ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1 Понятие и виды копинг-стратегий в психологии
1.2 Специфика копинг-стратегий учителей школ
1.3 Проявления эмоционального выгорания у учителей школ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей копинг-стратегий учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современный человек на протяжении своего жизненного пути не раз сталкивается с трудностями и обстоятельствами, которые требуют от него адаптивных способов совладания. От качества их преодоления во многом будет зависеть вектор развития, состояние психосоматического здоровья и социальная адаптация.
Особый научный интерес представляет поведение личности в стрессовых ситуациях, которые неизбежно возникают в процессе профессиональной деятельности. Специалисты, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми, очень часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями. С полным основанием к категории лиц, наиболее подверженных профессиональному стрессу, можно отнести медицинских работников.
Не каждый специалист может адаптироваться к постоянным напряженным условиям труда, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в сложных конфликтных ситуациях общения. Это приводит к увеличению вероятности возникновения и развития негативных эмоциональных состояний. Одним из наиболее выраженных состояний, устойчивых и прогрессирующих со временем, но часто незаметных для самой личности, является эмоциональное выгорание. Этот синдром оказывает негативное влияние на личность работника, а также на его успехи в профессиональной деятельности.
Принято считать, что наиболее подверженной категорией синдрому эмоционального выгорания, являются педагоги, что обусловлено характером их профессиональной деятельности. Многочисленные психологические исследования (К.С. Милевич, Т.В. Форманюк, Х.А. Шабарина, М.И. Эльбуздукаева), свидетельствуют о значительных масштабах проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Это порождает необходимость использования ими копинг-стратегий, способствующих разрешению проблем.
Проблема эмоционального выгорания специалистов в последние годы приобретает все большую актуальность. Вопросу синдрома эмоционального выгорания и факторам, обусловливающих его возникновение посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К. Маслач, Б. Перлман, Х.Д. Фрейденберг, М. Лейтер, Е. Хартман и др.
Среди отечественных авторов, которые занимались проблемой совладаюшего поведения и копинг-стратегий, можно назвать следующих: Л.И. Анцыферова, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, И.Г. Малкина-Пых, Л.А. Пергаменщик, Н.А. Сирота, С.А. Станибула, В.М. Ялтонский и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1 Понятие и виды копинг-стратегий в психологии
Проблема «копинга» (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ веке. Понятие «преодоление» («coping») означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. В зарубежной психологии понятие копинга рассматривается в рамках взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытками овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Р. Лазарус и С. Фолкман определяют «копинг» как динамичное взаимодействие человека с ситуацией, как когнитивные, поведенческие и эмоциональные усилия, направленные на устранение внешних или внутренних противоречий [3, с. 102].
В зарубежной психологии понятие совладающего поведение анализируется с позиций диспозиционного, ситуационного и интегративного подходов. Диспозиционный подход объясняет копинг в терминах личностных черт. Поведение индивида в определенной трудной ситуации определяется набором личностных особенностей. Особенности личности во многом детерминируют определенную предрасположенность человека реагировать похожим образом в преодолении различных трудностей [23, с. 162].
Представители диспозиционного направления выделяли взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности с копинг-стратегиями, использующимися индивидом в период стресса. Показана взаимосвязь способов совладания с интеллектуальным уровнем развития личности, оптимизмом, негативной эффективности, враждебности, нейротизма, локуса контроля на совладающие аспекты жизнедеятельности личности [23, с. 163].
Ситуационный подход рассматривает копинг в качестве динамического процесса, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. В рамках этого подхода широко распространена когнитивная модель совладающего поведения Р. Лазаруса и С. Фолкмана, где совладание с жизненными трудностями рассматривается как «постоянно изменяющимися когнитивными и поведенческими усилиями индивида с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями» [23, с. 164]. Так, авторами совладание ими интерпретируется как осознанный ситуационный процесс, который имеет свои динамические характеристики.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления особенностей копинг-стратегий учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление особенностей копинг-стратегий учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 19 г.Минска». В исследовании приняли участие 30 педагогов в возрасте 22-48 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия в копинг-стратегиях учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой [13].
Цель: определение степени выгорания в профессиях типа «человек – человек». Под профессиональным (эмоциональным выгоранием) понимается профессиональная деформация, реакция на длительные профессиональные стрессы на протяжении длительного периода.
Шкалы методики:
«Эмоциональное истощение» - отражает степень эмоционального состояния в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале связан с угнетенностью, апатией, высоким утомлением, эмоциональной опустошенностью. По данной шкале можно набрать от 0 до 45 баллов (0-7 низкий уровень; 8-17 средний уровень, 18 и выше высокий уровень).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что в психологии понятие копинга рассматривается в рамках взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытками овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Копинг-стратегии – это набор действий, которые направлены на преодоление психического напряжения, созданного в процессе стрессовой ситуации. Стратегии преодоления могут быть активными и пассивными, поведенческими, эмоциональными и познавательными, ориентированными на проблему, на эмоции или на оценку, адаптивными и неадаптивными, эффективными и неэффективными и т.д.
Профессиональная деятельность учителей школ характеризуется повышенной напряженностью, сложной и многоаспектностью, что порождает трудные ситуации, требующие совладания с ними. Учителя школы могут использовать как конструктивные, так и деструктивные копинг-стратегии. Конструктивные копинг-стратегии составляют потенциал педагога в борьбе с неблагоприятными ситуациями в профессиональной деятельности, снижая риск развития выгорания и профессиональных деформаций, и поддерживая педагогическую эффективность. Выбор конструктивных копинг-стратегий связан с опытом педагогической деятельности. Использование неконструктивных копинг-стратегий может повлечь за собой развитие эмоционального выгорания, что негативным образом сказывается на деятельности.
Эмоциональное выгорание – это профессиональный феномен, представляющий собой состояние умственного, эмоционального и психического истощения, взаимосвязанного с профессиональной деятельностью. У учителей школ эмоциональное выгорание проявляется в совокупности негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Основными проявлениями эмоционального выгорания у опытных учителей школ являются: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей, чувство беспомощности и бессилия, негативный взгляд на свою профессиональную деятельность, чувство тупика, неудовлетворенность собой, загнанность в определенные рамки, тревога и депрессия.
1. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях : переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 3-11.
2. Басманова, Н. И. Совладающее поведение как фактор эффективности профессиональной деятельности педагогов / Н. И. Басманова // Ученые записки РГСУ. – 2019. – Т. 18. – С. 86-95.
3. Битюцкая, Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е. В. Битюцкая // Вестник Московского университета. – 2011. – № 1. – С. 100–110.
4. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 1999. – С. 99–105.
5. Борисова, Н. М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н. М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216–218.
6. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2009. – 433 с.
7. Гапанович-Кайдалова, Е. В. Исследование эмоционального выгорания у слушателей ИПК и ПК специальности «Практическая психология» / Е.В. Гапанович-Кайдалова // Современный психолог : вызовы, миссия, призвание : сб. науч. статей. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 61-69.
8. Грановская, Г. М. Психологическая защита у детей / Г. М. Грановская, И. М. Никольская. – СПб. : Речь, 2006. – 342 с.
9. Дерманова, И. Б. Совладающее поведение как механизм развития личности / И. Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 14–18.
10. Индикатор копинг-стратегий (Д. Амирхан) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vsetesti.ru/448/.
11. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома : Изд-во КГУ им. Н.А., 2010. – 296 с.
12. Макаров, Ю. В. Причины и профилактика эмоционального выгорания учителей гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе / Ю. В. Макаров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 2. – С. 11-16.
13. Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой и Е. С. Старченковой // Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб., 2005. – С. 326-334.
14. Милевич, К. С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов / К. С. Милевич // Современная социология и образование. – 2007. – № 12. – С. 107–108.
15. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии : эмпирические исследования / В. Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 1–11.
16. Осадчая, Е. А. Особенности копинг-стратегий педагогов / Е. А. Осадчая. // Молодой ученый. – 2018. – № 30 (216). – С. 154-157.
17. Останина, Н. В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н. В. Останина // Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127–130.
18. Первитская, А. М. Анализ предпочитаемых копинг-стратегий у педагогов с разным стажем работы / А. М. Первитская // Вестник Курганского государственного университета – 2013. – №4 (31). – С. 92-95.
19. Старченкова, Е. С. Совладающее поведение в профессионально трудных ситуациях у педагогов на разных этапах профессионализации / Е. С. Старченкова // Вестник СПбГУ. – 2011. - № 2. – С. 196-201.
20. Старченкова, Е. С. Роль неконструктивного совладающего поведения в развитии синдрома выгорания // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В. В. Лукьянова. – Курск, 2008. – С. 81–99.
21. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 57–64.
22. Хазова, С. А. Копинг-ресурсы субъекта : основные направления и перспективы исследования / С. А. Хазова // Вестник КГУ. – 2013. – № 5, Т. 19. – С. 188–191.
23. Хачатурова, М. Р. Совладающий репертуар личности / М. Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
24. Шабарина, Х.А Эмоциональное выгорание педагогов: причины и результаты исследования / Х.А. Шабарина, Г.Н. Боронина // Новая наука : от идеи к результату. – 2016. – № 4. – С. 136-136.
25. Эльбуздукаева, М.И. Синдрома эмоционального выгорания учителей / М.И. Эльбуздукаева // Учитель создает нацию: материалы научной конференции. – Махачкала, 2018. – С. 622-627.