ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРИНЦИПА УВАЖЕНИЯ И СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2 УВАЖЕНИЕ И СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СОДЕРЖАНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 3 ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Борьба с преступностью, несмотря на некоторое снижение ее уровня в последние годы, продолжает оставаться одной из стратегических задач, стоящих перед нашим обществом и государством, поскольку криминал посягает, прежде всего, на права и свободы человека, в т.ч. на его жизнь, здоровье, собственность, гарантированные Конституцией.
Для защиты этих конституционных ценностей предназначена оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД), являющаяся одной из государственно-правовых форм борьбы с преступностью, которая в силу своего преимущественно негласного характера, целей и способов их достижения, прямо затрагивает и ограничивает конституционные права личности граждан, а потому имеет зыбкую грань между правом и бесправием, соблюдением и защитой прав и их необоснованным ограничением или нарушением.
В связи с этим особое значение для этой деятельности имеет закрепление законом «Об оперативно-розыскной деятельности» принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, что означает признание законодателем этого принципа в качестве приоритетного по отношению к другим социальным ценностям, и без его реализации оперативно-розыскную деятельность вряд ли можно признать правомерной и допустимой.
Как справедливо отмечают ученые, если контроль над преступностью является целью системы уголовной юстиции, то соблюдение прав личности – одним из самых важных средств его достижения; нельзя защищать основы конституционного строя Республики Беларусь, как демократического правового государства, где высшей ценностью выступает человек, пренебрегая при этом правами личности.
Таким образом, в правовом государстве принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД выступает средством решения задачи защиты общества от преступных посягательств. В то же время существующая практика реализации этого принципа пока весьма далека от совершенства.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРИНЦИПА УВАЖЕНИЯ И СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Согласно выводам ученых, изучавших историю создания российской сыскной службы, современный бизнес розыскной деятельности как самостоятельный вид полицейской деятельности начал формироваться одновременно с формированием Древнерусского государства.
В то же время многие авторы приводят различные "ориентиры" и классификационные критерии для истории становления уголовного розыска, исходя из своих исследовательских задач. Так, по мнению одних авторов, возникновение уголовных расследований и их законов и постановлений связано с ранним основанием и возникновением древних законов, то есть с X веком; по мнению других-начало становления уголовного розыска на Руси определяется XV веком; а некоторые полагают, что история развития законов и постановлений Оса и их период от начала X века до начала XVI века относятся к XVI веку.
В наиболее широкой и систематизированной форме в истории становления дореволюционной российской следственной деятельности представлена статей С.Н. Жарова, который выделил в ней семь основных этапов, начиная с периода феодальной монархии и заканчивая Февральской революцией 1917 года [9, с. 88].
Однако принципы уважения и соблюдения прав человека и гражданских прав и свобод, которые мы рассматриваем, не прошли такого же длительного исторического пути развития. Анализ исторической литературы о работе российских сыщиков показывает, что вопрос обеспечения прав личности в работе сыщиков впервые стал подниматься только в процессе модернизации российской правовой системы во второй половине XIX века и тесно связан с понятием законности. Ключевым событием в эволюции Российского государства и права, непосредственно повлиявшим на возникновение принципа уважения прав человека, в том числе сыскного, стала судебная реформа 1864 года, направленная на избавление от тяжелого наследия крепостного права, которое было превращено в важнейший социально-экономический институт Российской империи вплоть до середины XIX века, приведшая к крайне низкой представленности прав и свобод человека, вызвавшая возмущение в самых разнообразных сферах российской общественной жизни и глубоко укоренившаяся в правовой психологии народа того времени.
ГЛАВА 2 УВАЖЕНИЕ И СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СОДЕРЖАНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Гарантии представляют собой установленные законом специальные средства и способы, обеспечивающие возможность осуществления лицом принадлежащих ему прав и обязанностей. Таким образом, гарантиями обеспечения права можно считать действующие механизмы, способствующие реализации права гражданина или общеправовых конституционных принципов.
Имеется необходимость различения права и гарантии их надлежащего обеспечения, отмечая, что гарантией права является соблюдение иным лицом обязанности, обеспечивающей условия реализации данного права. Необходимо различать гарантии права и гарантии обеспечения права, указывая, что гарантии права представляют собой установленные законом условия или механизм обеспечения реализации конкретного права (например, соответствующие обязанности иных субъектов правоотношений; защита нарушенного права и т.д.).
Таким образом, гарантия прав является не чем иным, как особым условием, предусмотренным законом и способствующим реализации принципов обеспечения прав и свобод человека. Однако представляется неправильным ограничивать гарантии прав и свобод человека правовыми механизмами [13, с. 88].
Гарантия права достигается через строго определенный механизм, который, помимо правовых гарантий, включает в себя систему экономических, политических и социальных условий, без которых требование индивида о защите своих прав будет формальным. Таким образом, система гарантирования прав и свобод человека включает в себя также совокупность субъективных и объективных факторов реальной среды реализации прав и свобод. В свете вышеизложенного важной составляющей механизма защиты прав и свобод человека является создание государством условий, наиболее благоприятных для уважения, сохранения и защиты прав и свобод человека.
ГЛАВА 3 ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конституция провозглашает высшую ценность человека, его права и свободы, а также признает, соблюдает и защищает права и свободы и обязанность граждан декларировать государство. Конституция также подтверждает необходимость полного уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Законодательные акты предоставляют полномочия на проведение оперативно-розыскной деятельности (далее-ОРД), ограничивают действия и решения субъектов конституционных прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий (далее-орд).
Такая возможность обусловлена необходимостью защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения национальной обороны и безопасности.
В то же время наиболее распространенными правовыми ограничениями являются право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; неприкосновенное право семьи; право на конфиденциальность сообщений, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Закон о надзоре и судебном контроле за деятельностью прокуроров служит гарантией законности актов ОРД, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и граждан.
Практика показала, что хозяйствующие субъекты нередко совершают нарушения законодательства, которые могут быть связаны с нарушениями конституционных прав и свобод граждан в ходе реализации ОРД.
Специфика ОРД такова, и ОРМ, ограничивающая конституционные права граждан, в основном осуществляется кулуарно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принципы социалистической законности, закрепленные в Советской Конституции, включали в себя установление гарантий некоторых конституционных прав личности. В то же время понятие обеспечения прав личности как правовая категория не использовалось в правовых нормах орд советского периода, которые осуществлялись на уровне подзаконных нормативных актов негласного характера, но принцип социалистической легитимности определялся как приоритетный.
В данном случае научная мысль ученых-правоведов направлена на изучение этого принципа, под которым понимается не только неукоснительное соблюдение требований законов и уставов, но и обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, имеющих исключительно важное значение для оперативно-розыскной деятельности.
Поэтому необходимость обеспечения того, чтобы были соблюдены права и свободы индивиды при осуществлении ОРД, возникла у ученых задолго до закрепления смежных принципов в законодательстве, традиционно участвующих в отстаивании принципа легитимности этих действий, и в оперативно-розыскной теории прав личности.
Итак, прокурору следует обратить внимание на следующие ситуации при проверке законности ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан:
– Постановление, выданное соответствующим должностным лицом оперативно-розыскного органа по запросу в суд о разрешении на проведение ОРМ;
– Есть ли правовые основания для принятия такого приказа;
– Наличие судебного приказа, позволяющего OРM;
– Наличии судебного приказа на установленный срок исполнения ОПМ;
– Соблюдение сроков осуществления ОРМ, установленных в судебном постановлении;
– Если ОРМ проводятся более полугода, необходимо соблюдение процедуры продления срока полномочий ОРМ;
– Соблюдение порядка проведения ОРМ в случае возникновения чрезвычайной ситуации и порядка уведомления суда об этой ситуации;
– В случае чрезвычайной ситуации соблюдать срок уведомления суда о проведении ОРМ.
1. Базюк М.Л. Охрана прав и свобод человека и гражданина как принцип российского уголовного судопроизводства: дис. … канд. юрид. наук. 2009. С. 24-25.
2. Бедарев К.В. Общественность и права человека в современной Европе // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2012. № 2. С. 17–20.
3. Безруков С.С. Теоретико-правовые проблемы системы и содержания принципов уголовного процесса: монография. М., 2016. С. 219.
4. Бондаренко, Н. Л. Особенности реализации принципа неприкосновенности собственности в гражданском законодательстве Республики Беларусь / Н. Л. Бондаренко // Вестник пермского университета. Юридические науки. – 2013. – № 1 (19). – С.89-94.
5. Введенский А.Ю. К вопросу о философско-теоретическом понимании принципа ОРД // Оперативник (сыщик). 2014. № 1 (38). С. 23.
6. Гусев В.А. Проблемы законодательного регулирования процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы личности // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2011. № 1(20). С. 47.
7. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие / под ред. Г.К. Синилова. М., 2009. С. 70.
8. Ефимичев С.П., Демин В.П. О принципах оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2009. № 1 (18). С. 9-10.
9. Железняк И.Н. О возможности оперативно-розыскного ограничения права граждан на неприкосновенность частной жизни // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 305. С. 106.
10. Ковалев А.В. Актуальные вопросы организации оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан // Проблемы применения уголовного закона при осуществлении оперативно-разыскной деятельности : мат-лы регион. круглого стола / под ред. Е.Н. Билоуса, Г.С. Шкабина. М., 2015. С. 68–73.
11. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
12. Лейкин Р.И. Ограничения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Вестник Владимирского юридического института. 2010. № 3. С. 25.
13. Наумович, Т.В. Конституционно-правовое содержание и защита права человека на личную неприкосновенность / Т.В. Наумович // Ценностная парадигма Основного закона Республики Беларусь: материалы респ. науч.-практ. конф., 14 марта 2013 г., Минск / ред. кол.: Г. А. Василевич [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – 147 с.
14. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Респ. Беларусь от 15 июля 2015 г. № 307-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 24.07.2015, 2/2305.
15. Подмарев А.А. Ограничение прав и свобод человека при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: правовые позиции Конституционного Суда// Антинаркотическая безопасность. 2015. № 1(4). С. 33.
16. Сайфутдинов Т.И. Характеристика оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2011. Т. 11, № 10. С. 131.
17. Симановский, С. И. Права человека: учеб. – метод. пособие / С. И. Симановский. – Минск: БГПУ, 2009. – 123 с.
18. Сумин А.А. Судебное рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела: проблемы теории и практики // Адвокат. 2012. № 12. С. 22.
19. Уголовно-процессуальное право. Актуальные проблемы теории и практики: учебник для магистров / под ред. В.А. Лазаревой, А.А. Тарасова. М., 2012. С. 110–118.
20. Шумилов А.Ю. Оперативно-разыскная наука: монография: в 3 т. М., 2013. Т. 1. С. 68.