрение дел в целях осуществления контроля за исполнением апелляционных решений суда.
1. Конституция Республики Беларусь // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
2. О Концепции судебно-правовой реформы: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь, 23 апр. 1992 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
3. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
4. Об утверждении положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 декабря 2007 г., № 644 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
5. Об утверждении положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 марта 2008 г., № 181 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015. О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь, 20 июля 2006 г,, № 165-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
7. О некоторых вопросах применения уголовно-процессуального закона в суде первой инстанции: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 26 сент. 2002 г., № 6 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
8. Об обеспечении права на защиту в уголовном процессе: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 24 сент. 2009 г., № 7 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
9. О практике применения законодательства, обеспечивающего право граждан на судебную защиту, и мерах по повышению ее эффективности в общих судах: Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 21 дек. 2006 г., № 10 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
10. Басков, В. И. Курс прокурорского надзора / В. И. Басков. – М., 2018. – С. 9-14
11. Басков, В.И. Курс прокурорского надзора: учеб. / В.И. Басков, Б.В. Коробейников. - М.: ИКД «Зерцало - М», 2011 .-512 с.
12. Додонов, В.Н. Прокуратура стран мира. Справочник / В.Н. Додонов; под общ. ред. С.П, Щербы. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2016. 320 с.
13. Звирбуль, В.К. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности / В.К. Звирбуль. М.: «Юридическая литература», 2011. 168 с.
14. Козаренко Д.В. Роль прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина / Д. В. Козаренко, И.С. Дикарев // Юридический факт. 2017. № 13. С. 111.
15. Конюк, А. Задачи и направления деятельности прокуратуры должны соответствовать происходящим в стране преобразованиям / А. Конюк // Законность и правопорядок. 2015. № 1. С. 3-8.
16. Прокурорский надзор: учебник / Ю. Е. Винокуров [и другие]; при Обществе. Издание Винокурова Е.Е. 6-е изд., Перераб. и дополн. М .: Высшее образование, 2015. 60 с.
17. Селюкова А.А. Проблемы защиты конституционных прав и свобод человека со стороны правоохранительных органов / А. А. Селюков, О.Г. Иванова // Теория и практика современной науки: XX Международная научно-практическая конференция. Москва, 2017. С. 291-293.
18. Хисаметдинова С.Р. Роль прокурора в осуществлении надзора за соблюдением конституционных прав в уголовном судопроизводстве [Электронный ресурс] / Закон.кз. Режим доступа: https://www.zakon.kz/4793852-rol-prokurora-v-osushhestvlenii-nadzora.html.
19. Цыганкова Л.И. Обеспечение и защита прав человека в Республике Беларусь: проблемы и возможности для оптимизации / Л.И. Цыганкова / Весна Гродзенскага дзярж. Ун-та Янка Купала. Серый 1, Гісторыя, філасофія, паліталогія, сацыялогія. 2019. № 1. С. 153-161.
20. Шевляков П.Ю. Роль прокуратуры в защите прав человека в Российской Федерации / П.Ю. Шевляков И.Г. Мигунова // Юридическая наука: история, современность, перспективы: сб. мат. VII. научной и практической работы. конференция, посвященная Дню российской науки. Астрахань, 2016. С. 222-227.