ВВЕДЕНИЕ
Дети, являются будущим государства, и то каким оно будет в будущем, напрямую зависит от качества образованности и человечности подрастающего поколения. Ребенок, являясь беззащитным в силу частичной психической и физической неразвитости, нуждается в особой защите, как со стороны государства, так и со стороны своих родителей.
Актуальность данной темы обусловлено тем, что, сколько бы человечество не существовало, всегда имелись родители, которые не выполняли своих родительских обязанностей, негативно относились к своим детям, всячески унижали их человеческое достоинство и пытались нажиться на их труде и беззащитности. В основном, когда такое происходит с детьми, у детей отсутствуют люди, которые могли бы заступиться за них. Так как большую часть семей, так или иначе нарушающих права ребенка, составляют неблагополучные семьи. В таких, где родители, или один из них страдает, к примеру, алкоголизмом, наркоманией или имеет другие жизненные приоритеты, которые превосходят радость в воспитании детей и общения с ними.
В защиту прав и интересов детей направлены сотни нормативных актов, так или иначе задевающие прав ребенка.
Данные права детей начинаются с локальных и заканчиваются международными правовыми стандартами, такими как Конвенция о правах ребенка. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Это подчеркивает важность и особенную роль положения ребенка в обществе и внутри своей семьи. Положение норм, гарантирующих права ребенка очень широко, но, к сожалению, они не всегда применяются должным образом. В 1999 году Республика Беларусь приняла Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, нормы которого отвечают международным правовым стандартам защиты ребенка.
Этот кодифицированный акт должен неукоснительно гарантировать соблюдение прав несовершеннолетних, однако на практике они постоянно нарушаются.
Правовой механизм защиты прав ребенка, объективно отличный от механизма защиты прав совершеннолетних граждан, нуждается в совершенствовании, о чем уже неоднократно отмечалось в трудах различных
ученых и специалистов в области семейного права. Кроме того, предлагались различные меры: от совершенствования системы органов опеки и попечительства до учреждения Общественной палаты по правам детей.
Семейному законодательству Республики Беларусь хорошо известны различные формы реагирования на нарушение прав и интересов детей: лишение родительских прав, отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, отмена усыновления и другие, в том числе и принудительное взыскание алиментов.
ГЛАВА 1. ОСНОВАНИЯ ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
Родительские правоотношения возникают с момента установления фактического происхождения ребенка от конкретных лиц, поэтому в отношении мер ответственности, регулируемых семейным правом, можно говорить ‒ с момента установления материнства и отцовства. Применение санкций к родителям ребенка является мерой ответственности, возникшей именно на основании родства.
Меры семейно–правовой ответственности имеют место и при раздельном проживании родителей ребенка. Причем семейно–правовая ответственность применяется не только к членам семьи, но и к родственникам, связанным кровными узами или вступившим в отношения близкие к брачным. В данном случае, с юридической точки зрения, не существует семьи как таковой между обязанным и управомоченным лицом с совокупностью признаков общности быта, совместным проживанием, личной ответственностью друг перед другом, однако возникают отношения по содержанию и воспитанию ребенка. Не соблюдение обязанности, возникшей в силу родства, влечет применение мер ответственности.
Лишение родительских прав является исключительной мерой по защите прав и интересов ребенка. Согласно статье 32 Конституции Республики Беларусь, в случае неисполнения родителями или иными лицами, их заменяющими, своих обязанностей ребенок может быть разлучен с семьей по желанию родителей и иных лиц, их заменяющих, только на основании решения суда [5]. Родители, лишенные родительских прав, теряют принадлежащие им права, поскольку дети, не обладающие полной дееспособностью, не достигают совершеннолетия, то есть 18-летнего возраста (право на образование, юридическое представительство и право на защиту интересов ребенка, обращение к нему других лиц, согласие на усыновление и т. д.).
Главной особенностью правовых санкций в семейных отношениях является строгая объективная направленность-защита (обеспечение) интересов несовершеннолетних детей.
Государство нарушает важнейший принцип невмешательства в дела семьи при неисполнении или ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.
Круг лиц, заявление которых рассматривается судом по делу о лишении родительских прав, определен в части 1 статьи 81 Кодекса [11].
К ним относятся: один из родителей, указанных в свидетельстве о рождении ребенка, независимо от того, проживают они с ребенком или нет; лицо, заменяющее родителей: опекуны, попечители; прокуроры; органы опеки и попечительства; комитеты по делам несовершеннолетних (инспекции); государственные учреждения, учреждения и организации, осуществляющие защиту прав и интересов несовершеннолетних детей, в частности детские дома, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально - образовательные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и др.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
Поскольку лишение родительских прав затрагивает очень важные права родителей и их детей, закон предусматривает ряд специальных процессуальных гарантий. Без участия органов опеки и попечительства ни один случай лишения родительских прав рассматриваться не может, и помимо этих учреждений к этим делам должны привлекаться прокуроры.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что органы опеки и попечительства берут на себя дополнительные обязанности, поскольку судьба несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, в дальнейшем зависит от этих учреждений. Все дела о лишении родительских прав должны рассматриваться только в порядке производства по делу.
Другие могут обратиться в органы власти с заявлением о лишении родительских прав:
–Это может быть кто–то из родителей. Иск о лишении родительских прав может быть предъявлен другой стороне, если один из родителей считает, что имеются основания для лишения родительских прав. Но все равно не имеет значения, где находится этот родитель, или где он живет, со своими детьми, или по совершенно другому адресу. Зачастую, когда иск предъявляется к другому родителю, это, конечно же, связано с желанием защитить своих несовершеннолетних детей путем прекращения их законного общения с лицом, которое серьезно ущемляет их права и интересы.
– Лицо, заменяющее родителей несовершеннолетнего ребенка. Это могут быть: опекун, попечитель или приемный родитель ребенка. Таким образом, указанные лица регистрируют свои права и обязанности в отношении несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом [4, с. 45].
Также важно не забывать, что бабушки и дедушки, дяди, тети и другие родственники ребенка не имеют права обращаться в суд, поскольку не оформляют права и обязанности по его воспитанию в установленном законом порядке. Однако даже в этом случае, если родители нарушают права и обязанности ребенка, они могут и имеют право обратиться в орган опеки и попечительства за мерами по защите прав ребенка. Кроме того, однако, иски или заявления, поданные в суд, принимаются к рассмотрению теми, кто фактически является опекунами детей.
– Кроме родителей и их представителей, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о лишении родительских прав. Прокурор несет прямую ответственность за защиту прав и интересов несовершеннолетних детей. Его роль огромна, и есть широкая общественная реакция на это дело. Даже когда люди знают, что права несовершеннолетних нарушаются, за них больше никто не может заступиться. К сожалению, есть много случаев, когда родители являются алкоголиками и не заботятся о своих детях должным образом. Этот так называемый «родитель» злоупотребляет правами родителей, унижает достоинство и ломает психологию несовершеннолетних детей.
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
Каждая санкция влечет за собой наказание, то есть после введения санкций наступают неблагоприятные последствия для лица, подвергнутого санкциям. Нормы семейного права не являются исключением, поскольку после лишения родительских прав для лица, утратившего родительские права, неизбежно наступят неблагоприятные для него последствия.
Эти последствия, как правило, предусмотрены в статье 82 Кос.
В результате законодатели рассмотрели следующие последствия для тех, кто лишился родительских прав:
– Родители, лишенные родительских прав, утрачивают все свои права основанные на родстве с ребенком, в том числе право на получение от него алиментов, право на пенсию после смерти ребенка и право на наследство в соответствии с законом;
– Родитель, лишенный родительских прав, не может быть опекуном, попечителем или усыновителем;
– Лишение родителей их прав не освобождает родителей от обязанности воспитывать своих детей.
Для удобства понимания права лиц, лишенных родительских прав, можно разделить на три условные группы. В этом случае появится следующая картинка:
В первую группу войдут следующие права:
– Родители имеют право сами воспитывать своих детей;
– Право родителей на общение со своими детьми;
– Право родителей на защиту прав и интересов ребенка;
– Родители имеют право на получение дополнительных алиментов от совершеннолетних детей;
– Право родителей на наследование по закону в случае смерти их сына или дочери [11].
Одним из важнейших прав, в котором отказано лицам, лишенным родительских прав, является, конечно, право на личное воспитание своих детей. Это также является основной обязанностью родителей. Потому что образование играет важнейшую роль в дальнейшем определении судьбы человека, то есть оно напрямую зависит от того, в каком направлении будет развиваться образованная личность.
Именно поэтому любое серьезное отклонение в этом отношении является поводом для лишения родителей их прав.
Я хотел бы также отметить, что запрет на общение с детьми не означает, что дети полностью изолированы от родителей, которые потеряли свои права.
Таким образом, суд может, принимая во внимание мнение несовершеннолетнего, определить допустимый объем возможного контакта с ребенком, например, количество встреч таких родителей с детьми в таких организациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семейное право, является достаточно стабильным и устойчивым правом, его нормы на протяжении своей истории не подвергались к кардинальным изменениям.
Ярким пример этого является институт лишения родительских прав, который не претерпел за свою историю серьезных изменений.
Основания лишения родительских прав примерно одинаковы в любых светских государствах.
Они лишь могут отличаться строгостью последствий и толкованием.
Это касается и норм, закрепляющих права ребенка.
В первую очередь, конечно, самым основным гарантом, закрепившим на международном уровне права ребенка, является Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, который, на наш взгляд, дал сильный толчок в признании прав ребенка.
На основании проведённого исследования можно сформулировать следующие выводы:
Ребенок – это физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.
Правовой статус ребенка – это совокупность прав, свобод, обязанностей, которые определяют его правовое положение в обществе и государстве.
Правовое регулирование прав ребенка осуществляется с учетом возраста ребенка и его дееспособности.
Права ребенка включают в себя права человека в целом, однако в силу специфичности правового статуса ребенка, они немного шире. Все права ребенка условно можно разделить на имущественные и личные неимущественные.
К несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите, относятся, в частности, дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Защита прав ребенка является важным способом достижения реализации предписаний правовых норм и одной из важнейших задач правового государства.
Это сложный процесс, который требует активного вмешательства в него государства в лице органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и представляет собой целую систему с определенным механизмом действия.
В Конституции Республики Беларусь права и свободы человека объявлены высшей ценностью и должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваться правосудием.
1. Дмитрук, В. Н. Семейное право : краткое изложение курса / В. Н. Дмитрук, В. А. Круглов. – Минск : Амалфея, 2016. – 194 с.
2. Вишневский, А. Ф. Общая теория права / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В.А. Кучинский. – Минск: Амалфея, 2002. – 656 с.
3. Матузов, Н. И. Теория государства и права : курс лекций / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М. : Юристъ, 2007. – 672 с.
4. Перевалов, В. М. Теория государства и права : учебник для вузов / В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. – 2–е изд., изм. и доп. – М. : Норма, 2012. – 616 с.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
6. Здрок, О. Н. Защита прав и интересов несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве : автореф. дис. канд. юрид. наук : 12.00.03 / О. Н. Здрок ; БГУ. – Минск. – 1999. – 22 с.
7. Кеник, А. А. Защита прав ребенка и несовершеннолетних в Республике Беларусь / А. А. Кеник. – 2–е изд., перераб. и доп. – Минск : Дикта, 2008. – 316 с.
8. Конвенция о правах ребенка 1989 года [Электронный ресурс] / Организация объединенных наций. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.
9. О правах ребенка : Закон Респ. Беларусь, 9 нояб. 1993 г., № 2570–XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
10. Колбасин, Д. А. Гражданское право. Общая часть : учеб. пособие: в 2–х т. / Д. А. Колбасин ; М–во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2008. – 263 с. – 1 т.
11. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня. 1999 г.: в ред. от 24 окт. 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
12. Тарасова, А. Е. Особенности участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях : автореф. дис. канд. юрид. наук : 12.00.03 / А. Е. Тарасова ; Рос. гос. ун–т. – Ростов–на–Дону, 2016. – 27 с.
13. Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите : Постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 28 июля 2004 г. № 47 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
14. О гарантиях по социальной защите детей–сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : Закон Респ. Беларусь, 21 декабря 2005 г. № 73–3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15. Антюфеева О. С. Защита прав ребенка в системе мер профилактики преступности несовершеннолетних: криминологический и правовой аспекты / О. С. Антюфеева. Диссертация на соискание ученой степени к. ю. н. Рязань: 2014. – 200 с.
16. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка / В.И. Абрамов. // Государство и право. –2016. – № 6. – С. 68–74.
17. Чернявская, А. С. Права несовершеннолетних : книга для взрослых / А. С. Чернявская : Респ. правозащитное обществ. объединение «Белорусский Хельсинкский комитет». – Минск : Тесей, 2016. – 22 с.
18. Козак, М. А. Права ребенка : учебно–методическое пособие / М. А. Козак, С. М. Алексеенко. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2017. – 118 с.
19. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. от 9 янв. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. Декларация прав ребенка 1959 года [Электронный ресурс] / Организация объединенных наций. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml.
21. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] / Организация объединенных наций. – Минск, 2017. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.
22. Вишнева В. И. Учебно–методический комплекс по учебной дисциплине охрана детства / В. И. Вишнева ; УО Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка. – Минск, 2015. – 137 с.
23. Права человека : учебное пособие / С. А. Балашенко [и др.] ; под общ. ред. С. А. Балашенко, Е. А. Дейкало. – Минск : Юнипак, 2015. – 200 с.
24. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях : Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 нояб. 2006 г., № 18 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
25. Василевич, Г.А. Конституционное право : учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.