ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие «жизненная стратегия», подходы к изучению в советской и зарубежной психологии
1.2 Психологические составляющие жизненной стратегии личности
1.3 Ценностные ориентации как детерминанта жизненной стратегии
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЖЕНЩИН
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования жизненных стратегий
2.3 Сравнительный анализ различий в жизненных стратегиях женщин, имеющих разный социальный статус
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество характеризуется изменениями в экономической и социальной сферах. В данной ситуации существует необходимость понимания того, что без глубоко продуманного, ответственного отношения к будущему – не только ближайшему, но и достаточно отдаленному – человек не может рассчитывать на дальнейший прогресс во всех сферах общественной и индивидуальной жизнедеятельности. Поскольку время социальных перемен, разрушая привычные способы жизни, изменяя систему индивидуальных приоритетов и ценностей человека, стиль его жизни, приводя к исчезновению одних и появлению других форм деятельности, создает возможности превращения человека из субъекта деятельности в субъекта жизни, творца своего жизненного пути и собственной судьбы.
Современные условия жизни и деятельности требуют от человека, особенно женщины, чрезмерного напряжения, включают целый ряд психогенных факторов, усложняющих процессы формирования жизненной стратегии. За сравнительно короткий исторический период женщина вышла за рамки своей традиционной роли хозяйки, матери, жены. Женщина стала стремиться к реализации своего потенциала за пределами дома и очень часто становится хозяйкой своего собственного дела. Однако расширение границ социальной активности современных женщин неизменно сопровождается конфликтом между семейными и профессиональными ролями. Эта проблема ставит женщину перед выбором того или иного варианта жизненной стратегии.
В связи с этим проблема выбора жизненной стратегии является актуальной научно-практической проблемой и требует теоретической и методологической разработки.
Концепт жизненных стратегий личности разрабатывается отечественными (К. А. Абульханова-Славская, О. С. Васильева, Е. А. Демченко, Н. Ф. Наумова, Ю. М. Резник, Н. Н. Федотова и др.) и западными учеными (Ж.-П. Альмодавар, П. Томпсон и др.).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие «жизненная стратегия», подходы к изучению в советской и зарубежной психологии
В психологии встречается несколько разных понятий, отражающих, по сути, одно и то же, или близкое по смыслу (жизненный сценарий, жизненные истории, жизненный путь, жизненный план, стиль жизни, жизненная программа личности, жизненная перспектива и т. п.). Многообразие интерпретаций связано с тем, что наряду с жизненными стратегиями в развитии личности участвуют способы ведения жизни, способы определения жизненных ситуаций, способы описания жизни и способы символического конструирования жизни.
Психологи, изучающие жизненный путь личности, часто обращаются к сценарному подходу, разработанному Э. Берном [5]. Под сценарием понимается «бессознательный жизненный план», который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути. Жизненный сценарий отличается от жизненного плана бессознательным характером и искусственным происхождением своего содержания, но при желании его можно изменить в результате принятия волевого решения. Э. Берн выделяет несколько сценариев, применяемых в типичных повседневных ситуациях, такие как: «Никогда», «Всегда», «После того, как», «Перед тем, как», «Снова и снова» [5].
Активность личности выделяют большинство исследователей как важный элемент построения стратегии жизни личности. Многие исследователи связывают жизненную стратегию с понятием активности личности, а также с понятием жизнетворчества как способа осуществления себя по собственному представлению. Например, Р. Мэй считал, что человек способен принять на себя ответственность за творческое планирование своей будущей судьбы в том случае, когда он освобождается от собственных неврозов, которые блокируют его инстинктивные побуждения, то есть если он фактически станет психически здоровым.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЖЕНЩИН
2.1 Организация и методы исследования
В ходе работы было проведено исследование, в котором приняли участие 30 женщин в возрасте от 30 до 45 лет. Выборка исследования была поделена на две группы: 1 группа (15 человек) - женщины, которые не замужем, 2 группа (15 человек) - замужние женщины.
Цель исследования: выявить особенности жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин.
Задачи исследования:
- выявить особенности смысложизненных ориентаций у замужних и незамужних женщин;
- определить я направленность женщин на семью или карьеру в зависимости от социального статуса;
- установить различия базовых ценностей современных замужних и незамужних женщин;
- выделить критерии идеального брака характерные для женщин с разным социальным статусом;
- провести сравнительный анализ данных и установить особенности жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин.
Гипотеза исследования: замужние и незамужние женщины имеют различные жизненные стратегии.
Для исследования были выбраны следующие методики (Приложение 1).
1. Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование подходов к изучению понятия «жизненная стратегия» выявило множество различных трактовок данной категории. Многообразие интерпретаций связано с тем, что наряду с жизненными стратегиями в развитии личности участвуют способы ведения жизни, способы определения жизненных ситуаций, способы описания жизни и способы символического конструирования жизни.
Э. Берн, А Адлер, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская считают, что жизненные стратегии являются способом сознательного целенаправленного планирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования. Однако Г.В. Иванченко напротив считает, что мнения о том, что данная категория формируется в сфере бессознательного.
Однако, несмотря на дискуссионность, все исследователи сходятся во мнении, что жизненная стратегия является динамической структурой и претерпевает изменения на протяжении всей жизни человека.
Жизненная стратегия представляет собой сложную многокомпонентную структуру. Ее формирование и функционирование как психологического феномена определяется не только содержанием «ведущего смысла жизни», но и особенностями его соотношения с другими смысложизненными и ценностными ориентациями. В процессе жизни каждый компонент неизбежно претерпевает изменения, что влечет, в свою очередь, качественные изменения целостной структуры жизненной стратегии. Таким образом, исследователи рассматривает жизненную стратегию как систему, состоящую из связанных друг с другом и взаимовлияющих элементов.
Ключевым ядром и детерминантой жизненной стратегии являются ценностные ориентации.
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1991. – 316 с.
2. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. – К.: Port-Royal, 1997. – 288 с.
3. Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Батаршев. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
4. Белугина, М.А. Жизненные стратегии у современных студентов: опыт психологического исследования / М.А. Белугина // Психология в вузе. – 2008. – № 6. – № 93-103.
5. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн. – 4-е изд. – М., 2005. – 399 с.
6. Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как система с многомерной структурой / С.С. Бубнова, В.Ю. Крылов // Психологическая наука: традиции, современное состояние, перспективы. – М. – 1997. – с. 136-146.
7. Бузунова, Л.Г. Жизненные стратегии женщин российской провинции / Л. Г. Бузунова // Психологическая наука и образование. – № 3. – 2007. – С. 47-59.
8. Васильева, О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека / О. С. Васильева, Е. А. Демченко // Вопросы психологии. – 2001. – Март-апрель. – С. 74-85.
9. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. – 200с.
10. Воронина, О.А. Жизненная стратегия студентов как фактор успешной социализации / О.А. Воронина // Эффективные модели социального воспитания: проблемы, поиски, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 29–30 ноября 2006 г. – Арзамас: Изд-во АГПИ, 2007. – С. 51–55.
11. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. – Киев : Наук. думка, 1988. – 142 с.
12. Ермолич, С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков / С.Я. Ермолич // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 9. – С. 23-27.
13. Завалишина, Д.Н. Динамика ценностно-смыслового отношения субъекта к профессиональной деятельности / Д.Н. Завалишина // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. – М. – 2001. – 127-130 с.
14. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 221 с.
15. Иванченко, Г.В. Самоопределение личности как открыты проект / Г.В. Иванченко // Человек. – 2005. – №3. – С. 22-26.
16. Иванченко, Г.В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора / Г.В. Иванченко // Мир России. –2005. – №2. – С. 98-103.
17. Кормакова, В.Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессионально-личностного самоопределения старшеклассников / В.Н. Кормакова // Образование и общество. – 2009. – № 1. – С. 41-49.
18. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 511с.
19. Личностное развитие: прогностические модели, факторы, вариативность: колл. монография / под ред. И. С. Морозовой; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. – 464 с.
20. Мэй, Р.Р. Искусство психологического консультирования: Как давать и обретать душевное здоровье / Р.Р. Мэй; пер. с англ. М. Будыниной, Г. Пимочкиной. – М. : Апрель-Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2002. – 252 с.
21. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – Кн.2. – М.: Владос, 2005. – 496 с.
22. Новейший психологический словарь / сост. В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха. – Ростов н /Д.: Феникс, 2006. – 808 с.
23. Психология социальных ситуаций / сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
24. Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности : (Опыт комплекс. анализа) / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. – М. : Независимый ин-т гражд. о-ва, 2002. – 259 с.
25. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. – М.: Свободная пресса, 2010. – 153 с.
26. Рудакова, О.В. Жизненные стратегии современного российского студенчества / О.В. Рудакова: дис. канд. социол. наук. – М., 2004. – 178 с.
27. Созонтов, А.Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города / А.Е. Созонтов // Журнал практического психолога. – № 5. – 2007. – С. 129-146.
28. Федотова, Н.Н. Жизненные стратегии молодежи / Н.Н. Федотова. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://muc.renet.ru.
29. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 2012. – 166 с.
30. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм; общ. ред. и послесл. В.И. Добренькова. – 2-е изд., доп. – М. : Прогресс, 1990. – 330 с.
31. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ / К. Хорни; перевод с англ. В.В. Старовойтова; общ. ред. Г.В. Бурменской. – М. : Прогресс: Универс, 1993. – 478 с.
32. Чеботарева, Д.Ю. Жизненные стратегии студенческой молодежи юга России / Д.Ю. Чеботарева: автореф. дис. канд. социол. наук. – Ростов-на-Дону, 2006. – 26 с.
33. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. – М.: Прогресс, 1994. – 232 с.
34. Kasser T., Ryan R.M. A dark side of the American dream: Correlates of financial success as a central life aspiration. Journal of Personality and Social Psychology, 1993, 65(2), 410–422.