ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ТРУД ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИН И РАБОТНИКОВ, ИМЕЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ И ПРЕКРАЩЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
3.1 Гарантии при заключении трудового договора
3.2 Гарантии при прекращении трудового договора
3.3 Продление трудовых договоров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Республики Беларусь закрепляет качественно новый уровень отношений между личностью и государством – демократическое социальное правовое государство, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. По своей сути социальное государство призвано проводить экономическую и социальную политику, направленную на обеспечение благополучия всех граждан и поддержание социально незащищенных групп населения, на утверждение социального равенства и социальной справедливости.
Конституцией Республики Беларусь каждому гарантировано право на труд посредством выбора профессии, рода деятельности, а также Конституция гарантирует каждому право на безопасные условия труда.
Труд – это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, который осуществляется (управляется) человеком. Категории работников абсолютно разные, что обуславливает необходимость создания особых условий труда для отдельных категорий работников.
В Республике Беларусь законодательство о труде предусматривает защиту женщин в связи с их физиологической особенностью, предоставляя им и работникам, имеющим семейные обязанности определенные льготы и наделяя их некоторыми правами.
Правовое регулирование вопросов, связанных с регулированием труда женщин и работников, имеющих семейные обязанности осуществляется в соответствии с нормами гл. 19 Трудового Кодекса (далее - ТК) Республики Беларусь, другими актами законодательства, учредительными документами, коллективным договором и трудовым договором [16].
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день наблюдается тенденция роста женщин и лиц, имеющих семейные обязанности.
В международно-правовых документах говорится, что семья является естественной и основной ячейкой общества, которой должна предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ней лежит ответственность о несамостоятельных детях и их воспитании.
Многое делалось и делается на законодательном уровне для создания оптимальных условий, позволяющих сочетать семейные обязанности с работой. О важности вопросов положения женщин-матерей в обществе, свидетельствует выделение их в самостоятельный предмет международно-правового сотрудничества государств в рамках международно-правовой отрасли – международная защита прав человека.
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ТРУД ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В первые годы после Великой Социалистической Октябрьской революции основным направлением движения за равноправие мужчин и женщин было установление правового равенства в семейных и трудовых отношениях путем экономической эмансипации женщин и создания системы социального обеспечения работающих женщин.
Советское государство отменило прежнее дискриминационное законодательство в отношении женщин, предоставило им равные с мужчинами права и открыло доступ к образованию. Государство признает свою ответственность за заботу о матерях и детях. В декабре 1917 года был создан специальный отдел по охране материнства и младенчества.
Для женщин и подростков в возрасте до 18 лет, а также тех, кто занимается родами во вредных условиях труда, рабочий день сокращается до 6 часов.
Увольнение допускается только в результате ликвидации предприятия полностью или частично, в случае явной непригодности работника, истечения срока временного приостановления работы более чем на один месяц, определенного в установленном порядке, и, наконец, по заявлению работника.
Таким образом, трудовое законодательство БССР в 1922 г. устанавливало квоты на увольнение женщин при сокращении штатов, за беременными женщинами и одинокими матерями с детьми до одного года закреплялось преимущественное право сохранения рабочего места. Конституция БССР 1937 г. законодательно закрепляла равенство прав мужчин и женщин во всех сферах жизни и деятельности [1].
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства» оплачиваемый отпуск по беременности и родам работающим женщинам был установлен с 63 до 77 календарных дней [11].
В 1956 году был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1956 г. продолжительность декретного отпуска увеличивалась до 112 календарных дней (56 дней до родов и 56 дней после) с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию [12].
Постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по замене женского труда на подземных работах и в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений» от 13 июля 1957 г. вводился запрет на применение женского труда в данной отрасли промышленности [4].
В 1960-е годы эксперты обратили внимание на снижение рождаемости в стране, чрезмерную загруженность женщин в народном хозяйстве и в сферах повседневной жизни, и, как следствие, ухудшение состояния здоровья самих женщин и нового поколения. К числу специфических женских проблем стали относиться увеличение числа разводов и рост детской безнадзорности.
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИН И РАБОТНИКОВ, ИМЕЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Как уже говорилось, белорусское государство гарантирует каждому право на труд, что является наиболее ценным способом самоутверждения.
Сегодня число работающих женщин растет.
Легальный статус занятости женщин и лиц с семейными обязанностями аналогичен статусу обычных работников. Давайте рассмотрим эти категории сотрудников.
Итак, женщины как работники в целом не могут быть привлечены к ряду работ. Ст. 262 ТК установлено, что привлечение к труду женщин запрещается:
- на тяжелых работах;
- на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на подземных работах, за исключением некоторых подземных работ, а именно нефизических или же работ по санитарному и бытовому обслуживанию);
- к выполнению работ, которые связаны с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих для них предельные нормы.
Самые высокие стандарты для женщин по подъему и перемещению тяжелых предметов устанавливаются вручную государственной администрацией Республики, которая реализует государственную политику в области здравоохранения [16].
Физиологические особенности женщины и ее репродуктивная функция не могут не накладывать отпечаток на объем ее прав в процессе трудовой деятельности. Это связано с ограничениями, предусмотренными нашим трудовым и социальным законодательством на выполнение тяжелых работ, подъем тяжелых грузов и другие льготы и стимулы [14].
На сегодняшний день в Беларуси действует постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 35 «Об установлении списка тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин». В соответствии с ним к таковым работам относятся:
- по разборке зданий и сооружений, бетонных и железобетонных конструкций;
- по ремонту асфальтобетонных покрытий дорог вручную;
- по утилизации обычных видов боеприпасов;
- по управлению автодорожными строительными, железнодорожно-строительными и общестроительными машинами и их техническому обслуживанию и др. [24].
Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную установлены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 133 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную» [13].
ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ И ПРЕКРАЩЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
3.1 Гарантии при заключении трудового договора
Учитывая социально-экономическое положение нашего общества, законодатели Трудового кодекса выделили несколько категорий работников, требующих повышенной социальной и правовой защиты. Для любого человека, беременные работники попадают в «категорию риска» - на всех этапах трудовых отношений-от приема на работу до сохранения места работы (места нахождения) во время декретного отпуска не новость.
В то же время трудовое законодательство Республики Беларусь предусматривает и гарантирует не только права женщин, но и дополнительные льготы и гарантии, направленные на охрану здоровья и деторождения женщин.
Расторжение трудового договора (контракта) с работником возможно по основаниям, предусмотренным ТК Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с последующими изменениями (далее — Декрет № 29) [3].
В соответствии с частью первой ст.268 ТК Республики Беларусь запрещается отказывать женщинам в заключение трудового договора и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до 3 лет, а одиноким матерям - с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка инвалида – до 18 лет).
Если наниматель отказывается заключать трудовые договоры с этими категориями женщин, он обязан письменно уведомить их об этом. Согласно части второй статьи 16 Трудового кодекса, письменный отказ должен быть дан не позднее чем через три дня после обращения. Этот период исчисляется календарными днями. В этом случае отказ от заключения трудового договора может быть обжалован в суд.
Если наниматель в нарушение закона не отказывается от заключения трудового договора в письменной форме, то, например, беременная женщина имеет право обратиться в суд со дня истечения трехдневного срока, но не позднее 3 месяцев. В случаях, когда признается, что отказ в приеме на работу является незаконным, суд выносит решение, обязывающее нанимателя заключить трудовой договор и установить срок исполнения решения.
Для исполнения решения суда наниматель обязан заключить трудовой договор с того дня, когда, например, мать-одиночка делает нанимателю предложение заключить трудовой договор.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из анализа ТК Республики Беларусь можно прийти к выводу, что в его статьях довольно детально изложены особенности регулирования труда женщин на производстве.
На сегодняшний день количество женщин-работников все боле увеличивается.
Правовой трудовой статус женщин и лиц, имеющих семейные обязанности, аналогичен правовому статусу работников в целом.
Трудовое законодательство Республики Беларусь предоставляет беременным женщинам, женщинам с грудными детьми и лицам с семейными обязанностями следующие основные права:
а) на отпуск по беременности и родам продолжительностью не менее 126 дней, включая период послеродового отпуска;
б) в период отпуска по беременности и родам на получение денежного пособия и медицинской помощи в установленном законом порядке и размере;
в) на перерывы кормящим матерям не реже чем через каждые 3 часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый, с оплатой в размере среднего заработка;
г) на освобождение ночных и сверхурочных работ;
д) не привлекаются к тяжелым и вредным работам и имеют право на перевод на другую более легкую работу, с сохранением среднего заработка по прежней работе. На дополнительные гарантии при увольнении: не допускается увольнение женщин в период отпуска по беременности и родам при наличии детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям – с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет).
Нормы национального законодательства предусматривают большое количество прав, предоставляемых женщинам с детьми, которые отвечают требованиям международных трудовых стандартов.
Можно сказать, что женщины и лица с семейными обязанностями являются особыми субъектами международного и национального трудового права, обладающими неотъемлемыми правами человека и гражданина, основными правами в сфере труда, а также особыми правами и гарантиями, предусмотренными законом.
Социальное обеспечение предусматривает выплату денежных пособий семьям, воспитывающим детей. Эти средства предназначены для оказания финансовой поддержки этим семьям.
1. Конституция БССР 1937г // [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=2061/.
2. О внесении дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам заключения контрактов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 2004 г., №1341 // Консультант – Плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс] / 000 “Юр спектр”. – Минск, 2020.
3. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г., N 29: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 13.02.2012 N 1 // Консультант – Плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс] / 000 “Юр спектр”. – Минск. 2020.
4. О мероприятиях по замене женского труда на подземных работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений: Постановление Совет Министров СССР от 13 июля 1957 г., 839//[электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economics.kiev.ua/download/zakonysssr/data04/tex16143.htm/.
5. О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде: Пленум Верховного суда Республики Беларусь от 29 марта 2001г., № 2 // Консультант – Плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс] / 000 “Юр спектр”. – Минск. 2020.
6. О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи: Постановление Верховного Совета СССР от 10 апреля 1990 г., № 1420-1 // [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=10633/.
7. О нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную: Государственный Комитет СССР по труду и социальным вопросам президиум всесоюзного центрального совета профессиональных союзов постановление от 27 января 1982 г. № 22/п-1// [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_9713.htm/.
8. О порядке введения в действие Кодекса законов о труде Республики Беларусь 1972 года: введен в действие Указом Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 21 августа 1972 г. // [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/temy/tema08/char4/docm3022.html/.
9. О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения ими возраста полутора лет: Государственный Комитет СССР по труду и социальным вопросам секретариат всесоюзного центрального совета профессиональных союзов постановление от 6 июля 1982 г. № 156/10-30 // [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_9713.htm.
10. О порядке применения декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 Г. N 29: Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г., N 180: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 31.03.2010 N 164 // Консультант – Плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс] / 000 “Юр спектр”. – Минск, 2020
11. Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г // [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economics.kiev.ua/download/ZakonySSSR/data04/tex16387.htm/.
12. Об увеличении продолжительности отпусков по беременности и родам: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1956 г // [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_5068.htm/.
13. Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную : Постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 13 окт. 2010 г., № 133 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
14. Об установлении списка тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин : Постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 12 июн. 2014 г., № 35 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15. Об утверждении списка производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин: Государственный Комитет СССР по труду и социальным вопросам президиум всесоюзного центрального совета профессиональных союзов постановление от 25 июля 1978 г., № 240/п10-3// [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_9713.htm/.
16. Трудовой кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 26 июл. 1999 г., № 296-3 : Принят Палатой представителей 8 июн. 1999 г. : Одобр. Советом Респ. 30 июн. 1999 г. : В ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
17. Анисимов, А. Л. Трудовые отношения и трудовые споры / А. Л. Анисимов. – М. : Юстицинформ, 2008. – 456 с.
18. Важенкова, Т. Н. Трудовое право : ответы на экзаменационные вопросы / Т. Н. Важенкова. – 2-е изд., перераб. – Минск : ТетраСистемс, 2012. – 192 с.
19. Ершов, В. В. Трудовой договор : учебное пособие / В. В. Ершов, Е.А. Ершова. – М. : Дело, 2000. – 352 с.
20. Михейчик, Т. Особенности регулирования труда женщин, имеющих детей (в том числе детей-инвалидов до 18 лет) / Т.Михейчик // Кадровик. Управление персоналом. – 2012. – 259 c.
21. Лушникова, М. В. Курс трудового права : учебник: в 2 т. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть / М. В. Лушникова. – М., Статут, 2009. – 605 с.
22. Рахубо, Т.В. // Отдел кадров [электронный ресурс]. – 2009. - Режим доступа: http://otdelkadrov.by/number/2009/1/0120092/.
23. Сергеева, А.П. Особенности трудовых отношений с беременными женщинами / А.П.Сергеева // Труд и заработная плата. – 2012. – 389 c.
24. Суняева, Р. Л. Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями / Р. Л. Сунеева // Гражданин и право. – 2007. – № 6.- с. 28.