ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1.1 Тема, идея, художественные особенности литературного произведения
1.2 Анализ художественного произведения
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
2. ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА М. ОНДАТЖЕ «АНГЛИЙСКИЙ ПАЦИЕНТ»
2.1 Основные этапы жизни и творческого пути М. Ондатже
2.2 Анализ сюжетной композиции и образа героев в романе М. Ондатже «Английский пациент»
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Майкл Ондатже – один из ведущих современных англоканадских прозаиков и поэтов, чье творчество получило высокие оценки критиков и пользуется успехом у широкой читательской аудитории. Международную популярность и известность ему принес роман «Английский пациент», удостоившийся первой в истории канадской литературы Букеровской премии.
Первые прозаические произведения М. Ондатже относятся к эстетике постмодернизма и отличаются определенным принципиальным вниманием к процессу художественного письма, размыванием границы между историческим фактом и творческим воображением, наряду с произведениями мировой литературы, таких диаметрально противоположных источников как нехудожественные документы и мифология массовой культуры.
Несмотря на благоприятные отзывы критиков, первые произведения писателя принесли ему обвинения в отсутствии якобы столь важного для канадского писателя культурного патриотизма. И, хотя М. Ондатже возражает против причисления себя к «этническим» писателям, его романы стали своеобразным ответом на критические замечания и могут рассматриваться в контексте постколониализма.
Роман «Английский пациент» – роман канадского писателя и поэта Майкла Ондатже, впервые опубликованный в 1992 году. Книга повествует о четырех разных людях, оказавшихся вместе на итальянской вилле во время Итальянской кампании времен Второй мировой войны.
Исследованиями в области изучения проблематики и художественных особенностей творчества М. Ондатже, занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких, как П.С. Ежов, С.Н. Филюшкина, и т.д.
1. ТЕМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1.1 Тема, идея, художественные особенности литературного произведения
В любом художественном произведении отражается реальная действительность. При рассмотрении определенного произведения обязательным является сравнение данных литературного произведения и действий, происходящих в действительности.
Тема и идея являются наиболее важными компонентами содержания. Термин «тема» часто используется в разных значениях. Слово «тема» имеет греческое происхождение; на языке Платона оно означает положение, основание. В литературоведении тема чаще всего используется для обозначения предмета. Тема скрепляет все части художественного текста, придавая смыслам отдельных его элементов единство. Тема – это все то, что стало предметом представления, оценки, познания. Это общий смысл содержания [2, с.33].
O. Федотов в своем учебнике по литературоведению определяет категорию темы следующим образом: «Тема – это явление или предмет, выбранный, осмысленный и воспроизведенный определенными художественными средствами. Тема проходит через все образы, эпизоды и сцены, обеспечивая единство действия» [19, с.123].
В произведении одна тема может доминировать, подчинять себе все содержание, всю композицию текста, эта тема называется главной или ведущей темой. Эта тема является основным содержательным моментом произведения.
2. ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА М. ОНДАТЖЕ «АНГЛИЙСКИЙ ПАЦИЕНТ»
2.1 Основные этапы жизни и творческого пути М. Ондатже
Майкл Ондатже – один из ведущих современных англо-канадских писателей, первый канадец, удостоенный Букеровской премии за роман «Английский пациент». Ондатже родился в 1943 году на острове Цейлон (ныне Шри-Ланка) в семье, принадлежащей к потомственной колониальной аристократии. Получив среднее образование в Англии, будущий писатель в 1962 году переехал в Канаду.
Родословная семьи Ондатже, принадлежащей к колониальной элите цейлонского общества, восходит к началу 17 века и включает в себя несколько поколений высокопоставленных государственных служащих и богатых плантаторов. Переломным моментом в судьбе семьи является 1948 год, когда Цейлон получил независимость от Великобритании.
Нестабильная политическая ситуация и резкий спад продаж колониальных товаров, главным заказчиком которых была бывшая метрополия, привели к тому, что обеднели многие дома цейлонской аристократии, в том числе и семья Ондатже. Ситуация усугублялась прогрессирующим алкоголизмом главы семьи и его неспособностью вести бизнес. После развода родителей М. Ондатже был отправлен на учебу в Англию [16, с.32].
Получив среднее образование в престижной британской школе, Ондатже по настоянию старшего брата Кристофера переезжает в Канаду, где впоследствии он становится крупным финансистом и книгоиздателем. В университете будущий писатель изучает особенности истории и филологии, которые помогают формироваться основным писательским качествам Ондатже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что тема является основополагающей характеристикой любого художественного произведения и содержит в себе определенный смысл. Идея соотносится с темой и определяется как основное положение художественного произведения. Мы определили, что основными художественными средствами являются такие как применение троп и иных художественных приемов.
Анализ художественного произведения подразделяется на такие виды как филологический, стилистический, лингвистический, литературных. Общая схема анализа подразумевает наличие таких особенностей как определение тематики, идеи, художественных особенностей произведения, структуру художественного образа и эмоциональный тон.
Мы определили, что жизненный и творческий путь М. Ондатже довольно неоднозначен, что определяется важнейшими петициями и жизненными коллизиями самого автора. Его первые работы были постмодернистскими и были направлены на оценку социально-политической ситуации в стране, как части его отделения от Канады. Мы определили, что творческое развитие писателя не противоречит идее общества и блага простых людей.
Роман «Английский пациент», безусловно, можно отнести к постколониальной литературе и в то же время, как и любое другое важное произведение искусства, оно не вписывается в рамки политкорректной пост колониальной критики.
Его вполне можно интерпретировать как постмодернистское произведение, как опыт магического реализма или как мифопоэтический эксперимент, продолжающий традицию Дж. Джойса, Т. С. Элиота, Э. Паунда, чье творчество является частью богатого литературного опыта. Данный роман сочетает в себе несколько жанровых ветвей, среди которых можно отметить такие как любовная, детективная, приключенческая и т.д.
1. Александрович, Н. В. Концептосфера художественного произведения и средства ее объективации в переводе / Н.В. Александрович. – М.: Флинта, 2009. – 184 c.
2. Бахтин, М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. – М. – 2015. – №11. – С.11-22
3. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. — М.: Академия, 2005. – 257 с.
4. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. — М.: Академия, 2008. – 278 с.
5. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. — М.: Академия, 2006. – 247 с.
6. Гачев, Г.Д. Содержательность художественной формы / Г.Д. Гачев. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
7. Гиршман, М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа / М.М. Гиршман. – М.: Академия, 2011. – 241 с.
8. Гиршман, М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. / М.М. Гиршман. — М.: Академия, 2013. – 256 с.
9. Ежов, П. С. Художественное своеобразие прозы М. Ондатже: эволюция творчества / П.С. Ежов. – Н. Новогород, 2013. – 208 с.
10. Елеонский, С. Ф. Изучение творческой истории художественных произведений / С.Ф. Елеонский. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2018. – 304 c.
11. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. — М.: Академия, 2008. – 245 с.
12. Женетт, Ж Фигуры / Ж. Женетт. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2008. – 258 с.
13. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В.М. Жирмунский. — Л.: Академия, 2007. – 254 с.
14. Калачева, С.В. Методика анализа сюжета и композиции литературного произведения / С.В. Калачева. – М.: Академия, 2013. – 278 с.
15. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения / Б.О. Корман — Л.: Леон, 2012. – 245 с.
16. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. — М.: Академия, 2012. – 147 с.
17. Новиков, А. А. Художественный текст и его анализ / А.А. Новиков. — М.: Академия, 2007. – 265 с.
18. Ондатже, М. Английский пациент / пер. с англ. Н. Кротовской. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. – 320 с.
19. Федотов, О. И. Введение в литературоведение / О.И. Федотов. – М.: Академия, 2008. – 258 с.
20. Филюшкина, С. Н. Повествовательные стратегии и проблема авторской позиции в романе Майкла Ондатже «Английский пациент» // Память и нарратив: сб. ст. / под ред. С. Н. Филюшкиной, Д. А. Чугунова. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2012. – С. 68-75.
21. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М.: Академия, 2009. – 265 с.
22. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism // History, Theory, Fiction. – New York and London: Taylor & Francis e-Library, 2004. – 268 p.
23. Lobnik M. Echoes of the Past: Nomad Memory in Michael Ondaatje's The English Patient // South Atlantic Review. – Vol. 72. – № 4 (Fall 2007) – P. 72-108.
24. Novak A. Textual hauntings: narrating history, memory, and silence in «The English Patient» // Studies in the Novel. – Vol. 36. – № 2 (summer 2004). – P. 206-231.
25. Ondaatje M. The English Patient / M. Ondaatje – L.: Picador, 1993. – 307 p.
26. Pavel Th. The Borders of Fiction // Poetics Today. – Vol. 4. – № 1 (1983). – P. 83-88.