ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Важнейшие аспекты взаимодействия школы и семьи
1.2 Роль СППС во взаимодействии школы и семьи
1.3 Взаимодействие СППС с семьей с неуспевающими детьми
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ОБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1 Консультирование родителей СППС
2.2 Рекомендации родителям по воспитанию детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе в настоящее время является актуальной проблемой. В то время как семья и школа – два базовых и равноправных субъекта в социализации личности. Что относится к взаимоотношениям между школой и семьей, необходимо прежде всего выделить, что они должны опираться на принципы взаимосвязи, преемственности и взаимодополняемости образовательной деятельности. Разделение функций не за счет сокращения семейных обязанностей, а за счет углубления образовательного процесса и привлечения учителей – единственный верный путь увеличения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя товарищем преподавательского коллектива при осуществлении определенных образовательных вопросов, проектов воспитательного воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытовой среды.
В процессе взаимного общения педагога обязаны не только предупреждать родителей о недочетах в способах и содержании семейного воспитания, но отец с матерью обязаны предупреждать учителей об аналогичных «ошибках» в школьной работе. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Это не должны быть общие слова, а конкретные факты и предложения.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что тема данной курсовой работы актуальна.
Цель исследования: изучить социально-педагогическое взаимодействие школы и семьи как объект образовательного процесса.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Важнейшие аспекты взаимодействия школы и семьи
На протяжении всего развития нашего общества школа стремилась усилить свое влияние на семью, а с ее помощью реализовать все способности учеников. Фактически, это всегда основано на понимании того, что нормальная семья превосходит любые социальные институты в воспитательных навыках, потому что они не могут конкурировать с семьей в передаче социальной информации или в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека [2, c. 15].
Чтобы школа могла жить и развиваться в нынешних социально-экономических условиях, ей нужна поддержка и союзники, особенно в лице родителей, которые сегодня становятся одними из самых реальных клиентов для поддержания школьного образования и, конечно же, для экономического благополучия начинаний школы.
Основные задачи педагогов – способствовать единству, сплоченности семьи, выстраивать отношения между родителями и детьми, создавать комфортные условия для ребенка в семье, а также проводить комплексные систематические исследования семьи, особенностей воспитания ребенка и условий в семье.
Во наше время в школе доминируют направленности к расширению и укреплению взаимодействия с существованием, абсолютно всеми природоохранными общественными институтами – семьей, предприятиями, культурными и образовательными учреждениями, социальными организациями, органами регионального самоуправления.
Мы рассматриваем научную теорию «взаимодействия» равно как междисциплинарное явление, связь коего обретает собственное отображение в разных гуманитарных науках. С формированием системы образования поменялась концепция взаимодействия учебных заведений и семей. В процессе данного взаимодействия учебное заведение существует и остается основным организатором построения системы. При организации деятельности с семьями учащихся учебное заведение подбирает определенную направленность собственной работы. В основе сформировавшейся практики и трудов популярных педагогов и специалистов по психологии возможно отметить 3 ключевых подхода к организации взаимодействия школы и семьи.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ОБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: изучение состояния и возможностей взаимодействия семьи и школы в воспитании ребенка на основе определения степени удовлетворенности учащихся, родителей жизнедеятельностью и работой образовательного учреждения.
Из цели вытекают следующие задачи:
1) изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью
2) изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения
Исследование было проведено на базе школы № 27 города Минска.
Количество диагностируемых составило 50 человек. Из них 25 – учащихся, в возрасте 13-15 лет, 25 – родителей эти детей.
В качестве использованных методик были выбраны:
1) методика изучения удовлетворенности учащимися школьной жизни, разработанная доцентом А.А. Андреевым (Приложение А)
2) методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения, разработанная доцентом Е.Н. Степановым (Приложение Б)
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым).
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения (методика Е. Н. Степанова).
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность родителей и учителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, которые позволят им лучше узнать ребенка, увидеть его в различных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым понять индивидуальные особенности детей, развитие их способностей и преодолеть негативные поступки и проявления в поведении. Педагогам важно сотрудничать с семьей каждого ученика, чтобы создать атмосферу взаимной поддержки и общих интересов. В конце концов, именно семья призвана с раннего возраста воплощать в жизнь моральные ценности ребенка, принципы построения разумного образа жизни.
Однако практика показывает, что многие родители не обладают специальными знаниями в области воспитания и обучения и затрудняются наладить контакт со своими детьми. В то же время большинство семей озабочены решением экономических проблем. Многие родители все чаще отказываются от решения вопросов образования и воспитания. Можно отметить, что некоторые родители с полной пассивностью, низким интересом к проблемам ребенка, постоянным упоминанием о чрезмерной занятости и нехватке времени на общение с другими родителями и учителями хотят как можно больше информации о ребенке, чтобы давать готовые рекомендации по его воспитанию и развитию. Таким образом, учителя играют ключевую роль в формировании союза родителей и педагогов.
В целях развития личности ребенка и эффективной организации работы с семьей, в том числе повышения родительской ответственности за воспитание детей, специалисты СППС проводят диагностическую и корректирующую работу, разрабатывают культурно-образовательные и просветительские программы для учителей и родителей и при необходимости защиты прав несовершеннолетних подключают специалистов службы социальной защиты, представителей правоохранительных органов, здравоохранения и др.
Консультации как особая форма помощи семьям учащихся с проблемами в обучении. Организация консультаций для родителей в школах сегодня является одним из важнейших и востребованных направлений сотрудничества школы и семьи. Большинство родителей, не находящих времени на систематическое самообразование, как правило, ходят в школу за разовой консультацией – и обычно в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.
1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие / Т. В Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
2. Белая, М. В. Сущность взаимодействия семьи и школы в структуре образовательных учреждений открытого типа / М. В. Белая // Теоретические модели современных педагогических явлений: исследования молодых ученых. – Минск: Технопринт, 2011. – Ч. 2. – С.12-26.
3. Бутрим, С. Р. Современные подходы в работе с родителями: методические рекомендации / С. Р. Бутрим // Вестник образования. – 2013. – № 6. – С.22-28.
4. Волкова Е. М. Трудные дети и трудные родители / Е. М. Волкова. – М.: Профиздат, 2002. – 94 с.
5. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях её преодоления / А.М. Гельмонт. – М., 1998. – 118 с.
6. Гиль, С.С. Актуальные направления социально – педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях/ С.С. Гиль – Омск, 1996. – 187 с.
7. Грецов А. Г. Практическая психология для подростков и родителей/ А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
8. Дружинин В. Н. Психология семьи/ В. Н. Дружинин. – М.: «КСП», 2006. – 160 с.
9. Елизаров А. Н. Коррекция родительско-детских отношений в случае дивиантного поведения подростка / А. Н. Елизаров. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2001. – С. 88 – 89.
10. Зюбин, Л.М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин – М., 1998. – 191 с.
11. Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная работа с неуспевающими/ Л.М. Зюбин – М., 1998. – 31 с.
12. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
13. Ковалев С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. – М.: Просвещение, 2004. – 208 с.
14. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
15. Невский, И.В. Ранняя диагностика и профилактика неуспевающих детей/ И.В. Невский, Р.В. Овчарова – Курган, 2001. – 280 с.
16. Новоселова, А.С. Воспитание сознательной дисциплинированности, как средство предупреждения и преодоления неуспеваемости/ А.С. Новоселова – М., 1991. – 112 с.
17. Ньюкомб Н. Теория и практика консультирования родителей / Н. Ньюкомб. – Ростов н\Дону.: Феникс, 2004. – 203с.
18. Реан, А.А. Психолого-педагогическая служба школы/ А.А. Реан – СПб, 2000. – 409 с.
19. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. – СПб.: «Речь», 2005. – 624 с.
20. Фалькович, Т. А. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей / Т.А. Фалькович // Вестник образования. – 2011. – № 8. – С.24-28.
21. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М., 1997. – 120 с.