ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Роль семьи и семейных ценностей в жизни личности
1.2 Сущность и проблемы семейного воспитания старшеклассников
ГЛАВА 2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ-СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Формы и методы семейного воспитания старшеклассников
2.2 Содержание и направления работы классного руководителя по формированию семейных ценностей учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном обществе происходит ослабление процесса межпоколенной трансляции культурного опыта в виде традиций и обычаев, обусловленное усилением позиций нуклеарной семьи и утратой значения родственных связей. Молодежь, сталкиваясь с рядом социальных проблем, все больше становится ориентированной на индивидуализм и потребительство, при которых происходит снижение значимости семейных ценностей.
Становление системы семейных ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее сенситивным периодом является юношеский возраст. В этот период закладываются основы формирования таких семейных ценностей как готовность к семейной жизни, ориентация на родительство, преемственность поколений, стабильность, наличие поддержки. Старшеклассник стоит на пороге жизненного самоопределения, поскольку ценнейшим социально-психологическим приобретением этого возраста является открытие своего внутреннего мира, приобретение жизненно важных ценностей и установление устойчивых взаимоотношений с окружающими, близкими, выработка осознанного отношения к самому себе. Необходимо направить эти процессы на сохранение традиционных семейных ценностей и формирование новой системы семейных ценностей в условиях современного общества, чтобы старшеклассники идентифицировали себя с будущей ролью ответственного семьянина.
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Роль семьи и семейных ценностей в жизни личности
В широком смысле семья как социальный институт представляет собой модель общественных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества.
В узком смысле семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [6, с. 98].
Содержание семьи определяется ее функциями. В своей работе О.А. Карабанова отмечает, что семья реализует ряд следующих функций, отражающие как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:
1. Экономическая (материально-производственная), хозяйственно-бытовую. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов.
2. Репродуктивная, предполагающая рождение детей.
3. Функция воспитания детей. Воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с родителями обусловливает гармоническое развитие ребенка.
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
2.1 Формы и методы семейного воспитания старшеклассников
Сегодня большое значение приобретает нравственное воспитание детей, особенно старшего школьного возраста. Одним из главных направлений в нравственном воспитание старшеклассников является формирование у детей ценностного отношения к семье. Именно в старшем школьном возрасте обучающиеся должны осознать роль семьи в становлении личности, понять, что семья является не только ячейкой общества, но и тем самым местом, где человек может поделиться своими проблемами, выслушать, разделить радостные моменты жизни, и не только.
Но сегодняшние реалии говорят совсем о другом. В современном обществе постепенно утрачивается культ семьи, люди перестают ценить семейные традиции, сохранять и приумножать их.
1. Формировать у старшеклассников интерес к своей семье, воспитать уважение к членам семьи;
2. Формировать у старшеклассников представления о семье, роли семьи в жизни человека;
3. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения
Старшеклассники должны знать: социальные роли в семье; семейные ценности, научатся реально оценивать внутрисемейные отношения, принимать активное участие в жизни семьи; конструктивно взаимодействовать с родителями; будут иметь представление о семье как социокультурной ценности; о культурных семейных традициях; научатся проявлять интерес к семейным традициям и обычаям; личностные качества (ответственность, внимательность, заботливость); заинтересованность в создании крепкой и полноценной семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семейные ценности – это выработанный, открыто одобряемый и культивируемый семейным сознанием идеал, включающий абстрактные представления об атрибутах должного в разных сферах жизнедеятельности. По определению В.В. Мартыновой, семейные ценности – это ценности нормы, который являются основой ориентации, идеальными критериями, на основе которых оценивается действительность и совершается выбор действия.
В старшем школьном возрасте происходит усвоение мужской или женской роли, установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов, завоевание эмоциональной независимости от родителей, подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальную готовность принять на себя ответственность, связанную с партнерством, семьей. Юность является особым этапом потенциального родительства – в сознании юношей и девушек формируются такие его элементы как семейные ценности, сценарии реализации социальных и биологических ролей отца и матери, установки и ожидания в супружеских и родительско-детских отношениях. Формирование семейных ценностей в старшем школьном возрасте осуществляется посредством социальных технологий в условиях образовательного учреждения. Технология социальной работы – это алгоритм деятельности, в результате которой достигается определенная цель и преобразуется объект воздействия. Эта деятельность представляет собой циклический процесс, определенный во времени от момента формирования цели до практического решения проблемы.
1. Агаджанова, Э.Р. К вопросу о семейных ценностях: от античности к современности / Э.Р. Агаджанова, О.И. Ефимова // Симбирский научный вестник. − 2015. − № 2. − с. 134-139
2. Акутина, С.П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников / С.П. Акутина // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 2. – С. 51-54.
3. Анисимов, О.С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ жизнедеятельности (теория и практика) / О.С.Анисимов // Мир психологии. – 2008. – № 4. – С.178-189.
4. Бражникова, А.Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А.Н. Бражникова, Ю.В. Тищенко // Вестник Брянского гос. ун-а. – 2012. – № 1 (1). – С.1-5.
5. Буслаева, Е.Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е.Л. Буслаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2011. – № 2. – С.16-22.
6. Винивидова, Е.П. Структура семейных ценностей молодых супругов / Е.П. Винивидова // Интеграция образования. − 2008. − № 2. − с. 97-101.
7. Девятых, С.Ю. Особенности представлений о родительстве в юношеском возрасте (анализ гендерных различий) : автореф. дис. канд. псих. Нау к: 19.00.07 / С.Ю. Девятых. – Смоленск, 2006. – 19 с.
8. Дементьева, И.Ф. Социальное самочувствие семьи / И.Ф.Дементьева // Социологические исследования. − 2008. − № 9. − С. 102-109.
9. Дюльдина, Ж.Г. Влияние возрастных особенностей в процессе приобщения юношей к семейным ценностям / Ж. Н. Дюльдина // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). – 2012. – № 1(1). – С.73-82.
10. Гарафутдинова, И.Ф. Педагогические условия и модель формирования готовности сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий / И.Ф. Гарафутдинова // Вестник КГУКиИ. – 2013. – № 1. – С.1-5.
11. Григорьева, О.В. Отношение к семейным ценностям / О.В. Григорьева, Д. И. Захарова // Интерактивная наука. – 2017. – № 7 (17). – С. 36-37.
12. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л.А. Йоваша. – М.: Просвещение, 1983. – 28 с.
13. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
14. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 264 с.
15. Маркова, А.В. К вопросу о семейных ценностях / А.В. Маркова // Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России / Под ред. Л.И. Савинова. – М., 2016. – С.56-58.
16. Мартынов, В.В. Модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей / В.В. Мартынова, Е.Н. Дубовец // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2013. – № 1. – С. 57-61.
17. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
18. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
19. Пантюк, И.В. Методы и технологии социальной работы / И.В. Пантюк. – Минск : БГУ, 2014. – 301 с.
20. Рогова, А.М., Анализ социальных факторов формирования семейных ценностей среди молодого поколения: автореф. дис.канд. социол. Наук: 22.00.04 / А.М. Рогова. – СПб.: СПбГУ, 2009. – 19 с.
21. Родионов, А.Н. Феномен представлений о родительстве у юношей и девушек. Репрезентация и идентификаций ими социальной роди родителя / А.Н. Родионов // Вестник Тамбовского ун-та. – 2008. – № 2. – С. 302-305.
22. Романова, Е.В. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком / Е.В. Романова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 3. – С. 121-127.
23. Тлемешок, В.Р. Представления современной молодежи о семейно-брачных отношениях / В.Р. Тлемешок, Н.Ф. Дианова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 6-1. – С. 206-208.
24. Федулова, А.Б. Семья и семейные ценности в современных социальных и гуманитарных науках / А.Б. Федулова // Актуальные проблемы современного общества в контексте социальной работы / под ред. проф. Р.И. Даниловой. – Архангельск: КИРА, 2010. − С. 288-310.
25. Шнейдер, О.В. Особенности юношеского возраста / О.В. Шнейдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-7. – С.52-53.