ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие прокуратуры. История развития законодательства о прокуратуре Беларуси
2 Прохождение государственной службы в органах и учреждениях прокуратуры
2.1 Условия и порядок приема на государственную службу в органы прокуратуры
2.2 Основные этапы прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры
2.3 Прекращение службы в органах прокуратуры
3 Порядок привлечения работников прокуратуры к дисциплинарной ответственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Прокуратура занимает особое место в системе органов государственной власти Республики Беларусь. В отличие от других государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законности только в определенной сфере (или на определенной территории), органами прокуратуры осуществляется надзор исполнения законодательства во всех отраслях и всеми субъектами общественных отношений.
Термин «прокурор» произошел от латинского «procurare» – заботиться.
Понятие «прокурор» является собирательным. Под прокурором понимаются действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры, если иное не определено в Законе Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь».
Учитывая тот факт, что прокурорский работник выступает должностным лицом, которое наделено широкими полномочиями, призванным по долгу службы быть блюстителем закона, представителем публичных интересов, к нему предъявляются и особые требования (ограничения). Данные требования предъявляются как претендентам на должности прокурорских работников, так и к лицам, уже работающим в таких должностях.
Исполняя свои служебные обязанности, прокурорские работники выступают представителями государственной власти и находятся под защитой государства. Казалось бы, в виду особого статуса прокурорского работника неподдельный интерес в научных кругах должны вызывать вопросы правовой регламентации государственной службы в органах прокуратуры. Однако проведенное исследование показывает, что в отечественной литературе в большинстве своем основное внимание уделяется направлениям прокурорского надзора, а вот условия и порядок прохождения службы в органах прокуратуры, в том числе меры дисциплинарной ответственности прокурорских работников, зачастую уходят на второй план или вообще не исследуются. По данным причинам, выбранная тема считается актуальной и требует разработки.
Объект работы составляют общественные отношения, направленные на правовое исследование мер дисциплинарной ответственности прокурорских работников.
Предметом работы являются правовые нормы, регулирующие порядок и основания привлечения прокурора к дисциплинарной ответственности.
Целью работы выступает комплексный анализ мер дисциплинарной ответственности прокурорских работников.
1 Понятие прокуратуры. История развития законодательства о прокуратуре Беларуси
Начальный этап формирования органов прокуратуры Республики Беларусь характеризуется сильным влиянием советского периода, что отражается, прежде всего, в принятых нормативных правовых актах, регламентирующих правовой статус данного государственного органа. Так, статья 7 Декларации о государственном суверенитете БССР от 27 июля 1990 года содержала положение о том, что высший надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики Беларусь осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь, который назначается Верховным Советом Республики Беларусь [1].
Необходимость критически понять модель организации советской прокуратуры, выявить ее проблемы и недостатки способствовала растущему научному интересу к изучаемой проблеме. Об этом свидетельствуют положения Концепции судебной реформы в части, касающейся предложений по реформированию органов прокуратуры. Так, в разделе IV данной Концепции отмечалось, что прокуратура выполняет большое количество не характерных для нее функций, в силу чего надзору за исполнением и соблюдением законов стали присущи черты формализма и фиктивности [2]. В то же время авторы концепции не предложили отменить это направление прокуратуры, обоснованно полагая, что в переходный период строительства государства надзор за исполнением законодательства способен преодолеть негативные тенденции в обществе. Разработчики концепции сосредоточились исключительно на определении четких границ надзорной деятельности прокуроров. В то же время, определяя пределы надзорной деятельности, разработчики Концепции приняли представления именно советской модели надзорной прокуратуры. Предмет надзора за правоохранительными органами был определен как можно шире: ему были назначены государственные администрации, местные советы, участники производственной и деловой деятельности, организации и учреждения, общественные ассоциации, должностные лица и граждане. Многие положения Концепции, особенно в части реформирования надзора за исполнением законодательства, продолжают быть актуальными и сегодня.
Принятие Закона Республики Беларусь от 29 января 1993 года «О прокуратуре Республики Беларусь» стало следующим неотъемлемым этапом становления белорусской прокуратуры. Согласно положениям статей 1, 11-13 Закона прокуратура представляла собой самостоятельный орган, подотчетный Верховному Совету Республики Беларусь. Пределы надзора за исполнением законов были еще более расширены по сравнению с закрепленными в Концепции судебно-правовой реформы: теперь прокуратура надзирала за республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами народных депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами [3, с. 72].
2 Прохождение государственной службы в органах и учреждениях прокуратуры
2.1 Условия и порядок приема на государственную службу в органы прокуратуры
Прокуратура представляет собой особый вид органа государственной власти, который не относится ни к одной из трёх ветвей власти: ни к законодательной, так как она не осуществляет такую деятельность, как принятие законодательных актов; ни к исполнительной, так как прокуратура не включена в состав Правительства Республики Беларусь; ни к судебной, так как прокуратура не занимается деятельностью, сопряженной с осуществлением правосудия. Прокуратура занимает особое место в системе государственного устройства, выступая независимым правоохранительным органом, который обеспечивает соблюдение законности в нашей стране [16, c. 23].
Согласно статье 47 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре» служба в органах прокуратуры считается государственной службой [10].
Отметим, что в качестве правовой основы службы в органах прокуратуры выступает Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О прокуратуре», Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь № 181 от 27 марта 2008 года, а также иные акты законодательства [17].
Отметим, что необходимо уметь различать понятия «прокурорский работник» и «работник прокуратуры».
Так, под прокурорским работником понимается работник прокуратуры, имеющий классный чин, то есть прокурор, следователь, а также стажер прокуратуры.
В свою очередь, работник прокуратуры – понятие более широкое, это все лица, которые состоят в трудовых отношениях с соответствующим органом прокуратуры и не являются прокурорскими работниками (секретари, заведующие канцелярией, технические работники и многие другие).
На должность прокурора может быть назначен гражданин Республики Беларусь, который имеет высшее юридическое образование и обладает необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечает другим требованиям, определенным законодательством.
В некоторых случаях на должность прокурорского работника может назначаться гражданин, который имеет иное высшее образование.
Отметим, что на должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного прокурора и приравненного к ним транспортного прокурора должны быть назначены лица не моложе 25 лет, которые имеют стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет, а на должность прокурора области, города Минска – лица, которые имеют стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет, если другое не предусмотрено Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.
3 Порядок привлечения работников прокуратуры к дисциплинарной ответственности
Служебная дисциплина в органах прокуратуры представляет собой соблюдение прокурорскими работниками предусмотренных актами законодательства, Присягой прокурорского работника, контрактом, а также приказами и распоряжениями Генерального прокурора Республики Беларусь и других руководителей органов прокуратуры порядка и правил при исполнении возложенных на прокурорских работников служебных обязанностей, а также соблюдение предусмотренных законодательными актами ограничений, сопряженных с государственной службой.
Внутренний распорядок в органах прокуратуры предусматривается руководителями органов прокуратуры согласно законодательству исходя из особенностей деятельности данных органов в определенном Генеральным прокурором Республики Беларусь порядке (ст. 53) [10].
Дисциплинарная ответственность работников выступает в качестве самостоятельного вида юридической ответственности. Дисциплинарная ответственность считается одним из неотъемлемых элементов правового статуса сотрудника прокуратуры и необходимым средством обеспечения законности и дисциплины [19, c. 361]
Дисциплинарная ответственность прокурорских работников регламентируется Законом Республики Беларусь «О прокуратуре», а также Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.
Прокурорские работники привлекаются к дисциплинарной в следующих случаях:
- неисполнение либо ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий;
- несоблюдение ограничений, сопряженных со службой в органах прокуратуры, определенных Конституцией Республики Беларусь, другими законодательными актами и Положением;
- нарушение служебной дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника и не совместимых со службой в органах прокуратуры [17].
За совершение дисциплинарных проступков, установленных пунктом 52 Положения, на прокурорского работника могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий как:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- понижение в классном чине на срок до шести месяцев;
- понижение в должности на срок до шести месяцев;
- лишение нагрудного знака органов прокуратуры;
- освобождение от занимаемой должности (увольнение);
- освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования и в соответствии с поставленными задачами были сделаны следующие выводы:
1. Прокуратура нашей страны представляет собой единую и централизованную систему органов, которые от имени государства осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением нормативно-правовых актов на территории страны, а также выполняющих другие функции, предусмотренные законодательными актами.
Можно выделить следующую периодизацию современного этапа развития органов прокуратуры нашей страны:
– 1990-1993 годы – формирование органов прокуратуры суверенной Республики Беларусь. Законодательством данного периода была закреплена надзорно-обвинительная (смешанная) модель прокурорского надзора, закреплявшая за прокуратурой как полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов, так и предварительное следствие;
– 1994-2007 годы – оформление конституционно-правового статуса органов прокуратуры Республики Беларусь и их дальнейшее развитие;
– 2007-2011 годы – постепенный переход от надзорно-обвинительной (смешанной) к надзорной модели организации прокурорского надзора. Лишение прокуратуры статуса самостоятельного органа предварительного следствия, связанное с созданием Следственного комитета Республики Беларусь, ознаменовало ослабление обвинительного и усиление надзорного начала в организации деятельности прокуратуры;
– 2012 год – настоящее время – усиление роли и значения надзора за исполнением законодательства в структуре организации прокурорского надзора в связи утратой статуса самостоятельного органа предварительного следствия. Одной из приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры, становится обеспечение законности в сфере экономической деятельности. Наиболее результативное решение данной задачи видится в осуществлении надзора за исполнением законодательства органами государственного управления, контрольно-надзорными органами, государственными организациями и предприятиями.
2. Служба в органах прокуратуры относится к государственной службе.
В качестве правовой основы службы в органах прокуратуры выступает Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О прокуратуре», Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь № 181 от 27 марта 2008 года, а также иные акты законодательства.
На должность прокурора может быть назначен гражданин Республики Беларусь, который имеет высшее юридическое образование и обладает необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечает другим требованиям, определенным законодательством.
1 О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990 года, № 193-XІІ: с изм. и доп. от 19 сентября 1991 года // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
2 О концепции судебно-правовой реформы: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 23 апреля 1992 года, № 1611-XII // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
3 Гавриленко, А.В. Становление и развитие органов прокуратуры в Республике Беларусь: историко-правовой аспект / А.В. Гавриленко // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2017. – № 2 (101). – С. 71-76.
4 Кеник, А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амал-фея, 2008. – 576 с.
5 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2011. – 48 с.
6 Сенько, А.С. Правовая регламентация осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства: методическое пособие / А.С. Сенько. – Минск: Харвест, 2007. – 64 с.
7 Киреенко, П.Я. О научном обеспечении прокурорско-следственной деятельности на современном этапе / П.Я. Киреенко // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. – 2009. – № 2. – С. 327-335.
8 Карпиевич, Н.Ф. Необходим новый закон о Прокуратуре / Н.Ф. Карпиевич // Право Беларуси. – 2003. – № 3.– С. 59–62.
9 О концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 года, № 205 // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
10 О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 года, № 220-З: принят Палатой представителей 11 апреля 2007 года: одобрен Советом Республики 20 апреля 2007 года: с изм. и доп. от 18 июля 2016 года // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
11 Василевич, Г.А. Нормотворческая функция прокуратуры / Г.А. Василевич // Правосудие и прокурорский надзор в Республике Беларусь: законодательство и практика применения: сб. науч. трудов / редкол.: А.В. Барков [и др.] – Минск: БГУФК, 2010. – С. 14-26.
12 Конюк, А. Прокуратура на рубеже 90-летия: основные приоритеты деятельности / А. Конюк // Законность и правопорядок. – 2012. – № 2. – С. 4-7.
13 Сенько, А.С. Защита прав и законных интересов граждан средствами общего надзора прокуратуры: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.11 / А.С. Сенько; Белорусский государственный университет. – Минск, 2004. – 24 с.
14 О ликвидации военных прокуратур: Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2014 года, № 137 // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
15 О ликвидации Белорусской транспортной прокуратуры: Указ Президента Респ. Беларусь от 1 октября 2014 года, № 463 // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
16 Литягина, О.Н. Прокурорский надзор: элект. учебно-методич. комплекс / О.Н. Литягина. – Минск: УО «МИУ», 2017. – 111 с.
17 Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 года № 181: в ред. от 23 февраля 2015 года // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
18 Савчук, Т.А. Прокурорский надзор: практикум / Т.А. Савчук. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2012. – 108 с.
19 Смищук, С.А. Особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации / С.А. Смищук // Молодой ученый. – 2016. – № 15 (119). – С. 361-363.
20 Шостак, М.А. Прокурорский надзор: ответы на экзаменац. вопросы / М.А. Шостак. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 256 с.