ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь
1.2 Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь
ГЛАВА 2 ВЪЕЗД, ВЫЕЗД И ТРАНЗИТНЫЙ ПРОЕЗД (ТРАНЗИТ) ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Республики Беларусь
2.2 Выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь
2.3 Транзитный проезд иностранцев и лиц без гражданства через территорию Республики Беларусь
ГЛАВА 3 РЕЖИМЫ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Временное пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь
3.2 Временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь
3.3 Разрешение на постоянное проживание и вид на жительство в республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях образования единого международного демократического пространства, в котором приоритетом для государства должны выступить права и свободы человека, увеличивается роль регламентирования правового статуса иностранцев и лиц без гражданства.
С распадом СССР на его территории сформировались новые независимые государства. В результате чего, бывшие союзные республики обрели статус иностранных государств относительно друг друга, а их граждане стали иностранцами.
Каждое государство само предусматривает для иностранцев, находящихся на его территории, определенный правовой статус. Он устанавливается как национальным законодательством, так и международными договорами.
Вопросы, касающиеся понятия иностранного гражданина и лица без гражданства, имеют достаточно важное значение, как теоретическое, так и практическое значение, а также ответы на них касаются круга лиц, к которым относится действие белорусского закона об иностранных гражданах и лицах без гражданства.
В настоящее время наблюдается интенсивное развитие международного сотрудничества, в результате чего увеличивается миграционная мобильность населения. С каждым годом растет число прибывших в Республику Беларусь. Соответственно, становится актуальным вопрос о правовом положении иностранцев в Республике Беларусь, а также о процедуре въезда, выезда и осуществления транзитного путешествия (транзита) через территорию Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства.
Необходимо отметить и тот факт, что правовое положение иностранцев и лиц без гражданства, получивших разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, отличается от статуса таких же лиц, временно проживающих на территории Республики Беларусь.
Объект работы составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе установления порядка въезда, выезда и осуществление транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь
Вместе с гражданами Республики Беларусь на территории страны проживают иностранные граждане и лица без гражданства.
Продолжение исследования правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь немыслимо без установления юридического содержания самих понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», поскольку они имеют неотъемлемое значение для установления правового статуса этих лиц, определения сферы прав и обязанностей лиц, находящихся на территории нашего государства и осуществляющих здесь свою деятельность или просто проживающих в Беларуси без каких-либо ограничений [1, c. 199].
Исследование правовой литературы и нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы правового статуса иностранных лиц, показал, что понятие «иностранный гражданин» необходимо оценивать во взаимосвязи с понятиями «иностранец» и «лицо без гражданства». Законодательной практикой касательно иностранцев применяются термины – «иностранные граждане» и «лица без гражданства». Так, к примеру, изучая содержание Конституции 1977 года бывшего СССР, можно сделать вывод, что иностранцами должны считаться как иностранные граждане, так и лица без гражданства. В Нынешней Конституции Республики Беларусь, определенные законом права и свободы предоставляются «иностранным гражданам» и «лицам без гражданства». Термин «иностранец» в Конституции нашего государства не используется.
Необходимо отметить, что касательно термина «иностранец» в юридической литературе имеются различные точки зрения. Так, по мнению Е.А. Лукашевой, иностранец представляет собой лицо, обладающее гражданством конкретного государства, так же не являясь гражданином государства пребывания. Она также указывает, что в широком смысле данное представление можно интерпретировать как любое лицо, не являясь гражданином государства, в котором оно находится, есть включать и лиц без гражданства [2, с. 126].
ГЛАВА 2 ВЪЕЗД, ВЫЕЗД И ТРАНЗИТНЫЙ ПРОЕЗД (ТРАНЗИТ) ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Республики Беларусь
На основании статьи 30 Конституции Республики Беларусь граждане страны обладают правом «беспрепятственно» въезжать на ее территорию [10]. Ни при каких обстоятельствах для них не может быть ограничен въезд на территорию собственного государства.
Иностранцы обладают правом въезда в Республику Беларусь и выезда из ее исключительно по действительным паспортам или документам, которые их заменяют, при наличии визы, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
Не имеющие действительного вида на жительство иностранцы осуществляют въезд на территорию Республики Беларусь, выезжают из нее и осуществляют транзитный проезд (транзит) через территорию Республики Беларусь по документу для выезда за границу при наличии визы, если другое не установлено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
В свою очередь, имеющие действительный вид на жительство иностранцы, въезжают в Республику Беларусь и выезжают из нее по документу для выезда за границу.
По решению Президента Республики Беларусь может быть установлен безвизовый порядок въезда в Республику Беларусь иностранцев, которые не имеют действительного вида на жительство, их выезда из Республики Беларусь и транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь.
Под визой Республики Беларусь следует понимать разрешение, которое предоставляет иностранцу право на пересечение Государственной границы Республики Беларусь в целях въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь, пребывания в Республике Беларусь или транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь в течение срока, предусмотренного данным разрешением, и оформленное предусмотренном законодательными актами и Визовыми правилами Республики Беларусь порядке [15].
ГЛАВА 3 РЕЖИМЫ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Временное пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь
Объем прав и обязанностей, которые могут быть предоставлены в Республике Беларусь иностранцам, соответствует характеру закрепляемого правового режима. Законодательством Республики Беларусь предусмотрены следующие режимы пребывания иностранцев в стране: временное пребывание; временное проживание; постоянное проживание. Следовательно, выделяют следующие категории иностранцев, находящихся в Республике Беларусь: временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие в Республике Беларусь [20, c. 64].
Под временно пребывающим иностранцем понимается лицо, которое прибыло в страну на срок не более девяноста суток в календарном году на основании визы или в не требующем получения визы порядке, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание, если другое не предусмотрено белорусским законодательством и международными договорами Республики Беларусь (ст. 1) [6].
Регистрация временно пребывающего в страну иностранца – фиксация в предусмотренном порядке органами регистрации сведений о месте и сроке его временного пребывания. Регистрация выступает в качестве обязанности иностранца.
В статье 45 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» указаны иностранцы, которые временно пребывают в Республике Беларусь и не подлежат.
Иностранцы, прибывшие на территорию страны, за исключением указанных в названной выше статье, в течение пяти суток должны пройти регистрацию в органе регистрации по месту своего реального временного пребывания, если другое не определено законодательством.
При регистрации необходимым является личное присутствие иностранца, исключая случаи регистрации иностранца по ходатайству принимающей организации и регистрации несовершеннолетнего иностранца, не достигшего шестнадцати лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования и соответствии с поставленными задачами, сделаем следующие выводы:
1. Согласно белорусскому законодательству, под иностранным гражданином подразумевается лицо, которое является гражданином Республики Беларусь и имеет доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) иного государства.
В свою очередь, лицо без гражданства – это лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и не имеет доказательств своей принадлежности к гражданству иного государства.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь регламентируется Законом Республик Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике».
Главной характеристикой правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства является то, что они имеют все «естественные» права на территории Республики Беларусь, но имеют ограничения в той части, когда необходимо иметь белорусское гражданство для участия в общественной жизни Беларуси.
2. Въезд в Республику Беларусь, выезд с ее территории, а также осуществление транзита через ее территорию иностранцами, не имеющими действующего вида на жительство, осуществляется по документу о выезде за границу в случае визы, если иное не предусмотрено белорусским законодательством международными договорами Республики Беларусь.
Иностранцы, которые имеют действующий вид на жительство, въезжают на территорию страны и выезжают с нее по документу для выезда за границу.
В свою очередь, иностранцы, прибывшие в пункт пропуска через Государственную границу для выезда с территории страны, в случае отсутствия у них визы либо в случае, если срок действия визы истек, выезжают с территории страны по документу для выезда за границу после привлечения к административной ответственности за нарушение правил пребывания в Республике Беларусь, а также правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь согласно актам законодательства Республики Беларусь, если другое не предусмотрено белорусским законодательством международными договорами Республики Беларусь.
1 Щепановский, К.О. Понятие «иностранный гражданин» в международном и национальном праве / К.О. Щепановский // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 199-203.
2 Лукашев, Е.А. Права человека: учебник / Т.А. Васильева [и др.]; отв. ред. Е.А. Лукашева. – 3-е изд., перераб. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 511 с.
3 Галенская, Л.Н. Правовое положение иностранцев в СССР / Л.Н. Галенская. – Москва: Междунар. отношения, 1982. – 160 c.
4 Конвенция о статусе апатридов от 6 июня 1960 года: принята 28 сентября 1954 года Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 526 А (XVII) Экономического и Социального Совета от 26 апреля 1954 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
5 Ищук, А.Е. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства / А.Е. Ищук // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения Сборник материалов V Внутривузовского круглого стола. – Москва: ООО «Планета», 2019. – С. 57-61.
6 О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 года, №105-З: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года: одобрен Советом Республики 17 декабря 2009 года: в ред. от 16 декабря 2019 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
7 Валюшко, Н.В. Правовая регламентация статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Н.В. Валюшко // Вестн. Белорус. гос. экон. ун-та. – 2006. – № 3. – С. 81-85.
8 Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
9 Курак, А.И. основы конституционного права: курс лекций в 2 ч. / А.И. Курак. – 2-е изд., стер. – Минск: Академия упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – Ч. 1. – 265 с.
10 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2011. – 48 с.
11 Демичев, Д.М. Конституционное право. Краткий конспект лекций / Д.М. Демичев. − Минск: БГЭУ, 2015. − 182 с.
12 Кивель, В.Н. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие / В.Н. Кивель. – Минск: Акад. упр. при Презид. Респ. Бел., 2007. – 263 с.
13 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
14 Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 года, № 278-З: принят Палатой представителей 3 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: с изм. и доп. от 18 декабря 2019 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15 Визовые правила Республики Беларусь: утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15 июля 2010 года, № 1065: в ред. от 24 июня 2020 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
16 Сидоренко, О.В. Конституционное право: электронный учебно-методич. комплекс / О.В. Сидоренко. – Минск: УО «МИУ», 2015. – 348 с.
17 Шафалович, А.А. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменационные вопросы / А.А. Шафалович. – Минск: Амалфея, 2015. – 315 с.
18 Правила транзитного проезда (транзита) иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Республики Беларусь: утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2006 года, № 63 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
19 О Государственной границе Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 года, № 419-З: принят Палатой представителей 27 июня 2008 года: одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года: в ред. от 9 января 2019 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20 Ермолович, В.Ф. Административно-правовые режимы Республики Беларусь / под общ. ред. В.Ф. Ермоловича. – Минск: Акад. МВД, 2013. – 291 с.
21 Перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан: утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года, № 200: в ред. от 14 апреля 2020 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
22 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г., 194-З: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года: одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года: с изм. и доп. от 18 декабря 2019 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.