ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
1.2 Особенности родительского влияния на успешность детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Эмпирическое исследование личностных особенностей детей младшего школьного возраста
2.2 Организация направлений психолого-педагогического просвещения родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст является самым ответственным периодом жизни ребенка, когда происходит формирование наиболее фундаментальных способностей, которые определяют развитие человека в будущем. В данный период формируются такие самые важные качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим людям, креативные возможности, общая жизненная активность и многое другое. Но эти качества и способности не появляются автоматически, как итог физиологического созревания. Их установление требует разумных воздействий со стороны взрослых, установленных способов общения и совместной деятельности и времяпровождения с родителей со своим ребенком
Начало процесса воспитания личности ребенка закладывается в семье. Любая семья – это свой замкнутый мир и своя личная жизнь, свои радости, горе, хлопоты и традиции, свой быт. Выявлено, что в семьях, где родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше и быстрее развиваются. Для маленького ребенка самое близкое окружение, общение с родителями и другими родственниками, является наиболее важным источником развития его личности. Именно родители первыми знакомят своего ребенка с окружающим миром, раскрывая большое количество предметов и явлений, развивая с познавательной и эмоциональной стороны, передавая культурно-исторические обычаи семьи и народа, помогая приспосабливаться в мире вещей и отношений, которые пока еще не знакомы и не понятны ребенку.
Практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1-4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).
В настоящее время не существует единой теории, которая могла бы дать полную картину умственного развития ребенка в различные периоды. Поэтому для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей было проанализировано несколько теорий, которые влияют на периодизацию младшего школьного возраста [8, с. 125].
Л.С. Выготский основывал свою периодизацию психического развития ребенка на концепции ведущей деятельности. На каждой из стадий психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. Таким образом, другие виды деятельности не исчезают – они существуют, но существуют параллельно и не являются основными для психического развития [5, с. 194].
З. Фрейд в психоаналитической теории объяснил развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Дети проходят 5 ступеней психического развития; на каждой ступени интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст от 6 до 12 лет соответствует латентной стадии. Таким образом, у младших школьников уже сформированы все те личностные качества и варианты реагирования, которые они будут использовать на протяжении всей жизни. А в латентный период происходит «заточка» и укрепление его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период половой инстинкт якобы дремлет [25, с. 73].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Эмпирическое исследование личностных особенностей детей младшего школьного возраста
В рамках изучения вопросов психолого-педагогического просвещения родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста, было проведено эмпирическое исследование.
Цель исследования – изучить детско-родительские отношения в благополучных семьях и сравнить, какое оказывают влияние молодые семье и семьи более зрелого возраста на развитие личности ребенка.
Выборка исследования: исследовании принимало участие две группы испытуемых: 10 семейных пар (20 человек) в возрасте 20-27 лет, которые воспитывают 1 ребенка, а также 10 детей в возрасте 8-9 лет и вторая группа 10 пар (20 человек) в возрасте 30-35 лет, которые воспитывают 2-3 детей, а также 10 детей в возрасте 8-9 лет. В исследовании принимали участие благополучные полные семьи.
База исследования: ГУО «Средняя школа №44 города Бреста»
Для проведения эмпирического исследования, использованы следующие диагностические методики:
– Тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина;
– Методика «Лесенка» В.Г. Щур.
Изучим подробнее методики.
Тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина [19].
Цель – изучить родительское отношение к детям.
Методика включает в себя 61 вопрос, на который необходимо ответить «да» или «нет». По результатам исследования ответы делятся на следующие шкалы:
Принятие / отвержение ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший школьный возраст – это период накопления, усвоения знаний, период приобретения знаний, по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является важным условием интеллектуального развития. Особая внушительность, впечатлительность, направленность интеллектуальной деятельности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Эти свойства, в большинстве случаев, являются собственной положительной стороной, и в этой исключительной особенности этого возраста. Поэтому поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, развитию чувства личности.
Детско-родительские и внутрисемейные отношения – это главный фактор развития младшего школьника как личности. Успех воспитания в семье может быть обеспечен только в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития личности младшего школьника. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Основными условиями успеха в воспитании детей младшего школьного возраста в семье можно считать наличие гармоничной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Младший школьный возраст – это период интенсивного развития и качественной трансформации познавательных процессов: они начинают опосредованно становиться сознательными и произвольными. Младший школьник постепенно учится управлять вниманием, памятью и мышлением.
По результатам исследования установлено, что у молодых семей отмечается более низкий уровень привязанности, чем у семей в более зрелом возрасте. Так же молодые отцы менее готовы к сотрудничеству со своими детьми. Примечательно, что более взрослые семьи спокойнее относятся к неудачам своих детей, чем молодые семьи.
1. Батурин, И.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека / И.А. Батурин // Вопр. психологии. – 2004. – № 5. – 31 с.
2. Беличева, С.А. Типология детско-подростковой дезадаптации и стратегия диагностико-коррекционной работы / С.А. Беличева. // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. – М., 2008. – 324 с.
3. Божович, Е.Д. Психологическая служба в структуре педагогического процесса / Е.Д. Божович // Вопр. психологии. – 2006. – №2. – с. 57.
4. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. – М.:. Просвещение. – 2008. – 198 с.
5. Варга, А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. Психолого-педагогические проблемы общения и деятельности школьников / А.Я. Варга. – М.: Просвещение. – 2013. – 246 с.
6. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием / И.А. Васильев, М.Ш. Магомет-Эминов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. – 268 с.
7. Габай, Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Габай. – М.: Академия, 2008. – 240 с.
8. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо и др. ; под общ. ред. М.В. Гамезо. – М., 2006. – 272 с.
9. Голубева, Е.В. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. – 2009. – Т.6. – С. 25-34.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с.
11. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 576 с.
12. Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста / Д.Н. Исаев. – Спб.: СпецЛит, 2011. – 634 с.
13. Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. − М., 2005. – 245 с.
14. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: «Гардарики», 2005. – 320 с.
15. Котова, Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений: учебник / Е.В. Котова. – М., 2005. – 276 с.
16. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2006. –
464 с.
17. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / А.Н. Леонтьев. – М., 2006. – 314 с.
18. Лепешова, Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников: журнал «Школьный психолог» / Е. Лепешова. – Издательский дом «Первое сентября», № 9. – 2007. – С.45.
19. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.
20. Максимова, Н.Л. Особенности родительского отношения, в семьях с единственным ребенком // В мире научных открытий. – 2009. – № 3-1. – С. 130-132.
21. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, изд-е 2-е, 2005. – 192 с.
22. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М., 2006. – 265 с.
23. Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс / Е.Ф. Сивашинская. – Ч. I. – Минск: Жасскон, 2007. – 198 с.
24. Ткаченко, И.В. Психология семьи с основами семейного консультирования / И.В. Ткаченко. – М.: ООО «ЦИУМ и НЛ», 2009 – 282 с.
25. Шведовская, А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. – 2006. – №1. – С. 69-84.