ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ
1.1 Генезис идеи правового государства
1.2 Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Принципы правового государства и их реализация
2.2 Принципы правового государства как основа деятельности системы органов государственной власти
2.3 Разделение властей как основной принцип правового государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Идея верховенства права является наиболее перспективной национальной правовой идеей, занимавшей мыслителей прошлого. Даже сейчас еще много говорят о верховенстве права, об установлении верховенства права в Беларуси и за рубежом, но, похоже, не все понимают, что включает в себя это понятие, на чем оно основано и какова его история.
Идея правового государства распространяется на все сферы жизни общества, вовлекая в нее каждого члена общества.
Когда мы говорим о правовом государстве в Республике Беларусь, мы не можем сказать, что мы достигли идеала, потому что многие принципы не были полностью реализованы и есть пробелы в установлении верховенства права в политической, социально-экономической, духовной и культурной сферах в Республике Беларусь.
Актуальность этой работы зависит от необходимости поиска путей содействия развитию белорусского общества и от необходимости более четкого понимания того, что лежит в основе концепции правового государства как политической цели.
Правовое государство означает государство, власть которого основана на законе, ограничена законом и обеспечивается законом. Еще в древности, за много веков до нашего времени, на ранних этапах развития человечества, существовали некоторые представления о государстве как об организации, осуществляющей свою деятельность на правовой основе. Идея построения правового государства вдохновляет умы мыслителей, и она связана с поиском совершенных и справедливых форм общественной жизни против авторитарного правления и авторитаризма.
Остаются нерешенными такие вопросы, как формирование и развитие правового государства, его основных принципов и взаимоотношений государства и общества. Сегодня усилия государств объединиться на основе взаимодействия и взаимного уважения, чтобы стать единым глобальным обществом, еще больше усилили интерес к проблеме правового государства. Развитие общих ценностей для всех и для всех народов в целом, признание достижений цивилизации станут основой процесса реализации.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования правового государства, а также принципов его становления.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ
1.1 Генезис идеи правового государства
Различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались давно. Уже в древности мыслители начинают рассуждать о концепциях, принципах, формах для установления надлежащих взаимосвязей и согласованного взаимодействия человека, права и власти.
Учёные древности придерживались мнения о том, что наиболее эффективна, разумна, истинна та политическая модель при которой закон общеобязателен и для граждан, и для самого государства. Генезис понятия правовой государственности проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений.
В античном мире довольно быстро началось отделение законотворческих и судебных функций от жреческих, произошло изменение сознания, а сам принцип всеобщности, деперсонофицированнности, и обязательности укрепился в правопонимании как базовый Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других государств Древнего мира. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества той эпохи [25, с.114].
Античное правопонимание строилось на противопостановлении закона как упорядоченности беззаконию, как беспорядку и анархии. В окончательном виде было сформулировано Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.),а начинало развитие данная идея уже с Гераклита [25, с.117].
Затем Цицероном был сформулирован такой правовой принцип при котором закон охватывает всех граждан, его действие распространяется на всех. Значимым оказалось разработанное им положение, в соответствии, с которым закон не всегда должен принуждать насильственно, ему должно быть присуще стремление убеждать; выдвигавшиеся им призывы к гуманности, законосообразности, к стремлению быть свободным и справедливости, за отношение государства к свободным гражданам и даже рабам.
ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Принципы правового государства и их реализация
Процесс развития современной концепции правового государства прошел долгий путь. С древнейших времен величайшие мыслители, анализируя различные аспекты общественной жизни, пытались выяснить суть ее справедливого устройства. Результатом этого явилось возникновение идеи о том, что право, которое поддерживается и устанавливается публичной властью, обладает определенной властной силой, т.е. становится законом, обязательным для всех.
Развитие идеи правового государства привело к формированию отдельных качественных характеристик (принципов) правовой государственности. Основными из них являются:
– защита прав и свобод человека и гражданина, ограничение правом государственной власти;
– осуществление государственной власти по принципу разделения властей;
– верховенство закона;
– взаимная ответственность государства и личности;
– наличие гражданского общества и др. [4, с.133]
Формирование правового государства предполагает возникновение определенных преобразований, это может быть и появление новых правовых институтов, и изменение взаимоотношений между человеком и властью и др. Для возникновения таких преобразований необходима определенная законодательная база. Формирование и развитие правового государства обусловлено объективными потребностями общественного и политического развития.
И вполне закономерно, что основные идеи и ценности правовой государственности получили свое признание в Конституции Республики Беларусь 1994 года [16]. Конституционная модель правового государства – эта та основа, которая формирует основные направления и пути построения правового государства.
Важно отметить, что Республика Беларусь, как и любая другая страна, к построению правовой государственности идет своими социально-экономическими, политико-правовыми, культурными и духовными путями, используя свои конструкции и формы правовой организации государства [22, с. 155].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Согласно действующей Конституции, Республика Беларусь является правовым государством. Однако содержание Основного закона не в полной мере соответствует реальной ситуации в Беларуси, как показывает анализ социально-политической, социально-экономической и духовно-культурной сфер.
Правовое государство – это очень сложный и многоплановый феномен развития. В процессе общественного прогресса она приобретала новые атрибуты, наполнялась новым содержанием, соответствующим конкретным условиям и уровням развития общества.
Идея правового государства восходит к глубокой древности. Конечно, процесс формирования этой концепции правового государства далек от завершения. Но, тем не менее, начало было очень обнадеживающим. Стоит отметить, что средневековье, давшее множество примеров развития человеческого разума, не создало необходимых условий для развития права и правового понимания. В целом концепция права в то время основывалась на противопоставлении позитивного права и естественного права.
С конца 1980-х годов идея верховенства права была возрождена, и идея правового государства вступила в новую стадию развития. В современном понимании правового государства основное внимание уделяется общечеловеческим ценностям, формирующимся в процессе долгосрочного развития государства и общества.
Идея правового государства неразрывно связано с принципами разделения властей, верховенства права, гарантирования прав и свобод человека и гражданина, общей ответственности государства и личности. Эти основные идеи в целом определяют идеальную структуру (модель) государства, которое можно назвать правовым.
В результате разделения властей правовое государство организуется и функционирует законным образом: государственные институты действуют в пределах своей компетенции, не подменяя друг друга; во взаимоотношениях между государственными институтами, осуществляющими законодательную, исполнительную и судебную власть, устанавливаются взаимный контроль, равновесие и сбалансированность.
1. Абашмадзе, В. Учение о разделении государственной власти и его критика / В. АБашмадзе. – Тбилиси, 1972. – 264 с.
2. Абдулаев, М.И. Проблемы теории государства и права: учебник / М.И. Абдулаев. – СПб.: Питер, 2015. – 576 с.
3. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник для вузов / С.С. Алексеев, С.И. Архипов. – М.: Норма, 2015. – 496 с.
4. Антонова, Е. Г. Принципы построения правового государства : диссертация кандидата юридических наук / Е.Г. Антонова. – М., 2014. 314 с.
5. Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник / В.К. Бабаев. – М.: Юристъ, 2017. – 592 с.
6. Бойцова, В. В. Правовое государство - гарантия реализации прав и свобод граждан / В.В. Бойцова. – М.: Вестник МГУ, 2013. – 265 с.
7. Василевич, Г.А. Общая теория государства и права : учеб. пособие для сред. спец. образования / Г.А. Василевич [и др.]. - Мн.: Кн. Дом, 2016. - 320 с.
8. Васильев, А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права / А.М. Васильев. – М., 2016. – 211 с.
9. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2014. – 528 с.
10. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права : учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. – М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2017. – 656 с.
11. Глыбовская, Н.А, Общая теория права : учеб.-метод. комплекс для вузов / Н.А. Глыбовская, С.А. Трахименок. – Мн.: Мин. ин-т упр., 2014. – 207 с.
12. Горбаток, Н.А. Общая теория государства и права : практ. пособие / Н.А. Горбаток. – Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2018. – 208 с.
13. Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов: ТГТУ, 2019. – 304 с.
14. Дробязко, С. Г. Общая теория права : учеб. пособие для вузов / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. – 6-е изд., испр. – Мн.: Амалфея, 2017. – 496 с.
15. Еллинек, Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек. – СПб. : Юрид. центр Пресс, 2016. – 752 с.
16. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
17. Корельский, В.М. Тeopия гoсyдaрcтвa и прaвa: учeбник / В.М. Корельский, В.Д. Перевалова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 546 с.
18. Лебедев, А. Ф. Общая теория права : учеб. пособие для студ. вузов / А. Ф. Лебедев. – Минск: Издательство Гревцова, 2016. – 304 с.
19. Любашиц, В.Я. Теория государства и права / В.Я. Любашиц. – Ростов-на-Дону: МАРТ, 2018. – 200 с.
20. Мазарчук, Д.В. Общая теория государства и права: ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2015. – 144 с.
21. Мишель, А. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий / А. Мишель. – М. : Территория будущего, 2018. – 536 с.
22. Нерсесянц, В.С. Теория государства и права / В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА, 2015. – 272 с.
23. Пиголкин, А.С. Общая теория права: учебник для юридических вузов / А.С. Пиголкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2018. – 384 с.
24. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы / В.Н. Протасов. – М.: Новый Юрист, 2019. – 240 с.
25. Пугачев, А.Н. Общая теория права : учеб.-метод. комплекс / А.Н. Пугачев. – Новополоцк: Полоц. гос. ун-т, 2017. – 424 с.
26. Рассолов, М.М. Теория государства и права: учеб. / М.М. Рассолов, В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев. – М., 2016. – 300 с.