ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
1.1 Общие подходы к формированию знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.2 Особенности усвоения знаний учащимися с интеллектуальной недостаточностью
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ БЕЛАРУСИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
2.1 Система работы по формированию знаний о природе Беларуси у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Методические рекомендации по формированию знаний о природе Беларуси у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях основным направлением развития школы является повышение качества обучения, создание условий для развития личности каждого ученика.
Приоритетом в развитии национального образования является формирование общенациональных и общечеловеческих ценностей, развитие личности, ответственно, с уважением и гордостью относящейся к культурному и историческому наследию своей страны. Важным условием формирования национальных и общечеловеческих ценностей, знаний о своей стране, ее природных условиях у учащихся с интеллектуальной недостаточностью является изучение природы Беларуси в курсе географии.
Руководящим принципом в у учащихся с интеллектуальной недостаточностью является коррекционная направленность всех учебных дисциплин. Современные программы ориентированы на всестороннее развитие учащихся, исправление имеющихся у них нарушений.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что формирование знаний о природе Беларуси является важным условием развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Изучение географии в целом и этой темы в частности предполагает активное функционирование таких важных психических процессов, как воображение, речь, память. В процессе работы широко используются специальные методы работы, направленные на исправление недостатков и дальнейшее развитие этих процессов: составление характеристик исследуемых объектов и территорий, условное «путешествие» по карте, заполнение таблиц, схем, контурных карт, упражнения на воспроизведение информации в фрагментарно-выборочной и целостной формах и др.
В процессе изучения природы Беларуси учителя используют оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения; доступно, эмоционально объясняет материал; предоставляют материал и создают условия для его осознанного восприятия детьми с интеллектуальной недостаточностью
Объект исследования: знания о природе Беларуси у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: процесс формирования знаний о природе Беларуси у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках географии.
Цель курсовой работы – изучить особенности формирования знаний о природе Беларуси у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках географии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- выяснить общие подходы к формированию знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
1.1 Общие подходы к формированию знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
В процессе изучения географии предусматривается формирование у школьников с интеллектуальной недостаточностью обобщенной системы элементарных, но правильных и точных географических знаний.
Знания – это отражение в мышлении внешнего мира. Они являются основным компонентом, составляющим содержание школьной географии. Знания подразделяются на эмпирические и теоретические:
- Эмпирические знания (факты, представления) выражают внешние особенности географических объектов, процессов или явлений.
- Теоретические знания (понятия, причинно-следственные зависимости, закономерности) в обобщенном виде отражают сущность географических объектов, процессов или явлений, внутренние связи и отношения [4].
По-разному отражая географическую реальность, разные группы географических знаний по-разному формируются в образовательном процессе.
Представления - важный структурный блок в группе географических знаний. Географические представления - это чувственно визуальные образы географических объектов, процессов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются [13].
По методу воспитания необходимо различать представления памяти и представления воображения. Представления в памяти формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемого географического объекта (озеро, равнина, холм, река и т. д.).
Представления воображения формируются у школьников без непосредственного восприятия географического объекта, но их основа - реальность. Такие представления формируются у учащихся в процессе словесного рисования (словесного описания) преподавателем изучаемого географического объекта, процесса или явления. Например, с помощью развлекательного воображения школьники могут представить степь в знойный летний день, опираясь на описание степи учителем и собственные представления о равнине, травянистой растительности, о жарком летнем дне.
По уровню «обобщенности» перечисленные выше географические представления подразделяются на единичные (индивидуальные) и обобщенные [8].
Индивидуальные представления - это изображения конкретных географических объектов, имеющих собственные названия (река Свислочь, озеро Нарочь, Полесская низменность, Минская возвышенность и др.). Они тесно связаны с отдельными (единичными) географическими понятиями [6].
Выводы по первой главе
Таким образом, структурными элементами знаний у учащихся являются понятия, представления и причинно-следственные связи. Формирование данных элементов у учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности. Формирование понятий, представлений и причинно-следственных связей, существующих в природе, содействует формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью научного понимания мира.
Процесс усвоения учащимися с интеллектуальной недостаточностью понятий, представлений и причинно-следственных связей является очень сложным и длительным. В процессе формирования знаний, для того, что бы учащиеся могли усвоить данные структурные элементы знаний, педагогу необходимо принимать во внимание степень раскрытия понятий, трудности и специфические особенности усвоения учащимися понятий, представлений и причинно-следственных связей. Процесс усвоения учащимися данных структурных элементов должен осуществляться с соблюдением определенных методических условий.
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ БЕЛАРУСИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
2.1 Система работы по формированию знаний о природе Беларуси у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
В процессе формирования знаний о природе Беларуси у учащихся с интеллектуальной недостаточностью решаются следующие задачи:
- формирование у школьников представлений и знаний о географическом положении Беларуси;
- ознакомление с рельефом республики и крупнейшими месторождениями ее полезных ископаемых;
- выяснение типа климата Беларуси его конкретизация посредством описания времен года;
- сообщение некоторых сведений о внутренних водах республики;
- выяснение типа их питания№
- формирование элементарных знаний об основных типах почв Беларуси;
- расширение представлений и знаний о разнообразии растительного и животного мира страны;
- формирование практических умений в том числе и картографических [2].
Изучение раздела о природе Беларуси имеет определенные особенности: процесс изучения имеет краеведческую основу, в процессе изучения раздела «Природа Беларуси» осуществляется первоначальное знакомство школьников с крупнейшими месторождениями полезных ископаемых Беларуси и основными типами ее почв, также учащиеся знакомятся с приемами работы с физической картой республики Беларусь. Также учащиеся выполняют различные виды заданий в рабочих тетрадях [9].
В процессе изучения данного раздела учащимися с интеллектуальной недостаточностью педагогами осуществляется тщательный отбор учебного материала.
Система уроков по изучению природы Беларуси с учащимися с интеллектуальной недостаточностью включает в себе изучение следующих тем:
- географическое положение и границы;
- поверхность и полезные ископаемые;
- климат и его особенности;
- реки их питание и особенности размещения;
- озера их образование, питание и распределение;
- основные типы почв их распространение;
- растительный и животный мир его разнообразие и приспособленность к жизни.
Выводы по второй главе
В процессе изучения раздела «Природа Беларуси», учащиеся с интеллектуальной недостаточностью знакомятся с особенностями географического положения Беларуси, ее климатом, почвами, растительным и животным миром. Формирование знаний о природе Беларуси осуществляется последовательно, с использованием средств наглядности, дополнительных материалов, различных заданий.
В процессе формирования знаний о природе Беларуси у учащихся с интеллектуальной недостаточностью необходимо осуществлять постоянную активизацию и концентрацию внимания учащихся на существенных признаках; сопровождать объяснения демонстрацией натуральных объектов, показом практических действий, основной упор делать на наглядно-практические методы обучения). Также необходимо подключать максимальное количество источников информации разных модальностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интеллектуальная недостаточность характеризуется тотальностью психического недоразвития. Страдают развитие не только познавательной сферы психики, но также мотивации и организация деятельности, воли и эмоциональной сферы.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью склонны выбирать более простой способ преодоления трудностей, не требующий каких-либо усилий. Выполняют задания только при его понимании и под контролем педагога. То, что требует сосредоточения и значительных волевых усилий, быстро становится малопривлекательным.
Структурными элементами знаний у учащихся являются понятия, представления и причинно-следственные связи. Формирование данных элементов у учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности. Формирование понятий, представлений и причинно-следственных связей, существующих в природе, содействует формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью научного понимания мира.
Процесс усвоения учащимися с интеллектуальной недостаточностью понятий, представлений и причинно-следственных связей является очень сложным и длительным. В процессе формирования знаний, для того, что бы учащиеся могли усвоить данные структурные элементы знаний, педагогу необходимо принимать во внимание степень раскрытия понятий, трудности и специфические особенности усвоения учащимися понятий, представлений и причинно-следственных связей. Процесс усвоения учащимися данных структурных элементов должен осуществляться с соблюдением определенных методических условий.
В процессе изучения раздела «Природа Беларуси», учащиеся с интеллектуальной недостаточностью знакомятся с особенностями географического положения Беларуси, ее климатом, почвами, растительным и животным миром. Формирование знаний о природе Беларуси осуществляется последовательно, с использованием средств наглядности, дополнительных материалов, различных заданий.
В процессе формирования знаний о природе Беларуси у учащихся с интеллектуальной недостаточностью необходимо осуществлять постоянную активизацию и концентрацию внимания учащихся на существенных признаках; сопровождать объяснения демонстрацией натуральных объектов, показом практических действий, основной упор делать на наглядно-практические методы обучения). Также необходимо подключать максимальное количество источников информации разных модальностей.
В процессе формирования знаний необходимо опираться на практически-действенное мышление. Нужно ограниченно использовать логические и гностические методы.
1. Бгажнокова, И. М. К вопросу актуализации ранее усвоенных географических знаний у учащихся старших классов вспомогательной школы / И. М. Бгажнокова // Дефектология. – 1974. – № 6. – С. 31–35.
2. География [Электронный ресурс] : учеб. программа VII−X кл. 1-го отд-ния вспом. шк. с рус. яз. обучения // Asabliva.by : сайт упр. спец. образования Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://asabliva.by/sm_full.aspx?guid=84803.
3. Кабелка, И. В. Изучение природных зон СССР во вспомогательной школе / И. В. Кабелка. – Мн. : РИУУ, 1990. – 46 с.
4. Кабелка, И. В. Использование графической наглядности на уроках географии во вспомогательной школе / И. В. Кабелка // Дефектология. – 1987.– № 5. – С. 18–33.
5. Кабелка, И. В. Обучение географии учащихся вспомогательной школы / И. В. Кабелка. – Мн. : БГПУ, 2006. – 52 с.
6. Кабелка, И. В. Особенности формирования системы знаний о природных зонах у учащихся вспомогательной школы / И. В. Кабелка // Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития. – Мн. : МГПИ, 1987. – С. 80–85.
7. Кабелка, И. В. Сочетание методов обучения при изучении природных зон во вспомогательной школе / И. В. Кабелка // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М. : МГПИ, 1987. – С. 45–50.
8. Кабелка, И. В. Изучение природных зон во вспомогательной школе / И. В. Кабелка // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. – М. : МГПИ, 1986. – С. 46–49.
9. Кабелка, И. В. Основы географии с методикой преподавания во вспомогательной школе: в 2 ч. / И. В. Кабелка. – Мн. : БГПУ, 2001. – Ч. 2: Специальная методика географии. – 80 с.
10. Кабелка, И. В. Формирование знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках географии / И. В. Кабелка // Спецыяльная школа. – 2019. – № 3. – С. 9–15.
11. Кабелка, И. В. Формирование понятий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках географии / И. В Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2012. – № 3. – С. 22–27.
12. Липецкая, Е. И. Некоторые педагогические условия повышения эффективности усвоения единичных географических понятий учащимися V класса вспомогательной школы / Е. И. Липецкая // Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – Л. : ЛГПИ, 1971. – С. 118–124.
13. Лифанова, Т. М. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе: пособие для учителя спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Т. М. Лифанова, Е. В. Подвальная. – М. : Просвещение, 2013. – 112 с.
14. Пороцкая, Т. И. Обучение географии во вспомогательной школе / Т. И. Пороцкая.– М. : Просвещение, 1977. – 157 с.
15. Сахар, Л. М. Дидактический материал по географии Беларуси: пособие для учителей 1-го отделения вспом. шк. с с белорус. рус. яз. обучения / Л. М. Сахар; под ред. Н. В. Науменко. – Минск.: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 112 с.
16. Синев, B. Н. Психологические вопросы коррекционной работы на уроках географии / В. Н. Синев // Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под ред. Ж. И. Шиф и др. – М. : Педагогика, 1980. – С. 23–140.
17. Синев, В. Н. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе / В. Н. Синев, Л. С. Стожок – Киев : Рад. школа, 1977. – 86 с.
18. Синев, В. Н. Коррекция развития познавательных процессов у учащихся на уроках географии / В. Н. Синев // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе / Под ред. Г. М. Дульнева. – М. : Педагогика, 1971. – С. 11–38.
19. Синев, В. Н. Особенности запоминания географических названий учащимися старших классов вспомогательной школы / В. Н. Синев // Дефектология.– 1971. – № 6. – С. 50–54.
20. Соломина, Е. Н. Формирование естественнонаучных знаний в специальной школе / Е. Н. Соломина // Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин [и др.]; под ред. Б. П. Пузанова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – С. 152–171.