ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ
1.1 Общие положение о порядке исполнения постановления о наложении административного взыскания
1.2 Порядок обращения постановления к исполнению
2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О НАЛОЖЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ ВЫНЕСЕНИИ
2.1 Порядок исполнения постановлений о наложении основных видов административных взысканий
2.2 Порядок исполнения постановлений о наложении дополнительных видов административных взысканий
3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ИСПОЛНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Административное взыскание – реакция на совершение административного правонарушения. Административное взыскание является мерой административной ответственности. Административное взыскание, налагается на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами, а административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.
Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством, именно это обуславливает актуальность данной работы. Статья 6.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП) предусматривает следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) исправительные работы; 4) административный арест; 5) лишение специального права; 6) лишение права заниматься определенной деятельностью; 7) конфискация; 8) депортация; 9) взыскание стоимости.
Система административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
1. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ
1.1 Общие положение о порядке исполнения постановления о наложении административного взыскания
Для более полного понимания сути исполнительного производства в рамках административного процесса необходимо более подробно рассмотреть вопрос о порядке наложения административных взысканий. Общие правила наложения административных взысканий основываются на принципах равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания.
Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств [1, c. 60].
Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административному правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо не обязано доказывать свою невиновность.
2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О НАЛОЖЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ ВЫНЕСЕНИИ
2.1 Порядок исполнения постановлений о наложении основных видов административных взысканий
Исполнение решения является завершающим этапом административного судопроизводства по делам об административных правонарушениях, а его суть заключается в фактическом осуществлении административного взыскания для правонарушителей.
Решения об административном взыскании должны приводиться в исполнение государственными и общественными учреждениями, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Если иное не предусмотрено законом, в случае обжалования или протеста-после того, как жалоба или протест не удовлетворены, кроме решения о применении наказания в виде предупреждения, а также в случае наложения штрафа по месту совершения административного правонарушения орган (должностное лицо), принявший решение об административном взыскании, вправе обратиться с заявлением об исполнении. Решение о наложении административного взыскания исполняется органом, принявшим решение, или органом, ответственным за исполнение решения в соответствии с законом. Порядок исполнения постановления устанавливается статьей 4 ПИКоАП [14].
Постановление о наложении административного взыскания в виде предупреждения исполняется судьей, должностным лицом органа административного судопроизводства, принявшим решение, об объявлении его лицом подлежащим административному взысканию, а при отсутствии решения этим лицом–копия решения вручается (направляется) в течение трех дней со дня вынесения решения.
3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ИСПОЛНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Для административно-деликтных исполнительных отношений характерно использование подчиненного метода в случаях, когда решение о применении административного взыскания добровольно не исполняется лицами, обязанными исполнять данное решение, лицами, вступившими в законную силу.
Так, например, в соответствии со статьей 15.4. ПИКоАП при неуплате штрафа лицом, в отношении которого наложен административный штраф, должностное лицо органа, исполняющего решение о наложении административного штрафа в установленный пикап Республики Беларусь срок направляет в суд представление об обязательном наложении административного штрафа, решение о наложении административного штрафа и другие документы, необходимые для осуществления исполнения, в суд по месту жительства или месту нахождения лица, подвергшегося административному взысканию [14].
Определение прав и обязанностей субъектов административно-исполнительных отношений, определение порядка осуществления административно-исполнительного процесса относится к компетенции государства.
Государство применяет следующие методы правового регулирования: разрешение, запрет, положительное обязательство. В нормах, регулирующих административно-деликтные исполнительные отношения, метод разрешения показывает, что государство позволяет участнику административно-исполнительного процесса вести себя определенным образом, определяет его права (например, ч. 3 ст. 16.1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, административное взыскание налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение.
Взыскание может применяться лишь к лицу, его совершившему, в пределах санкции, предусмотренной за данное правонарушение.
Не допускается применение взыскания ниже низшего предела.
Взыскания за административные правонарушения должны налагаться с учетом:
1) характера совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства;
2) его последствиями;
3) распространенностью данного вида правонарушений и состоянием борьбы с ними;
4) личности нарушителя и степени его вины (предшествующее поведение на работе и в быту, умышленное или неосторожное нарушение и т.д.);
5) имущественного положения, с тем чтобы при применении взысканий, влекущих неблагоприятные для нарушителя последствия (штрафа, исправительных работ, лишения специальных прав), не были ущемлены интересы его малообеспеченной семьи.
Административные взыскания являются карательными, «штрафными" санкциями и состоят в лишении или ограничении прав, благ.
В соответствии со ст. 13.1 ПИКоАП постановление о наложении административного взыскания, вступившее в законную силу, обязательно для исполнения:
- государственными органами,
- иными организациями и физическими лицами.
1. Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право право Республики Беларусь: курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. - Минск: Дикта, 2014. - 458 с.
2. Бахрах, Д.Н. Административно-деликтное право, как самостоятельная отрасль: краткий учебный курс / Д.Н. Бахрах. - М.: НОРМА, 2012. - 275 с.
3. Василевич, С.Г. Теория и практика наложения административных взысканий материального характера по законодательству Республики Беларусь / С.Г. Василевич. - Мн.: Право и экономика, 2011. - 192 с.
4. Гавриленко, Д.А. Административно-деликтное право Республики Беларусь / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. - Мн.: БГУ, 2012. - 188 с.
5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь, 21 апреля 2003 г.; №194- 3: в ред. Закона Республики Беларусь от 29 марта 2020 г. № 243-З //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс) / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2020.
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми па республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2008. - 64 с.
7. Крамник, А.Н. Курс административно-деликтного и процессуально-исполнительного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. - Минск: Тесей, 2019. - 608 с.
8. Круглов, В.А. Административно-деликтное право / В.А. Круглов. - Минск: Амалфея, 2016. - 388 с.
9. Круглов, В.А. Производство по делам об административных правонарушениях / В.А. Круглов. - Минск: Академия МВД РБ, 2014. - 208 с.
10. Курс административного права и процесса: учеб. / Ю.А. Тихомиров. - М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 1998. - 785 с.
11. Лукашов, А.И. О некоторых положениях общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях 2003 года / А.И. Лукашов. // Право Беларуси. - 2004. - № 5. - С.26 - 28.
12. Овсянко, Д.М. Административное право: учеб. пособие / Д.М. Овсянко. - М.: Юристъ, 2002. - 804 с.
13. Постникова, А.А. Административно-деликтное право Республики Беларусь: учеб. пособие / А.А. Постникова, А.И. Сухаркова. - Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2018. - 127 с.
14. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь, 20 декабря 2006 г. № 194-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 10 января 2015 г. № 243-З10 29 января 2020 г. № 243-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс) / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2020.
15. Рябцев, Л.М. Административно-деликтное право: курс лекций / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая, А.Н. Шкляровский; под ред.Л.М. Рябцева. - Мн.: БГЭУ, 2016. - 437 с.
16. Рябцев, Л.М. Процессуально-исполнительное право: учебн. пособие / Л.М. Рябцев, Г.А. Василевич, А.Г. Тиковенко, Г.Б. Шишко и др.; под общ. ред.Л.М. Рябцева. - Мн.: Книжный Дом, 2017. - 318 с.
17. Сухаркова, А.И. Административное право Республики Беларусь. Альбом схем: учебн. пособие / под ред.А.И. Сухарковой. - Мн.: Академия МВД РБ, 1995. - 286 с.
18. Таранов, А.А. Актуальные проблемы процессуально-исполнительного права / А.А. Таранов. // Юрист. - 2018. - № 2. - С.23 - 25.
19. Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс / Ю.А. Тихомиров. - М.: М.Ю. Тихомиров, 2013. - 651 с.
20. Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров. - М.: Юринформцентр, 1998. - 798 с.