Введение
Глава 1 Теоретические основы развития у учащихся умений устного межкультурного общения на основе использования электронных образовательных ресурсов
1.1 Характеристика умений устного межкультурного общения
1.2 Психологические предпосылки развития у учащихся старших классов умений устного межкультурного общения
1.3 Дидактический потенциал электронных образовательных ресурсов в развитии у учащихся старших классов умений устного межкультурного общения
Глава 2 Методические основы развития у учащихся старших классов умений устного межкультурного общения с использованием электронных образовательных ресурсов
2.1 Принципы развития у учащихся старших классов умений устного межкультурного общения с использованием электронных образовательных ресурсов
2.2 Методическая разработка для развития у учащихся старших классов умений устного межкультурного общения с использованием электронных образовательных ресурсов (на материале темы “Travelling”)
Заключение
Библиографический список
Введение
В современном мире человек все чаще сталкивается с необходимостью сотрудничества с представителями других культур. Поэтому знание языка международного общения является неотъемлемым аспектом, на основе которого оценивается человеческий успех и образование. Конечно, обучение английскому языку должно основываться на уважении, понимании и принятии культурных различий между родной страной и страной изучаемого языка. Именно этот тезис лежит в основе межкультурного подхода к обучению иностранным языкам.
В процессе практического освоения любого иностранного языка, на наш взгляд, ведущая роль должна отводиться формированию межкультурной компетенции, которая включает знание культурных особенностей изучаемого языка, умение адаптировать свои знания к новой культурной среде, патриотизм, сопереживание, а также умение представлять свою культуру средствами изучаемого языка. Другими словами, для истинного владения иностранным языком недостаточно владеть только его лексическими, грамматическими и синтаксическими особенностями. Язык – часть культуры любого народа. Следовательно, необходимо обучать языку в прямой связи с изучением культурных особенностей.
Высокий уровень владения иноязычной коммуникативной компетенцией, основы которой закладываются уже в начальной школе и продолжают развиваться на уровне среднего образования, а также овладение межкультурной компетенцией, позволят обучающимся успешно адаптироваться в современном обществе в будущем.
Глава 1 Теоретические основы развития у учащихся умений устного межкультурного общения на основе использования электронных образовательных ресурсов
1.1 Характеристика умений устного межкультурного общения
Вопросы межкультурного взаимодействия в настоящее время имеют большое практическое значение. Эксперты в различных областях гуманитарных наук: философы и психологи, социологи и культурологи, лингвисты и педагоги – изучают проблемы межкультурного общения, которые их интересуют больше всего. В то же время каждый ученый пытается сформулировать собственное определение понятия «общение», выделяя те или иные аспекты предмета исследования, которые необходимы для каждой науки или научного направления.
В настоящее время в психологии не существует общепринятого определения общения. Различные авторы при определении этого термина раскрывают либо основные его функции, либо стороны общения.
В современной психологии сложились несколько подходов к пониманию общения. Согласно информационному подходу общение представляет собой передачу и прием информации посредством использования определенных символов. Процесс общения включает в себя ряд элементов, среди которых: условия общения, стратегии общения, коммуникационные ограничения, включающие факторы, ограничивающие выбор участниками общения стратегии, а также критерии интерпретации, направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.
В межличностном общении люди непрерывно передают информацию друг другу с помощью вербальных и невербальных средств общения. Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь, невербальная – использует различные неречевые знаковые системы – мимику, жесты и т.д. Невербальное общение – это система символов, знаков, которые используются для передачи сообщения и предназначена для более полного его понимания, имеющая достаточно четкий круг значений [7, с. 93].
Глава 2 Методические основы развития у учащихся старших классов умений устного межкультурного общения с использованием электронных образовательных ресурсов
2.1 Принципы развития у учащихся старших классов умений устного межкультурного общения с использованием электронных образовательных ресурсов
Наибольшее внимание при организации урока с использованием электронных образовательных ресурсов уделяется именно процессу организации и проведения разных видов самостоятельной работы учеников. Такая работа нередко включает наличие наглядного и раздаточного материала с печатными и электронными источниками информации, с поисковыми системами в сети Интернет. Важным дидактическим средством в нетрадиционном уроке с использованием электронных образовательных ресурсов является внедрение проекционного- и видеооборудования для визуализации и контроля шагов урока и формирования устойчивых зрительных образов.
Продумывая концепцию и ход грядущего урока, который предполагает использование электронных образовательных ресурсов, преподаватель должен определить для себя, какие цели он преследует в процессе реализации учебного материала, а также сформулировать, какую роль этот урок играет в контексте объема остальных уроков по изучаемой теме, а также для учебного курса на определенном этапе обучения.
Для чего же используется данная форма организации урока? Прежде всего, для введения нового материала, предоставления учащимся новейшей актуальной информации, а также и для закрепления пройденного материала и развития умений и совершенствования навыков (то есть обработки приобретенной информации).
Заключение
Межкультурное общение – это общение между людьми разных культур, что подразумевает как прямые контакты между людьми и их сообществами, так и опосредованные формы общения (включая язык, речь, письмо, электронное общение). Овладение знаниями о различных формах и нормах межкультурного общения на иностранном языке является важнейшим условием развития гармоничной личности и способствует ее обогащению через изучение различных культур. В процессе иноязычного межкультурного общения людей происходит взаимодействие языков, которые отражают культуру разных народов и выступают в качестве определенных форм культурного поведения людей. В аналогичной ситуации происходит взаимодействие культур, передающих уникальность социально-исторических условий и особенностей культурной жизни, а также самого человека как носителя как языка, так и культуры.
Необходимость изучения не только иностранного языка как средства межкультурного общения, но и овладения необходимыми знаниями при изучении культуры стран изучаемого языка становится одним из приоритетов современной школы.
1. Андреева, Г.М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности / Г.М. Андреева // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М. : МГУ, 1987. – С. 152-166.
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы : монография / Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
3. Бартош, Д.К. Электронные технологии в системе обучения иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие / Д.К. Бартош, Н.Д. Гальскова, М.В. Харламова. – М.: МГПУ – «Канцлер», 2017. – 220 с.
4. Бердичевский, А.Л. Современные тенденции в обучении иностранному языку в Европе / А.Л. Бердичевский // Русский язык за рубежом. – 2002. – №2. – С. 60–65.
5. Борисов, П. П. Компетентно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования / П.П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – №1. – С. 59-61.
6. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. выш. пед. учеб. заведений. : монография / Н.Д. Гальскова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 336 с.
7. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов. – М. : ЛИБРОКОМ, 2009. – 112 с.
8. Гудков, Л.Б. Межкультурная коммуникация. Лекционный курс для студентов РКИ / Л.Б. Гудков. − М. : Изд-во МГУ, − 2000. − 120 с.
9. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Елизарова. – СПб: КАРО, 2005. – 352 с.
10. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - С. 127 -134.
11. Захарова, О.В. Совершенствуем лексические навыки / О.В. Захарова // Коммуникативная методика. - 2012. - №2. - С. 2-5.
12. Иголкина, Л.А. Коммуникация как основа межкультурного подхода к изучению иностранных языков / Л.А. Иголкина // Аллея науки. – 2018. – Т.2. – №3. – С. 158–161.
13. Карамышева, Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера (в вопросах и ответах) : монография / Т.В. Карамышева - СПБ: Союз, 2001. - 140 с.
14. Кондранова, А.М. О межкультурном подходе в обучении иностранным языкам / А.М. Кондранова, М.В. Куимова // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 1097–1099.
15. Крез, Р. Иностранный для взрослых / Р. Крез, Р. Робертс. - М. : «Альпина Паблишер», 2017. – 115 с.
16. Кулинич, М.А. Теория и практика межкультурной коммуникации : учеб. пособие / М.А. Кулинич, О.А. Кострова. – М. : ФЛИНТА, 2017. – 248 с.
17. Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы : монография / Е.И. Машбиц - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
18. Межкультурное иноязычное образование: лингводидактические стратегии и тактики: коллективная монография /отв. редактор Е.Г. Тарева. – М.: Логос, 2014. – 232 с.
19. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии/ В.Н. Мясищев // Тез. симпозиума «Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми». – Л., 1970. – С.114-116.
20. Ратнер, Ф. Л. Разработка электронных образовательных ресурсов : зарубежный опыт : учеб.-метод. пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы» / Ф. Л. Ратнер. - Казань : КГУ, 2008. - 106 с.
21. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие / А.П. Садохин. – М. : Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 288 с.
22. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В.В. Сафонова. – Воронеж : Истоки, 1996. – С. 161.
23. Соболева, А.В. Методика развития иноязычных умений межкультурного общения с учетом когнитивно-стилевого подхода: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / А.В. Соболева. – Москва, 2014. – 27 с.
24. Соловьева, О.А. Разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов в целях обучения иностранным языкам /О.А. Соловьева // Замежныя мовы. – 2019. – № 1 (71). – С. 10–15.
25. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. − М. : Слово, 2000. – 216 с.
26. Тимашева, О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации / О.В. Тимашева. – Москва : Флинта, 2017 – 190 с.
27. Фокина, О.С. Историко-педагогический анализ становления понятия коммуникативной компетенции студентов / О.С. Фокина // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2016. – № 3 (13). – С. 97–102.
28. Халеева, И.И. О гендерных подходах к теории обучения языкам и культурам / И.И. Халеева // Известия Российской академии образования. – 2000. – № 1. – С. 11-19.
29. Чернышов, С.В. Коммуникативные умения как основа эффективной коммуникации /С.В. Чернышов // Иностранные языки в школе. – 2014. – № 2. – С. 22–25.
30. Янкина, Н.В. Формирование межкультурной коммуникации студентов университета. / Н.В. Янкина. – М., 2005. – 370 с.