Введение
1 Теоретические аспекты изучения межличностных отношений со сверстниками в среднем и старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие межличностных отношений в психологии
1.2 Психологические особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста
1.3 Особенности межличностных взаимоотношений детей дошкольного возраста
2 Эмпирическое исследование межличностных отношений со сверстниками в среднем и старшем дошкольном возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования межличностных отношений со сверстниками в среднем дошкольном возрасте
2.3 Результаты исследования межличностных отношений со сверстниками в старшем дошкольном возрасте
2.4 Сравнительный анализ межличностных отношений со сверстниками в среднем и старшем дошкольном возрасте
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Отношения с окружающими людьми выступают важнейшим фактором гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста, условием его успешной социализации. Первый опыт построения взаимоотношений во многом обусловливает особенности отношения ребенка к себе, к окружающим людям и миру в целом. От стиля межличностного общения, от положения среди сверстников зависит психическое состояние дошкольника, его удовлетворенность взаимодействием с ближайшим окружением, а также степень усвоения норм отношений со сверстниками.
Проблема становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, так как множество деструктивных и негативных явлений среди молодежи, которые наблюдаются в последнее время уходят своими корнями в дошкольное детство. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы отклоняющегося поведения, которое в более старшем возрасте проявляется в повышенной агрессивности, жестокости, конфликтности, отчужденности и т.д. Потому сегодня остро встает проблема гармонизации межличностных отношений дошкольников со сверстниками.
В дошкольном возрасте отношения со сверстниками могут носить различный характер. Уже в среднем дошкольном возрасте дети способны выстраивать доброжелательные, агрессивные, конфликтные и другие отношения. К старшему дошкольное возрасту повышаются установки на сотрудничество как со взрослыми, так и сверстниками. Среди всех форм взаимодействия детей особое значение имеет просоциальное поведение, которое проявляется в действиях ребенка в пользу другого.
Межличностные отношения со сверстниками в среднем и старшем дошкольном возрасте реализуются через общение. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что в общении со сверстниками у детей происходит обогащение образа себя, формируется способность к сопереживанию (В. В. Абраменкова, С. Г. Якобсон); критичность суждений и действий, независимость (Е. В. Субботский); происходит усвоение норм поведения, формирование ценностных ориентаций, адекватной самооценки (А.А. Рояк); самоутверждение, признание другими своей собственной значимости (Е.О. Смирнова); речь (А.Г. Рузская); моральная саморегуляция (С.Г. Якобсон, В.М. Холмогорова); самосознание и самооценка (М.И. Лисина).
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие межличностных отношений в психологии
В Психологическом словаре понятие «межличностные отношения» определяется как «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе» [23, с. 207].
В зарубежной психологии существуют различные взгляды на понятие межличностных отношений. Американский психолог Э. Холландер выделяет следующие характерные черты межличностных отношений:
– «взаимозависимость поведения сторон взаимодействия, когда поведение одного индивида является стимулом для поведения другого;
– взаимные поведенческие ожидания, основанные на межличностном восприятии друг друга;
– предполагаемая каждой стороной взаимодействия оценка ценности, которая приписывается действиям и мотивам другого, а также удовлетворенности, которую он может обеспечить» [10, с. 182].
В зарубежной психологии широко распространен подход к межличностным отношениям в концепции символического интеракционизма (М. Мид, Г. Блумер). Согласно данному подход, взаимодействие между людьми является возможным благодаря сходному пониманию символов. Понимать намерения окружающих человек может потому, что в детстве его учат придавать значение неким предметам, действиям и событиям, то есть символам. Понимание намерений окружающих людей осуществляется посредством собственного прошлого опыта, знание жестов и способности поставить себя на место другого, принять роль другого человека [1, с. 216].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления межличностных отношений со сверстниками в среднем и старшем дошкольном возраста было проведено эмпирическое исследование.
Задачи эмпирического исследования:
1) изучить межличностные отношения со сверстниками в среднем дошкольном возрасте;
2) исследовать межличностные отношения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте;
3) сравнить межличностные отношения со сверстниками в среднем и старшем дошкольном возрасте.
Методы и методики исследования: метод анализа литературы, методы обобщения и систематизации; эмпирические методы: социометрия, беседа, проблемная ситуация.
Для решения поставленных задач была подобрана батарея диагностических методик, включающая такие методики как:
1. Методика «Секрет» (Т.А. Репина) [24, с. 220].
Цель: изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.
Процедура проведения. Заранее необходимо подготовить сказочные картинки по 3 штуки на каждого ребенка. Детям раздают картинки и сообщается, что они будут играть в игру «Секрет». Каждому ребенку предлагается назвать имена сверстников (3 имени), кому он хотел бы «по секрету» подарить картинку. Ответы детей фиксируются в протоколе проведения методики. Затем на основе ответов детей делается социоматрица.
Также с помощью методики выявляется социометрический статус каждого ребенка. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Охарактеризованы особенности межличностных взаимоотношений детей дошкольного возраста. Психологическими особенностями среднего дошкольного возраста являются: повышение осознанности и произвольности поведения, закладываются основы самосознания и мировоззрения, повышенная впечатлительность и эмоциональность. Психологическими особенностями старшего дошкольного возраста являются: умение произвольно управлять своим поведением, открытие дошкольником собственных переживаний, осознание мотивов поведения, проявление самостоятельности, повышение адекватности самооценки. Дошкольный возраст – это период нахождения в социальную среду, овладения навыками построения человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Важная особенность формирования межличностных отношений дошкольников со сверстниками – это поэтапное развитие межличностных отношений в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте, которое предполагает качественную перестройку форм взаимодействия со сверстниками, и формируется в процессе общения, игре, совместной деятельности.
Изучены межличностные отношения со сверстниками в среднем дошкольном возрасте. В группе детей среднего дошкольного возраста выявлен средний уровень благополучия, средний индекс изолированности, ниже среднего уровня коэффициент взаимности. Большая часть детей имеет статусы «принятые» и «непринятые». При этом, число детей с благоприятным статусом ниже, чем число детей с неблагоприятным статусом. Преобладающими критериями выбора партнеров по общению у детей среднего дошкольного возраста являются: неосознанные мотивы и интерес к совместной деятельности. Большая часть детей среднего дошкольного возраста обладают низким уровнем просоциального поведения – они не способны уступать сверстнику, проявляют эгоистическую направленность.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
2. Аржанова, А.И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста / А.И. Аржанова // Ученые записки Андижанского педагогического института. – 1997. – № 6. – С. 25-29.
3. Бабаева, Т.И. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 112 с.
4. Белкина, В.Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками / В.Н. Белкина. – М.: Юрайт, 2019. – 170 с.
5. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Просвещение, 2001. – 200 с.
6. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
7. Гаджиева З.М. Общая психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста / З.М. Гаджиева // Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы и перспективы: материалы научной конференции. – 2010. – № 2. – С. 35–37.
8. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / О.О. Гонина. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 465 с.
9. Гусева, Д.И. Особенности и формы общения дошкольников со взрослыми и сверстниками / Д.И. Гусева // Вестник науки и образования. – 2019. – Ч 2. – С. 78-83.
10. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С.В. Духновский. – СПб.: Речь, 2009. – 141 с.
11. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н.С. Ежкова. – М.: Владос, 2010. – 130 с.
12. Зотова, И.В. Особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова // Наука, техника и образование. – 2017. – № 1. – С. 57–60.
13. Зотова, И.В. Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, Н.И. Гинятова // Европейская наука. – 2018. – № 1. – С. 57–60.
14. Зотова, И.В. Особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками / И.В. Зотова, А.М. Умарова // Проблемы современной науки и образования. – 2017. – № 3 (148). – С. 88-91.
15. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 580 с.
16. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие / Я.Л. Коломинский. – Минск: Тетра Системс, 2008. – 432 с.
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.
18. Куницына В.Н. Межличностное общение / Н.В. Куницына. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
19. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина, А.Г. Рузская. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 384 с.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
21. Неверова, А.А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста / А. А. Неверова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 102-106.
22. Подымова, Л.С. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / Л.С. Подымова, С.В. Ильина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. – 2016. – № 2. – С. 152–155.
23. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
24. Репина, Т.А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста / Т.А. Репина, Т.К. Мухина // Молодой ученый. – 2015. – № 9. – С. 1267-1269.
25. Смирнова Е.О. Межличностные отношения от рождения до семи лет / под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Ин-т практ. психологии, 2000. – 392 с.
26. Смирнова. Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / О.Е. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
27. Стрелкова, Н.С. Формы общения детей раннего возраста со сверстниками / Н.С. Стрелкова // Проблемы теории и практики психологии развития: материалы III региональной научно-практической конференции. – Тверь, 2016. – С. 17-18.
28. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
29. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.