ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1 Подходы к изучению эмоционального выгорания в советской и зарубежной психологии
1.2 Профессиональная среда как предиктор эмоционального выгорания
1.3 Методы и методики исследования эмоционального выгорания
1.4 Техники работы по предупреждению эмоционального выгорания педагогов
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
2.1 Анализ эмпирических исследований по проблеме эмоционального выгорания педагогов
2.2 Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное общество предъявляет высокие требования к различным аспектам деятельности педагогов. Профессия педагога, являясь одной из самых распространенных и социально-ориентированных видов трудовой деятельности, относится к коммуникативным сферам деятельности и поэтому подвержена эмоциональному выгоранию и наименее защищена от его последствий. Поэтому не требует доказательств тот факт, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной и личностной отстраненностью педагога, расширением сферы экономии эмоций, игнорированием индивидуальных особенностей воспитанников, оказывает достаточно сильное влияние на характер и успешность профессиональной деятельности. Синдром эмоционального выгорания относится к показателям личностной деформации и его изуче¬ние представляет значимость для деятельности работников, которые вынуждены осуществлять продолжительные и интенсивные межличностные контакты, которые отличаются высокой эмоциональной насыщенностью.
Степень научной разработанности проблемы. В научной психологической литературе проблема эмоционального выгорания достаточно широко изучена и представлена работами следующих авторов: В. В. Бойко [1], М. В. Борисовой [2], Н. Е. Водопьяновой [4], К. Маслач [6], и др. Проблеме изучения эмоционального выгорания педагогов посвятили свои работы Н. С. Пашук в статье «Личностные черты как детерминанты возникновения и развития феномена «психического выгорания» у преподавателей» [18], А. В. Ракицкая в статье «Связь социально-демографических характеристик и синдрома эмоционального выгорания у педагогов» [24], М. М. Скугаревская в статье «Синдром эмоционального выгорания: диагностика, профилактика и терапия» [27], Т. В. Форманюк в статье «Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя» [29] и др. Вопросам развития и профилактики синдрома эмоционального выгорания посвящены исследования целого ряда авторов (В. В. Бойко [1], В. Л. Марищук [15], и др.) в современной психологической науке. Однако следует учесть, что в большинстве работ проблема эмоционального выгорания рассматривается, главным образом, с точки зрения психофизиологического подхода к исследованию личности. Тем не менее, очевидным представляется и тот факт, что специфика педагогической деятельности в современных условиях обусловливается повышенным риском формирования синдрома эмоционального выгорания под влиянием социально-психологических факторов образовательной среды.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1 Подходы к изучению эмоционального выгорания в советской и зарубежной психологии
В психологической науке существуют различные определения понятия «эмоциональное выгорание», однако наиболее часто оно определяется как реакция ответа на длительные стрессы в профессиональной деятельности при интенсивной межличностной коммуникации, которое включает в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. Эмоциональное выгорание рассматривается Е. С. Савенкова как комплекс негативных переживаний, которые связаны с работой, коллективом и всей организацией. Может часто проявляться у специалистов, которые вынуждены тесно общаться с людьми во время выполнения своих обязанностей [26, с. 15].
Понятие «эмоциональное выгорание» представлено в теории В. В. Бойко как механизм психологической защиты, проявляющийся в виде полного или частичного отключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [1, с. 26]. Также на теорию психологической защиты ссылается М. В. Борисова и рассматривает понятие «эмоциональное выгорание» как механизм психологической защиты, который проявляется стереотипом поведения в профессиональной деятельности [2, с. 96]. Эмоциональное выгорание рассматривается Т. В. Форманюк как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и который ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работника. Эмоциональное выгорание возникает как результат внутреннего накопления отрицательных эмоций без «освобождения» и соответствующей «разрядки» от них [29, с. 47]. В исследовании В. Е. Орел эмоциональное выгорание описывается как реакция организма, которая возникает вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов [16, с. 90].
В настоящее время существует несколько теорий, которые выделяют стадии эмоционального выгорания. Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как прогрессирующий пятиступенчатый процесс [11]. Первая стадия эмоционального выгорания названа автором «медовый месяц». Проявляется в том, что работник доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом и ответственностью.
Выводы по первой главе
Обобщая, рассмотренные нами теоретические аспекты формирования и проявления эмоционального выгорания у педагогов можно констатировать, что синдром «выгорания» определяется как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности на фоне меняющихся условий. А также рассматривается в аспекте личностной деформации работника под влиянием длительного профессионального стажа, неблагоприятного психологического климата в трудовом коллективе.
Ключевую роль в возникновении синдрома «эмоционального выгорания» играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек-человек», быстро меняющиеся условия осуществления профессиональной деятельности. Синдром «выгорания» характеризуется как эмоциональное истощение и деперсонализация. Истощение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, при деперсонализации наблюдаются различные нарушения отношений с другими людьми. Характерными для синдрома «эмоцинального выгорания» являются проявления снижения уровня самооценки, негативного отношения к своей профессии, сознательного ограничения своих возможностей, манкирования служебными обязанностями. Эти психологические проявления объединяются термином «редукция личных достижений».
Необходимо заметить, что синдром эмоционального выгорания педагогов весьма серьезное препятствие для эффективной профессиональной деятельности. Необходимость его выявления и своевременное проведение профилактических и коррекционных мероприятий – актуальная задача для педагогов-психологов образовательных учреждений.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
2.1 Анализ эмпирических исследований по проблеме эмоционального выгорания педагогов
Проведенный обзор эмпирических исследований по проблеме эмоционального выгорания педагогов позволил описать особенности проявления изучаемого синдрома, раскрыть его причины, а также охарактеризовать взаимосвязь с личностными качествами, которые непосредственно связаны с соблюдением профессиональной этики.
Е.Ю. Костин в ходе проведенного исследования описал состояние эмоционального выгорания у педагогов в контексте профиля профессиональной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения [9]. Автором исследования сделаны выводы о связи длительности профессиональной деятельности, ее субъективных и предметных условий с возникновением и генезом состояния эмоционального выгорания. Среди воспитателей дошкольных учреждений эмоциональному выгоранию наиболее подвержены люди старшего возраста и работающие с детьми с отклонениями в развитии. В экспериментальной работе Е.Ю. Костиным замечены несколько групп педагогов, сходных по определенным критериям эмоционального выгорания. Критериями определения таких групп являются личностные особенности педагогов, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: высокий уровень эмоциональной лабильности, высокий самоконтроль при подавлении отрицательных эмоций, мотивация своего поведения, повышенная тревога и депрессивные реакции, завышенная/заниженная самооценка, понимание своей роли в социуме, недостаточное умение управлять переживаниями [9].
Особенности проявления эмоционального выгорания у педагогов можно описать следующим образом. На первой стадии эмоционального выгорания воспитатель истощен эмоционально и физически и может жаловаться на головные боли и общее недомогание. Для второй стадии эмоционального выгорания у педагога может развиться отрицательное и обезличенное отношение к детям и их родителям или у него могут возникать негативные мысли относительно себя из-за раздражения, которое у него вызывают воспитанники. Чтобы избежать этих негативных эмоций, он уходит в себя, выполняет только минимальное количество работы и не хочет ни с кем ссориться.
Выводы по второй главе
Анализ эмпирических исследований эмоционального выгорания у педагогов позволил описать особенности проявления данного феномена личностной и профессиональной деформации. У большинства педагогов выявлены в той или иной степени различные симптомы эмоционального выгорания. Причем в наибольшей степени эти симптомы выражены у педагогов с более длительным стажем работы. Синдром эмоционального выгорания педагогов проявляется следующим образом: фрустрированность, изможденность, повышенная тревога и депрессивные реакции, заниженная самооценка, не понимание своей роли в социуме, отсутствие интереса к работе.
Были проанализированы результаты исследований, раскрывающих особенности взаимосвязи эмоционального выгорания и личностных характеристик педагогов, которые непосредственно связаны с соблюдением профессиональной этики делового общения. По данным ряда исследователей одним из факторов, препятствующим развитию синдрома эмоционального выгорания у педагогов, является развитие навыков эффективного общения и коммуникативных умений, обеспечивающих основу для реализации основных норм профессиональной этики делового общения.
На основании обзора современных исследований последних лет был сделан вывод о необходимости разработки мероприятий по профилактике формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов. Рекомендации включали в себя формирование навыков эмоционального самоконтроля, активизации ресурсного подхода преодоления профессионального стресса, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под эмоциональным выгоранием понимается негативное психологическое явление, включающее в себя эмоциональное истощение, которое сопровождается чувством глубокой усталости и опустошенности, возникновением отрицательного, циничного либо безразличного отношения к субъектам деятельности, утратой профессиональной мотивации, связанной с ощущением некомпетентности и не успешности в работе. В результате изучения научной психологической литературы были выделены следующие причины эмоционального выгорания педагогов: личностные особенности, ролевые факторы и особенности профессиональной деятельности.
Синдром эмоционального выгорания рассматривается большинством ученых и исследователей как составляющая профессиональной деформации, психологическая защита, состояние и стресс. Профессиональная деятельность педагогов предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Следствия синдрома эмоционального выгорания у педагогов проявляются следующим образом: фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность, эмоциональное истощение, которое сопровождается чувством глубокой усталости и опустошенности, возникновением отрицательного, циничного либо безразличного отношения к субъектам деятельности, утратой профессиональной мотивации, связанной с ощущением некомпетентности и не успешности в работе.
Анализ эмпирических исследований эмоционального выгорания у педагогов позволил описать особенности проявления данного феномена личностной и профессиональной деформации. У большинства педагогов выявлены в той или иной степени различные симптомы эмоционального выгорания. Причем в наибольшей степени эти симптомы выражены у педагогов с более длительным стажем работы. На первой стадии эмоционального выгорания педагог истощен эмоционально и физически и может жаловаться на головные боли и общее недомогание. Для второй стадии эмоционального выгорания у педагога может развиться отрицательное и обезличенное отношение к детям и их родителям или у него могут возникать негативные мысли относительно себя из-за раздражения, которое у него вызывают воспитанники. Чтобы избежать этих негативных эмоций, он уходит в себя, выполняет только минимальное количество работы и не хочет ни с кем ссориться. Чувство усталости и разбитости наблюдается даже после хорошего сна или выходных.
1. Бойко, В. В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 2004. – 474 с.
2. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания / М. В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 96-104.
3. Ветер, Т. В. Стресс в школьной жизни / Т. В. Ветер, О. С. Лямкина // Веснiк адукацыi. – 2003. – №3. – С.33-38.
4. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2009. – 336 с.
5. Гунузунова, Б. А. Психокоррекция эмоционального выгорания и развитие навыков саморегуляции у педагогов / Б. А. Гунузунова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – № 2. – С. 76-80.
6. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой) / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. : Аспект-Пресс, 2002. – C.360-362.
7. Иванова, Л. В. Исследование психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов / Л. В. Иванова // Концепт. – 2015. – №5. – С.150-156.
8. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 2006. – 460 с.
9. Костин, Е. Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения / Е. Ю. Костин // Педагогика и психология образования. – 2013. – №2. – С.18-22.
10. Котова, Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания / Е. В. Котова. – Красноярск : СИБУП, 2013. – 70 с.
11. Кризисное вмешательство : Учеб. - метод. пособие / Е. И. Крукович, В. Г. Ромек. – Минск : ЕГУ, 2013. – 92 с.
12. Кузнецова, Е. В. Психология стресса и эмоционального выгорания : Учебное пособие / Е. В. Кузнецова, В. Г. Петровская, С. А.Рязанцева. – М. : Аспект-Пресс, 2012. – 412 с.
13. Курапова, И. А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов / И. А. Курапова // Психологический журнал. – 2009. – №3. – С.84-95.
14. Леонова, А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А. Б. Леонова // Психологический журнал. – 2004. – № 2. – С. 75-85.
15. Марищук, В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов. – СПб. : Сентябрь, 2001. – 260 с.
16. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В. Е. Орёл // Психологический журнал. – 2001. – №1. – С.90-101.
17. Пак, С. Н. Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов / С. Н. Пак // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 12-16.
18. Пашук, Н. С. Личностные черты как детерминанты возникновения и развития феномена «психического выгорания» у преподавателей ВУЗов / Н. С. Пашук // Психологический журнал. – 2008. – № 1. – С.19-24.
19. Постылякова, Ю. В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности / Ю. В. Постылякова // Психологический журнал. – 2005. – № 6. – С.35-39.
20. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб. : Питер, 2006. – 607 с.
21. Психодиагностика и психокоррекция / Под ред. А. А. Александрова. – СПб. : Питер, 2008. – 384 с.
22. Пустошная, С. Н. Работоспособность и пути ее повышения: учебно-методическое пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Под ред. С. А. Герасимова. – Архангельск : Типография ООО «КИРА», 2011. – 47 с.
23. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, А. Г. Лаптева. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2011. – 640 с.
24. Ракицкая, А. В. Связь социально-демографических характеристик и синдрома эмоционального выгорания у педагогов / А. В. Ракицкая // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломная адукацыі. – 2015. – №13. – С. 63–71.
25. Рогов, Е. И. Эмоции и воля / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 2009. – 240 с.
26. Савенкова, Е. С. Эмоциональное выгорание педагогов дошкольного образования / Е. С. Савенкова // Вестник науки и образования. – 2019. – №2. – С.15-19.
27. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, профилактика и терапия / М. М. Скугаревская // Белорусский медицинский журнал. – 2003. – № 1. – С.82-86.
28. Сорокоумова, Г. В. Современные методы диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов / Г. В. Сорокоумова, О. В. Шурыгина // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2017. – №3. – С. 437-443.
29. Форманюк, Т. В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2004. – № 6. – С.46-52.
30. Ядрова, Н. В. Основные направления работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов / Н. В. Ядрова // Молодой ученый. ‒ 2017. ‒ №11. ‒ С. 517-520.