ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ
ГЛАВА 3 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ МЕЖДУ ВЗЫСКАТЕЛЯМИ
ГЛАВА 4 АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ, СВЯЗАННОЙ С ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Реализация правовых норм в отношении граждан Республики Беларусь, иных физических и юридических лиц, чаще всего происходит тогда, когда они реализуются участниками правовых вопросов. В случае нарушения прав и интересов физических и юридических лиц, в случаях, определенных законом, а также при отсутствии уголовных правонарушений требуется правоприменительная деятельность уполномоченных органов. В этом случае действуют предусмотренные законом санкции в отношении лиц, которые совершают в отношении, причем властно, подтверждающие права и охраняемые законом интересы.
Правильное исполнение судебных решений является важным условием эффективного функционирования судебной системы Республики Беларусь. Неисполнение юридическими лицами судебных решений, вступивших в законную силу, свидетельствует об отсутствии государственной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Как бы ни была эффективна деятельность судов, если исполнительная процедура не совершенна, а их решения носят лишь замедленный характер.
В настоящее время можно говорить о новом этапе развития института исполнения судебных решений.
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы обусловлена тем, что с мая 2016 года система исполнительного производства претерпела некоторые изменения: вступают в силу законы «О судебных исполнителях» и «Об исполнительном производстве».
Принцип повышения эффективности исполнительного производства неразрывно связан с совершенствованием законодательства в сфере исполнительного производства. Эти законы способствуют упорядочению правоприменительной практики, а также расширению компетенции правоохранительных органов."
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В последние годы в Республике Беларусь был принят ряд прогрессивных законодательных актов, которые создают правовую основу для новых экономических отношений. Однако само по себе количество законов не является окончанием само по себе, потому что право, не обеспеченное возможностью исполнения, превращается в вымысел. Исполнение является наиболее важной областью правовой практики, которая отражает эффективность всего механизма правового регулирования и способность закона влиять на мотивацию и поведение человека. Несмотря на то, что он был подтвержден судебным или каким-либо другим действием гражданских судебных органов, право, не выраженное в действиях своих подданных, не существовало, отражая ненормальность такой фактической ситуации.
Проблема исполнения судебных и иных юрисдикционных актов приобретает особую значимость в связи с вопросом более широкого характера – об исполнении законов в целом и, как их частного случая – принудительного исполнения судебных актов. Судебные акты как индивидуальные регулирующие акты, которые являются результатом процесса, нуждаются в процедурных и процедурных формах реализации. Процесс осуществления судебных актов и актов других гражданских судебных органов должен не только обеспечить конечный результат, но и упорядочить его, чтобы гарантировать, что реализация таких действий происходит с минимальными юридическими, временными и материальными издержками соответствующих субъектов [2, c. 158].
Осуществление правосудия является заключительным и важным этапом хозяйственного процесса. Только тогда, когда должник добровольно исполняет решение суда или исполняется компетентными органами, нарушение субъективных прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан может быть по-настоящему защищено и восстановлено в судебном порядке.
ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНИЕ ИСПОЛЬНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ
Возбуждение исполнительного производства начинается с подачи в территориальный орган для подачи соответствующего заявления и заканчивается решением суда о возбуждении или отказе от исполнительного производства.
Для начала нужно подать заявление о возбуждении исполнительного производства. Оно должно быть подано в письменной форме и подписано взыскателем или представителем.
В заявлении должны быть указаны:
1) наименование органа принудительного исполнителя, подавшего заявление;
2) сведения о месте жительства (месте пребывания), расчетном (текущем) счете, местонахождении имущества должника, номере счета его плательщика, контактном телефоне и адресе электронной почты, если у взыскателя имеются такие сведения;
3) сведения о месте жительства (месте пребывания) или месте нахождения, расчетных (текущих) счетах взыскателя, на которые необходимо перечислять взыскиваемые суммы, его учетный номер плательщика, контактные телефоны, электронные адреса (при их наличии);
4) дата выдачи и количество исполнительных документов, представленных к исполнению, сведения о сумме, подлежащей взысканию, принятые меры по обеспечению иска, если таковые имеются, принимаются судебными органами;;
5) перечень прилагаемых к заявлению документов.
До начала исполнительного производства в отношении индивидуальных предпринимателей или юридических лиц взыскатель должен обратиться в банк с заявлением об уплате за безальтернативное удержание денежных средств со счета должника. Правило не применяется, если взыскателем является иностранный взыскатель, если должник не имеет банковского счета или если исполнительный документ выдается на основании требования, не связанного с взысканием денежных средств.
ГЛАВА 3 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ МЕЖДУ ВЗЫСКАТЕЛЯМИ
На данный момент мало выиграть суд, а чтобы получить судебные решения и исполнительные документы, нужно еще и взыскать долги. После принятия решения исполнительное производство является следующим шагом в решении этого вопроса.
Однако, поскольку взыскателей в отношении одного должника по исполнительным производствам могут быть большим числом, каждый из них стремится обеспечить, чтобы его запрос был выполнен в полном объеме и в кратчайшие сроки. Таким образом, формируется порядок погашения задолженности по исполнительным производствам, возложенным против одного должника в пользу ряда заявителей [1, c. 165].
При наличии нескольких взыскателей и недостаточности взысканных с должника денежных средств для удовлетворения требований всех исполнительных документов, возбужденных в отношении этого должника, то судебный исполнитель выносит постановление о распределении взысканных денежных средств, за исключением случаев, когда денежные средства передаются одним взыскателю.
Решение судебного исполнителя о распределении восстановленных средств отправляется сторонам исполнительного производства.
Не подлежат распределению денежные средства:
- взысканные на основании определения суда об обеспечении иска, постановления судебного исполнителя об обеспечении исполнения исполнительных документов, наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах должника, депозиты (вклады) банков и (или) небанковских кредитно-финансовых учреждений;
- в соответствии со статьей 46 Закона об исполнительном производстве счет погашения задолженности поступает в период добровольного исполнения исполнительных документов, предоставленных судебным исполнителем должнику;
ГЛАВА 4 АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ, СВЯЗАННОЙ С ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
С того момента, как был введен обновленный Закон Об исполнительном производстве, можно сказать, что в судебной практике возникают вопросы о возможности ограничения движения должников в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Ст. 60 Закона об исполнительном производстве закреплена возможность в качестве меры по обеспечению исполнения исполнительного документа временно ограничить должностных лиц должника – юридического лица в праве на выезд из Республики Беларусь.
Практика применения этой нормы показывает, что суд не использовал эту меру так активно. Стоит отметить, что в некоторых случаях заявки на реализацию этой меры даже не рассматривались.
Однако после разъяснений Верховного Суда Республики Беларусь от 11.07.2017 изменилась [13].
И экономические суды стали принимать подобные заявления.
Ситуация 1.
В рамках исполнительного производства по взыскании задолженности с частных предприятий перед физическими лицами взыскатель обратился в районный суд с заявлением об ограничении выезда директора должника за пределы Республики Беларусь.
В своем заявлении истец отметил, что с момента вступления исполнительного документа в законную силу до момента подачи заявления прошло более четырех месяцев. Руководители должника не приняли надлежащих мер по погашению взысканных в этот период долгов. Директор должника не привел никаких доводов или причин для длительного неисполнения своих обязательств по исполнительному документу, вступившему в законную силу. Администрация несет ответственность за четыре исполнительных производства в отношении должника, но с момента вступления исполнительного документа в законную силу должностные лица уклонялись от уплаты кредиторской задолженности и игнорировали требования исполнительного документа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исполнительные процедуры – это процедуры, предусмотренные законом для обеспечения соответствия действий судебных органов и предназначенные для обеспечения реальной защиты нарушенных или оспариваемых субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.
Судебные и иные акты являются важной сферой юридической практики, отражающей влияние права на потенциал человека. Невыполнение юридическими лицами требований органов управления означает, что отсутствует государство, защищающее права и интересы граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также само государство.
Со вступлением в силу 16 мая 2017 г. Закона «Об исполнительном производстве», произошёл ряд изменений в исполнительном производстве Республики Беларусь. Хотелось бы отметить некоторые из них:
1. Устанавливается единый срок для предъявления к исполнению исполнительных документов по экономическим делам – 3 года со дня вступления соответствующего судебного постановления в законную силу.
2. Наиболее эффективными и действенными на практике мерами по обеспечению исполнения исполнительного документа выступают, в частности:
- наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счете должника, банковские вклады(депозиты;
- приостановление расходных операций по банковским счетам должника;
- наложение ареста на имущество, принадлежащее должнику (транспортные средства, недвижимость).
В то же время меры, принимаемые для обеспечения осуществления имплементационного документа, являются в той мере, в какой это необходимо для удовлетворения требований, содержащихся в имплементационном документе.
1. Валеев, Д. Х. Исполнительное производство: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008, - 238 с.
2. Гальцов, В. С. Хозяйственный процесс: учеб. пособие / В. С. Гальцов. – Минск: Адукац. і вых., 2009. – 271 с.
3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 января 1999 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г.: в ред. от 17 июля 2020 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9900238//.
4. Гуреев, В.А., Гущин В.В. Исполнительное производство. Учебник для ВУЗов. М., 2009, – 359 с.
5. Жандаров, В.В. Хозяйственный процесс: курс лекций / В.В. Жандаров. – Минск: Амалфея, 2009. – 384 с.
6. Инструкция по исполнительному производству: утв. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / -Режим доступа: https://pravo.by/upload/docs/op/W21732023_1495486800.pdf /.
7. Исаенкова, О.В. Исполнительное производство. Краткий курс и практикум для студентов и судебных исполнителей. – М.: Ай Пи Эр Медиа, 2009. – 425 c.
8. Каменков, В.С. Хозяйственный процесс: учеб. пособие / В.С. Каменков. – Минск: Книжный дом, 2005. – 320 с.
9. Мартыненко, И. Э. Хозяйственный процесс: курс лекций / И.Э. Мартыненко. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 275 с.
10. О некоторых вопросах назначения на должность судебного исполнителя: Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 г. № 66 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21732002&p1=1/.
11. О судебных исполнителях: Закон Республики Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 440-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=H11600440/.
12. Об исполнительном производстве: Закон Республики Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 439-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11600439 /.
13. Разъяснения Верховного Суда Республики Беларусь от 11.07.2017 г. // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/.
14. Савченко, И.М., Исполнительное производство. 2-е изд., перераб, и доп. – М.: Проспект, 2010. – 232 с.
15. Тихиня, В.Г. Хозяйственный процесс: учеб.-метод. комплекс для студентов юридических специальностей / В.Г.Тихиня, Н.И.Ивуть – Минск: МИУ, 2008. – 346 с.
16. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в ред. от 17 июля 2020 г. // [Электронный ресурс] /. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=HK9800219/.
17. Чухвичев, Д.В. Исполнительное производство: учебное пособие для ВУЗов по специальности юриспруденция. М., 2008, – 475 с.
18. Шакарян, М.С., Гражданское процессуальное право: Учеб. – М.: ТК «Велби»; изд-во «Проспект», 2007. – 592 с.