Введение
1 Теоретические аспекты конфликтов во взаимоотношениях подростков
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2 Специфика сферы взаимоотношений в подростковом возрасте
1.3 Причины конфликтных взаимоотношений в подростковом возрасте
2 Эмпирическое исследование особенностей конфликтов во взаимоотношениях подростков из благополучных и неблагополучных семей
2.1 Организация и характеристика методов исследования
2.2 Результаты исследования и их интепретация
2.2.1 Анализ результатов исследования уровня конфликтности личности
2.2.2 Анализ результатов изучения стратегий поведений
2.2.3 Анализ результатов исследования стилей межличностных отношенений
2.3 Рекомендации по организации психолого-педагогической помощи подросткам из благополучных и неблагополучных семей с проявлениями конфликтного поведения во взаимоотношениях
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Согласно традиционным взглядам общественности подростковый возраст является самым трудным в педагогическом и психологическом отношении. В данной возрастной категории возникают проблемные ситуации во взаимоотношениях со взрослыми, конфликты с учителями, сверстниками, возникают вопросы познания себя как индивида, не зависящего от родителей. Одной из наиболее острых проблем современной школы является формирование навыков общения у подростков, которое часто вступает в противоречие с их возрастающей потребностью в самоопределении. В настоящее время психологов и педагогов тревожит тот факт, что межличностное общение отходит на второй план, субъекты социального взаимодействия в реальном мире теряют свою привлекательность для школьников, а в случаях реального взаимодействия часто возникают конфликты. В этом случае происходит нарушение процессов социализации подростков, перестраивается характер самих взаимоотношений детей подросткового возраста. Межличностные отношения, по утверждению таких исследователей, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, О.В. Обухова, В.В. Столин и многих других, являются отправной точной формирования личности человека и становления его «социальности».
Общение подростков – это форма их взаимодействия между собой, которая рассматривается как особый психологический и педагогический феномен с точки зрения межличностных взаимоотношений. Проблему общения в подростковом возрасте исследовали В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Е.О. Смирнова, Д.И. Фельдштейн и др. авторами отмечается, что вступление ребенка в процесс общения со сверстниками позволяет ему реализовать себя как личность, сформировать необходимые коммуникативные навыки.
Такими исследователями, как Д.В. Колесов, Т.Д. Марцинковская, А.П. Новгородцева, К.Н. Поливанова, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин всесторонне рассматривались особенности подросткового возраста, изучалась специфика протекания подросткового кризиса.
И.В. Дубровина, исследуя особенности подросткового возраста, отмечала, что в социальной ситуации развития подростка постепенно появляется новый компонент – автономность, отчуждение от обычного окружения, что проявляется в особенностях поведения, характере общения, содержании деятельности и внутренних переживаниях. Подростковый кризис характеризуется проявлениями негативизма, агрессивности, тревоги, беспокойства, дисгармоничности чувств, снижением работоспособности, пессимистичным настроением.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Исследователями рассматривается подростковый возраст как период перехода от детства к взрослости, который характеризуется противоречивостью и острым протеканием. Подростковый возраст у разных педагогов и психологов имеет свои границы. Так, возрастные рамки данного периода от 12 до 16 лет. К.Н. Поливанова отмечает такие признаки кризиса подросткового возраста: негативные проявления личности подростка, дисгармоничность личностных качеств, резкая смена интересов подростка, наличие протестного поведения по отношению к взрослым [14, с. 79].
Данный период во многих отношениях является и благоприятным – все более возрастает самостоятельность ребенка, отношения с другими людьми становятся все более сложными и содержательными, появляются различные виды деятельности, расширяющие сферу познавательных интересов подростка.
По мнению Д.Б. Эльконина, основной признак переходного возраста – это проявление у подростков чувства взрослости, независимости, самостоятельности. Это проявляется в том, что старший подросток начинает настойчиво требовать от окружающих отношения к нему как ко взрослому человеку [25, с. 39].
Важность подросткового возраста состоит в возникновении такого новообразования как личностное самоопределение, которое зарождается в младшем подростковом возрасте, а к концу старшего подросткового возраста проявляется в умении подростка сделать выбор и нести за него ответственность. Подросток испытывает сильное желание стать взрослым, но в то же время проявляет инфантильность, что определяет многие особенности его поведения: импульсивность, попытки проявить независимость, легкая переключаемость, незрелость волевых процессов. Именно нахождение подростка в положении между взрослым и ребенком характеризует специфику его социальной ситуации развития, когда ребенок стремится избавиться от родительской опеки путем возникновения нового качества отношений с родителями [16, с. 91]. Подросток стремится отстоять свое мнение, пытается проявлять право голоса, свою автономность, не стараясь отделиться от родителей, а, наоборот, находится в поиске таких форм взаимоотношений, которые бы помогли ему проявить свою «взрослость». В подростковом возрасте начинается переоценка ребенком всего, что его окружает – отношения с родителями, школа, ровесники.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ ИЗ БЛАГОПОЛУЧНЫХ И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
2.1 Организация и характеристика методов исследования
Исследование проходило на базе ГУО «Средняя школа № 2 г. Береза». В исследовании приняли участие 60 учащихся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 30 подростков из благополучных семей и 30 подростков из неблагополучных семей.
Цель исследования: выявить особенности конфликтов во взаимоотношениях подростков из благополучных и неблагополучных семей.
Задачи эмпирического исследования:
1. Установить и сравнить уровень конфликтности личности подростков из благополучных и неблагополучных семей.
2. Изучить стратегии поведения подростков из благополучных и неблагополучных семей в конфликтных ситуациях.
3. Выявить стили межличностных отношений у подростков из благополучных и неблагополучных семей.
4. Разработать рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи подросткам с конфликтным поведением во взаимоотношениях.
Методы исследования:
1. Тест «Самооценка конфликтности» С.А. Емельянова.
Назначение методики: определение уровня конфликтности личности.
С помощью теста можно выявить высокую, выраженную, слабую, не выраженную конфликтность, а также ее отсутствие.
Опросник включает 10 утверждений. Испытуемому предлагается оценить 10 противоположных свойств, проявляющихся в конфликтной ситуации по 7-балльной шкале.
Обработка результатов. Подсчитывается коэффициент конфликтности по формуле: сумма баллов / 70 *100%
Интерпретация результатов:
86-10 % – высокая конфликтность. Индивид сам ищет повод для споров и конфликтов.
76-85% – выраженная конфликтность. Индивид настойчиво отстаивает свое мнение, даже если это может испортить его отношения с окружающими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что социальная ситуация развития подростка, смена ведущего вида деятельности, появление новообразований становятся факторами, участвующими в становлении его эмоциональной сферы. Подростковый возраст отличается эмоциональной возбудимостью, наличием резких перепадов настроения, часто наблюдаются проявления агрессии, гнева. Развитие самосознания и рефлексии делают этот возраст гибким по отношению к собственной эмоциональной регуляции: подростку в определенной степени доступен контроль эмоций, управление эмоциональным состоянием. Данные особенности определяют организацию психологического пространства личности подростка. Важным теоретическим выводом для нашего исследования является обобщение особенностей общения и сферы эмоций, присущих подростковому возрасту: высокий уровень потребности в общении, становление эмоциональной направленности, высокий уровень общей эмоциональности; низкая способность к регуляции и контролю эмоционального состояния как своего, так и других людей, склонность к импульсивным поступкам.
Потребность в общении проявляется у подростков в активном проявлении интереса к сверстникам, вступлении в неформальные группы, в стремлении к лидерству. Нередко неудовлетворенная потребность в общении проявляется в агрессивности и конфликтности. Конфликтные взаимоотношения подростков отражают нарушение межличностных отношений, что выражается в скрытом или открытом противостоянии, борьбе интересов, мнений. Проявляются конфликты в ссорах, оскорблениях, упреках, нарушении общения. Предпосылками возникновения конфликтных взаимоотношений становятся нарушение процесса общения, непонимание или нежелание учитывать потребности другого человека, использование его в качестве объекта эмоциональной разрядки.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что подростки из неблагополучных и благополучных семей обладают различным уровнем конфликтности. Большая часть подростков из неблагополучных семей характеризуются выраженной конфликтностью – они отличаются настойчивостью, отстаивают свое мнение, даже если это может испортить его отношения с другими людьми. Подростки и благополучных семей преимущественно характеризуются не выраженной конфликтностью – они отличаются тактичностью, а если и приходиться вступать в конфликтную ситуацию, то они всегда учитывают, как это повлияет на взаимоотношения с окружающими.
Установлено, что подростки из неблагополучных и благополучных семей предпочитают выбирать различные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков : учеб. пособие / В. А. Аверин. – 2-е изд. – СПб., 1998. – 459 с.
2. Волков, Б. С. Психология подростка / Б. С. Волков. – М. : Айрис-пресс. 2005. – 308 с.
3. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. – М. : Педагогика, 1987. – С. 35–37.
4. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
5. Ильин, Е. П. Межличностное взаимодействие / Е. П Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 502 с.
6. Колесов, Д.В. Современный подросток. Взросление и пол / Д.В. Колесов. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 2003. – 198 с.
7. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – Минск: Тетра-Системс, 2000. – 350 с.
8. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1989. – 378 с.
9. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков /П. Лафренье. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 250 с.
10. Марцинковская, Т.Д. Проблема позитивной социализации в современном мультикультурном мире / Т.Д. Марцинковская, Е.А. Киселева // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39, № 3. – С. 79–89.
11. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.:Академия, 2004. – 456 с.
12. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н. И. Никитина. – М. : Владос, 2005. – 399 с.
13. Новгородцева, А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А.П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 3. – С. 38–50.
14. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – 184 с.
15. Попова, Н.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии / Н.В. Попова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
16. Реан, А. А. Психология подростка. / Под редакцией А.А. Реана. – СПб. : Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.
17. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. / Х. Ремшмидт. – М. : Мир, 1994. – 320 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
19. Сластенин, В. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесникова. – М.: Академия, 2006. – 282 с.
20. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие / сост. Е.О. Бурачевская, Н. Ю. Скороходова. – Петрозаводск, 2011. – 101 с.
21. Столин, В. В. Самосознание личности. / В. В. Столин. – М.: Московский Университет, 1983. – 284 с.
22. Тарабакина, Л.В. Эмоции подростка и их воспитание / Л.В. Тарабакина. // Наука и школа. – 2012. – № 5. – С.137–141.
23. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
24. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии. – 2002. – 339 с.
25. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с.