ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
1.1 Педагогические конфликт: сущность, структура, динамика, основные причины
1.2 Особенности конфликтов в диаде «учитель-ученик»
1.3 Основные направления социально-педагогической профилактики педагогических конфликтов
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
2.1 Социально-педагогическая диагностика особенностей поведения обучающихся младшего подросткового в конфликтной ситуации
2.2 Программа социально-педагогической профилактики конфликтов в диаде «учитель-ученик»
2.3 Рекомендации по повышению эффективности социально-педагогической профилактики конфликтов в диаде «учитель-ученик»
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Педагогический конфликт, являясь феноменом образовательно-воспитательного пространства, активно исследуется различными отраслями современного гуманитарного знания. Школьные конфликты – одна из злободневных проблем современной школы.
В последние годы отношения между учениками и учителями стали значительно сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам, в том числе зависит от изменившегося отношения младших к старшим.
В настоящее время умения управления конфликтами являются важным инструментом в работе учителя, прежде всего потому, что осознанное применение соответствующих приемов содействуют улучшению качества коммуникации детей, помогает сохранять и развивать учебный коллектив, а также формирует общую управленческую и конфликтологическую компетентность современного педагога.
Преподаватели, на которых ложится основная ответственность за разрешение педагогических конфликтов, часто действуют интуитивно или в соответствии с многолетними традициями, основанными обычно на силовых, неконструктивных методах решения спорных вопросов. В результате предпринятые репрессивные меры, уход от конфликта, откладывание решения и т.п. оказываются неэффективными, не устраняют причин, инициирующих конфликт, и, следовательно, не разрешают его.
Анализ научных трудов показал, что однозначного определения конфликта в педагогической теории нет, хотя виды педагогических конфликтов исследовались Ф. Аланом, С. Е. Аксененко, А. Я. Анцуповым, Ю. В. Гиппенрейтер, А. И. Донцовым, Б. П. Жизневским, Я. Л. Коломинским, Д. М. Маллаевым, Л. А. Петровской, Т. А. Репиной, А. А. Рояк, М. М. Рыбаковой, А. И. Шипиловым и многими другими учеными.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
1.1 Педагогические конфликт: сущность, структура, динамика, основные причины
Конфликт часто понимается как столкновение противоположных, несовместимых тенденций, связанных с острым эмоциональным переживанием в сознании индивида, в межличностном взаимодействии индивида или группы.
Существует множество определений конфликта. Вот один из них: «Конфликт – это качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры индивидов) с целью достижения своих интересов и целей, выраженных в противостоянии двух сторон» [13, c. 49].
Конфликты не только изучаются в рамках Общей теории конфликтов, но и учитывают специфические обстоятельства их сферы применения. Поэтому сферой педагогического конфликта является образовательная среда. «Педагогический конфликт, – по словам С.В. Баныкиной – можно рассматривать как результат профессионального и межличностного взаимодействия участников образовательного процесса, что является проявлением обострения предметно-тематического противоречия, которое обычно приводит их как к отрицательному эмоциональному фону общения, так и к отрицательному эмоциональному фону общения» [3, с. 11-12].
Таким образом, определяются сфера педагогического конфликта (образовательный процесс), деятельность участников (взаимодействие на основе предметно-тематического противоречия) и эмоциональный фон (негативные эмоции).
Л.В.Симонова выделила три группы педагогических конфликтов, темой которых являются участники педагогического процесса:
1. Конфликты, возникающие в процессе учебной деятельности как реакция на препятствие к достижению целей учебной деятельности. Этот тип конфликтов возникает при нарушении взаимосвязей делового характера.
2. «Конфликты ожиданий». Конфликты, возникающие в процессе учебной и внеучебной деятельности, как реакция на поведение, не соответствующая принятым нормам отношений между педагогами и учениками, не соответствующее уровню ожиданий их по отношению друг к другу. Этот тип конфликтов возникает при нарушении взаимосвязей «ролевого» характера.
3. «Конфликты межличностной несовместимости». Конфликты, возникающие в процессе учебной и внеучебной деятельности из-за личностных особенностей учителя и учеников, особенностей характера и темперамента.
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
2.1 Социально-педагогическая диагностика особенностей поведения обучающихся младшего подросткового в конфликтной ситуации
Цель исследования: определить склонность к проявлению конфликтности у учащихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Подобрать методы и методики исследования, сформировать выборку исследования.
2. Выявить уровень конфликтности личности, способы реагирования на конфликтные ситуации с помощью тестирования.
3. Разработать социально-психологический тренинг, направленный на снижение уровня конфликтности в диаде «учитель – ученик».
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Старицкая СШ»
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 18 учащихся 6 классов. Возраст испытуемых – 11-12 лет.
Диагностика учащихся и учителей происходила раздельно, но в коррекционной программе участие принимали сообща.
Методики исследования:
1. Методика «Уровень конфликтности личности» О.Л. Гончаровой (Приложение А).
Назначение методики: выявление уровня конфликтности.
С помощью методики можно выявить уровень конфликтности от очень низкого до очень высокого. Опросник позволяет определить уровень конфликтности субъекта в целом, без дифференциации особенностей проявления его конфликтности по стратегиям.
Выбор методики обусловлен соответствием цели и задачам исследования, возрасту испытуемых.
2. Методика «Оценка способов реагирования в конфликте» К.Н. Томаса (Приложение Б) [20, с. 69].
Назначение методики: определение способов реагирования на конфликтные ситуации.
Краткое описание шкал методики:
Конкуренция – стремление удовлетворить свои интересы за счет других.
Адаптация – это готовность сдвинуться с места, игнорируя собственные интересы.
Компромисс, когда приемлемое решение найдено для противоборствующих сторон путем взаимных уступок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев вопросы педагогических конфликтов и путей их преодоления в образовательном процессе школы, нами были сделаны следующие выводы:
Педагогический конфликт – это качество взаимодействия между субъектами педагогического процесса (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. Структура педагогического конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.
Конфликты можно классифицировать по разным основаниям и выделить: ролевые и личностные, межличностные и внутриличностные, кратковременные и затяжные, явные и скрытые, конструктивные и деструктивные, ситуационные и системные и др. В любом общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор.
В результате эмпирического исследования нами было выявлено, что подростки преимущественно имеют высокий и повышенный уровни конфликтности личности, что указывает на наличие личностной черты, которая проявляется в склонности к агрессивным действиям и конфликтному взаимодействию. В конфликтной ситуации склонны выбирать преимущественно стратегию соперничества, которая предполагает активную борьбу за свои интересы в ущерб интересам других с применением принуждения и других средств давления на оппонентов. Повышенная конфликтность подростков проявляется в условиях низкого уровня благополучия взаимоотношений в классе, низкой групповой сплоченности.
Одной из форм реализации психолого-педагогические программы профилактики конфликтности в подростковом возрасте выступает социально-психологический тренинг.
1. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М. : Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
2. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М. : ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
3. Баныкина, С. В. Конфликтологическая подготовка педагога как условие укрепления взаимосвязи школы и семьи // Образование в школе: опыт, проблемы, инновации / Под ред. Ю. В. Васильева. М. : ИПК и ПРНО МО, – 1996. – 246 с.
4. Безносик, К. В. Комплексно-целевая программа ранней профилактики девиантного поведения учащихся / К.В. Безносик // Ваш психолог. – 2012. – № 2. – С. 56-62.
5. Белобородов, А. М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тюнингового воздействия / А.М. Белоблородов // Научный диалог. – 2013. – № 1. – С. 58-64.
6. Бершедова, Л. И. Конфликтологическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя и классного руководителя // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – Вып. 7, ч. 1. – С.116-121.
7. Воробьева, К.А. Профилактика конфликтов в общеобразовательной среде как средство повышения эффективности работы классного руководителя / К.А. Воробьева // Вышэйшая школа. – 2012. – № 4. – С. 28-31.
8. Галич, Г. О., Карпушкина, Е. А., Корчагина, Л. Н. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.
9. Гусева, Н. Ю. Профилактика агрессивного поведения среди молодежи / Н.Ю. Гусева. // Формула успеха. 2015. № 1. С. 169-172.
10. Епхина, М.К., Журкина, Л. Н. Газаева, М.В. Психологическая профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков / М. В. Епхина, Л.Н. Журкина, М.В. Газаева // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 5. С. 79-82.
11. Клименских, М.В. Педагогические конфликты в школе : [учеб. пособие] / М. В. Клименских, И. А. Ершова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федерал, ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015. — 76 с.
12. Курочкина, И. А., Шахматова, О. Н. Педагогическая конфликтология : [учеб. пособие] / И.А. Курочкина, Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013. – 229 с.
13. Наумова, Л. Д. Формирование готовности старших школьников к продуктивному разрешению конфликтов : дис. канд. пед. н. Тюмень, 2010. – 181 лис.
14. Огородник, С. И., Лященко, Л. В. Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте / C. И. Огородник, Л.В. Лященко // Молодой ученый. – 2016. – № 24. – С. 296-299.
15. Перешенко, Н. В. Девиантный школьник : профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешенко. М. : ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
16. Рыбакова, М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М. : Просвещение, 1991. – 387 с.
17. Симонова, JI. В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения : дис. канд. психол. н. / Л.В. Симонова. М., 1989. – 145 с.
18. Скакун, В.А. Основы педагогического мастерства / В.А. Скакун. – М. : Форум, 2008. – 276 с.
19. Сулимова, Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие для студентов / Т.С. Сулимова. – М. : Институт практической психологии. – 171 с.
20. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина : в 2 т. М., 2001. Т .2. С. 69-77.
21. Тетерятникова, Л. Н. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших подростков в общеобразовательных учреждениях : автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 2009. – 168 лис.
22. Щербакова, О. И. Развитие конфликтологической культуры личности // Высшее образование сегодня. – 2008. – №10. – С. 56-59.
23. Янушкевич, А.В. Конфликтология. Учебное пособие / А.В. Янушкевич. – Мозырь : Белый ветер, 2016. – 476 с.
24. Янушкевич, А.В. Конфликты в школе : причины и пути разрешения / А.В. Янушкевич // Материалы Полесского государственного университета. – 2015. – С. 28-33.
25. Ярычев, Н. У. Предупреждение конфликтов как аспект профессиональной деятельности учителя общеобразовательной школы / Н. У. Ярычев, Т. Р. Саралиева // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – №6. – С.314-323.