ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИИ О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие, значение и задачи систематизации законодательства
1.2 Формы систематизации законодательства
1.3 Современное значение систематизации законодательства
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНКОРПОРАЦИИ КАК ФОРМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ
2.1 Понятие, особенности инкорпорации
2.2 Виды инкорпорации законодательства
2.3 Соотношение и взаимосвязь инкорпорации с другими формами систематизации законодательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Верховенство права и гражданское общество основаны на подлинном понимании ценности законодательства как необходимого инструмента социального регулирования. Только в этом случае можно говорить об истинной демократии.
Природа законодательства отражает демократию и является нравственной основой общества. Законодательство устанавливает правила справедливости в отношениях между людьми и социальными группами. Нельзя говорить о цивилизованном гражданском обществе, пока не сформировано уважительное отношение к закону.
Систематизация правовых актов является одной из форм непрерывного развития и упорядочения существующей правовой системы. В современных странах различные законодательные органы приняли большое количество нормативных актов.
Систематизация законодательства является необходимым условием его дальнейшего развития. Анализ и обработка действующего законодательства, группировка правовых норм по определенному плану, создание единой системы внутреннего распорядка является необходимым условием эффективности законотворческой деятельности и способствует устранению пробелов, устаревания и противоречий в действующем законодательстве.
Систематизированное законодательство обеспечивает простоту использования для реализации правовых актов права, поскольку позволяет быстро находить и правильно толковать необходимые нормы.
Поэтому актуальность работы данной курсовой работы обусловлена важностью и большим интересом к проблеме систематизации законодательства и его формы – инкорпорации.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления инкорпорации нормативных правовых актов.
Предметом исследования являются нормы права, учебная литература и статьи периодических изданий, на основании которых формируется представление о систематизации законодательства в целом, а также об инкорпорации как самостоятельной форме.
Цель работы – на основе комплексного анализа раскрыть понятие, сущность инкорпорации законодательства как одной из основных форм систематизации нормативных правовых актов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие, значение и задачи систематизации законодательства
Систематизация законодательства является постоянной формой развития и упорядочения существующей правовой системы. В современных цивилизованных странах различные законодательные органы приняли большое количество нормативных актов. Законодательство не может быть остановлено на каком-то этапе, но всегда в движении, которое развивается в связи с динамизмом общественных отношений, возникает новая потребность общественной жизни, требующая правового регулирования [9, с.142].
Изменение правовой системы, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, их пересмотр и отмена устаревших нормативных решений обусловливают необходимость упорядочения всего комплекса существующих нормативных актов, их консолидации, интеграции в определенную научную систему и издания сборников и сборников законодательных актов. Такой деятельностью является включение нормативных актов в единую упорядоченную систему, часто называемую систематизацией законодательства.
Законодательство – это действующая совокупность правовых норм в сфере общественных отношений в стране. Состав законодательства каждой отрасли права имеет свои особенности. Количество правовых актов, которые вступили в силу и вступают в силу в стране, огромно, оно требует порядка и систематизации.
Система законодательства – это совокупность правовых источников, начиная с нормативных правовых актов. Идентичный источник права может иметь сложные характеристики, включая нормы различных отраслей права [19, с.286].
Систематизация законодательства является постоянной формой развития и упорядочения существующей правовой системы.
В Республике Беларусь, как современной цивилизованной стране, законодательным органом принято большое количество правовых актов. Законотворчество – это непрерывный процесс, постоянно развивающийся, стимулируемый динамикой общественных отношений и требующий правового регулирования общественных отношений.
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНКОРПОРАЦИИ КАК ФОРМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ
2.1 Понятие, особенности инкорпорации
Инкорпорация законодательства – это такая форма систематизации, при которой нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном) [10, с.171].
Инкорпорация представляет собой в принципе постоянную деятельность государственных и иных органов. Деятельность эта проводится с целью поддерживать законодательство в действующем состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных правовых актах в их действующей редакции [10, с.171].
Особенностью инкорпорации является то, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов не вносятся. Поэтому основное свойство инкорпорации – сохранение в неизмененном виде содержания нормативного регулирования.
Инкорпорация связана с внешней обработкой упорядочения законодательства, в рамках которого тексты нормативно-правовых актов определенного уровня объединяются полностью или частично в разные сборники.
Инкорпорация как форма систематизации законодательства базируется на таких принципах, как:
– целесообразность – инкорпорация должна иметь практическую пользу;
– логическая стройность – обеспечение концептуальности, целостности, ясности;
– полнота и детализация – полный охват значимых вопросов сферы, логическое развитие и дополнение закрепленных принципов и положений [13, с.162].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Систематизация законодательства является постоянной формой развития и упорядочения существующей правовой системы. Систематизация законодательства как ранжирование всех существующих нормативных правовых актов абсолютно необходима для устранения проблемы противоречий или несоответствий в нормативных актах, противоречия их соответствующих норм друг другу, дублирования нормативных положений, устранения неточностей, двойственности понятий, которые обычно способствуют упорядочению нормотворческого процесса.
Существует четыре основные формы законодательной систематизации:
– учет;
– инкорпорация;
– консолидация;
– кодификация.
Простейшим видом законодательной систематизации является учет, который фиксирует правовые и нормативные сведения в журналах, карточках и автоматизированных системах.
Инкорпорация – это систематическая форма, предусматривающая, что должно быть в определенном порядке полностью или частично объединено в сборнике или издании свода.
Особенностью инкорпорации является создание новых законопроектов без изменения содержания законов и нормативных актов, без внесения новых изменений, институтов и т.д.
Кодификация – это особая форма упорядочения, это особый метод систематизации единообразных законов и норм действующего законодательства. Кодификация является наиболее радикальным способом упорядочения и обновления законодательства. Отраслевой кодификационный акт как результат кодификации обладает следующими признаками:
1) носит сводный характер;
2) является новым;
3) содержит нормативные обобщения.
1. Абдулаев, М. И. Проблемы теории государства и права : учебник / М. И. Абдулаев. – СПб. : Питер, 2015. – 576 с.
2. Алексеев, С. С. Теория государства и права : учебник для вузов / С. С. Алексеев, С. И. Архипов. – М. : Норма, 2015. – 496 с.
3. Бабаев, В. К. Теория государства и права : учебник / В. К. Бабаев. – М. : Юристъ, 2017. – 592 с.
4. Василевич, Г. А. Общая теория государства и права : учеб. пособие для сред. спец. образования / Г. А. Василевич [и др.]. – Мн. : Кн. Дом, 2016. – 320 с.
5. Васильев, А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права / А. М. Васильев. – М. : Проспект, 2016. – 211 с.
6. Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов / А. Б. Венгеров. – Изд. 3-е. – М. : Юриспруденция, 2014. – 528 с.
7. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права : учебник / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. – М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2017. – 656 с.
8. Глыбовская, Н. А. Общая теория права : учеб.-метод. комплекс для вузов / Н. А. Глыбовская, С. А. Трахименок. – Мн. : Мин. ин-т упр., 2014. – 207 с.
9. Горбаток, Н. А. Общая теория государства и права : практ. пособие / Н. А. Горбаток. – Мн. : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2018. – 208 с.
10. Григорьева, И. В. Теория государства и права : учебное пособие / И. В. Григорьева. – Тамбов : ТГТУ, 2019. – 304 с.
11. Дробязко, С. Г. Общая теория права : учеб. пособие для вузов / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. – Изд. 6-е. – Мн. : Амалфея, 2017. – 496 с.
12. Корельский, В. М. Теория государства и права : учебник / В. М. Корельский, В. Д. Перевалова. – М. : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 546 с.
13. Лебедев, А. Ф. Общая теория права : учеб. пособие для студ. вузов / А. Ф. Лебедев. – Минск : Издательство Гревцова, 2016. – 304 с.
14. Любашиц, В. Я. Теория государства и права / В. Я. Любашиц. – Ростов-на-Дону : МАРТ, 2018. – 200 с.
15. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права : ответы на экзаменационные вопросы / Д. В. Мазарчук, Н. А. Глыбовская. – Изд. 3-е. – Минск : ТетраСистемс, 2015. – 144 с.
16. Нерсесянц, В. С. Теория государства и права / В. С. Нерсесянц. – М. : НОРМА, 2015. – 272 с.
17. Пиголкин, А. С. Общая теория права : учебник для юридических вузов / А. С. Пиголкин. – Изд. 2-е. – М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2018. – 384 с.
18. Протасов, В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства : вопросы и ответы / В. Н. Протасов. – М. : Новый Юрист, 2019. – 240 с.
19. Пугачев, А. Н. Общая теория права : учеб.-метод. комплекс / А. Н. Пугачев. – Новополоцк : Полоц. гос. ун-т, 2017. – 424 с.
20. Рассолов, М. М. Теория государства и права : учеб. / М. М. Рассолов, В. О. Лучин, Б. С. Эбзеев. – М. : Юрайт, 2016. – 300 с.