ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Создание и развитие адвокатуры в Беларуси
1.2 Нормативная правовая база, регулирующая адвокатскую деятельность
ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ДОПУСКА К АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1 Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности в Республике Беларусь
2.2 Приобретение статуса адвоката в зарубежных странах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Современное белорусское государство на сегодняшний день находится на пути формирования и совершенствования статуса адвокатуры, которая за все время своего существования проблема широкую значимость.
Разработки и принятие действующего законодательство о регулировании адвокатуры предшествовало огромное число научных дискуссий. На сегодняшний день присутствует проблематика практики в сфере правового регулирования адвокатуры в Республике Беларусь, которая с учетом изменяющейся ситуации требует изменений в законодательстве. В русле этого данная проблематика и рассматривается в настоящей работе.
Каждый имеет право на квалифицированную юридическую помощь. Эта базовая гарантия человеческого достоинства, известная еще со времен Цицерона, возможна лишь тогда, когда юридическая помощь оказывается профессиональными членами адвокатской корпорации.
Права человека и гражданина являются теми факторами, которые определяют статус человека в обществе и активность людей, удовлетворяют их потребности и интересы. Реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина невозможна без эффективной организации и осуществления исполнительной деятельности государственных органов и должностных лиц. Все это актуализирует необходимость глубокого всестороннего рассмотрения проблемы человека и прав граждан в Республике Беларусь как необходимого условия демократического развития.
Актуальность исследования обусловлена незавершенностью и проблемностью вопросов правового урегулирования деятельности адвокатуры. Актуальность темы обусловлена также тем, что поиск и внедрение оптимальной модели адвокатуры – одна из ключевых проблем развития гражданского общества, способ защиты прав и законных интересов любого гражданина.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере допуска лица, желающего стать адвокатом, к адвокатской деятельности в Республики Беларусь.
Предметом исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, а также нормативные акты, закрепляющие общие положения об адвокатуре в Республике Беларусь, а также условиях допуска к адвокатской деятельности.
Целью данного исследования является на основе комплексного анализа литературы и положений законодательства наиболее полно раскрыть условия и порядок допуска к адвокатской деятельности в Республике Беларусь.
Основные задачи исследования в рамках обозначенной цели сводятся к следующему:
– исследовать создание и развитие адвокатуры в Беларуси ;
– рассмотреть нормативную правовую базу, регулирующую адвокатскую деятельность;
– изучить условия и порядок допуска к адвокатской деятельности в Республике Беларусь;
– проанализировать порядок приобретения статуса адвоката в зарубежных странах.
Методологическую базу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, а также сравнительно-правовой, формально-правовой и исторический методы.
Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Создание и развитие адвокатуры в Беларуси
Становление независимого государства неразрывно связано с юридическим оформлением суверенитета страны. В Преамбуле Конституции Республики Беларусь 1994 г. говорится о том, что Основной закон принят с учетом многовековой истории развития белорусской государственности [1].
Как представляется, исторический анализ законодательства необходим не только для правильного понимания и осмысления действующих законов, но и для критической оценки «устаревшего» нормативного правового материала.
Становление адвокатуры на белорусских землях началось с принятием первого Статута ВКЛ в 1529 г. Только одна статья была посвящена данной проблематике. Ст. 10 раздела 6 называлась «О прокураторы»: «О именя, о шкоды, о кгвалты не маеть жаден чужоземец прокуратором быти ани о том мовити перед нами, господаром, ани у земском праве, одно который бы был у Великом князьстве оселый» [2, с.15]. Данное положение закрепляло правило, в соответствии с которым в ВКЛ иностранцы не имели права быть адвокатами («прокураторами»); к такому роду деятельности допускались только уроженцы и жители ВКЛ, имеющие недвижимое имущество на территории страны.
Статут 1566 г. уже сформулировал правила адвокатской этики, установил уголовную ответственность за нарушение адвокатами своих обязанностей, а также предписывал суду назначать адвоката тому, кто в этом нуждался [2, с.16].
Наиболее полно правовое регулирование адвокатской деятельности отражено в Статуте ВКЛ 1588 года, где адвокатам уже специально посвящены несколько статей, в частности ст. 56 «О поручении дела и о даче полномочий иным в суде за себя говорить».
Таким образом, Статут ВКЛ 1588 г. устанавливал следующие требования к порядку осуществления адвокатской деятельности: лицо могло нанять адвоката для представительства своих интересов в суде, если по каким-то причинам оно лично не могло присутствовать на заседании суда; представительство должно было быть должным образом оформлено, в подтверждение чего адвокат в суде предъявлял соответствующий документ («выписку из книг»); при надлежащем оформлении документа о представительстве в качестве адвоката уже мог выступать и иностранец [3, с.35].
Важной правовой особенностью Статута 1588 года было установление ограничений к занятию адвокатской деятельностью. В частности в ст. 58 «Об адвокатах, какие особы и где не должны ими быть» определялось, кто не может быть адвокатом. К такой категории лиц относились судья, подсудок, земский писарь, замковый врядник. Однако делалась оговорка, что данное ограничение касалось только тех судов, где данные лица работают. «Не могут также быть адвокатами лица духовные, только также по своим собственным делам каждому из них можно будет в суде говорить» [3, c. 36].
ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ДОПУСКА К АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1 Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности в Республике Беларусь
Адвокатом может быть физическое лицо, являющееся гражданином Республики Беларусь, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого устанавливается Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом, прошедшее в установленных настоящим Законом случаях стажировку и сдавшее квалификационный экзамен, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности и являющееся членом территориальной коллегии адвокатов [7].
К адвокатской деятельности не допускаются лица:
– признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными. Это возможно лишь по решению суда на основании ст. 29 и 30 Гражданского кодекса Республики Беларусь;
– ранее совершившие умышленные преступления. При этом не имеет значения факт наличия или отсутствия судимости за указанные преступления. Даже если судимость за умышленное преступление погашена или снята в установленном законом порядке, это является препятствием для допуска к адвокатской деятельности. В то же время совершение преступления по неосторожности (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжкие последствия и др.) таковым не является;
– исключенные (уволенные) из коллегии адвокатов, а также уволенные из правоохранительных и других органов по компрометирующим обстоятельствам. Это основание действует в течение пяти лет со дня принятия соответствующих решений, если иное не предусмотрено законодательными актами;
– обратившееся за получением лицензии в течение одного года со дня вступления в силу принятого в отношении его либо индивидуального предпринимателя (юридического лица), в качестве которого было зарегистрировано (учредителем или руководителем которого являлось) это физическое лицо, решения о прекращении действия или об аннулировании специального разрешения (лицензии) на осуществление адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг в установленных законодательными актами случаях, за исключением прекращения действия соответствующего специального разрешения (лицензии) по собственной инициативе лицензиата;
– занимавшее в период со дня подачи заявления о допуске к квалификационному экзамену до дня получения лицензии должности, время работы на которых засчитывается в стаж государственной службы [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании вышеприведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Адвокатура – это правовой институт, призванный оказывать в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на профессиональной основе юридическую помощь в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Из самого определения не усматривается, что именно представляет из себя адвокатура как правовой институт. Однако из анализа Закона можно заключить, что адвокатуру составляют все адвокаты в лице съезда адвокатов, Республиканской коллегии адвокатов и территориальных коллегий адвокатов.
Адвокатура как юридический институт в любом государстве призвана оказывать содействие утверждению единства теории и практики применения права, усилению защищенности прав и свобод граждан, которые гарантированы законами.
Адвокатура в Республике Беларусь имеет многовековую историю. Она берет свое начало с XVI столетия, когда данный институт получил законодательное утверждение.
На каждом периоде развития адвокатуры наблюдались сложные взаимоотношения адвокатуры и государства. В связи с этим принятый закон указывал на независимость адвокатуры от государства, обеспечение которой было возложено на Министерство юстиции Беларуси. Оно издавало акты, посредством которых регулировалась деятельность адвокатуры, контролировало соблюдение ею законодательства, выдавало лицензии адвокатам и т.п.
История становления и развития адвокатуры уходит своими истоками еще в древность. Изначально институт представительства и адвокатуры рассматривались как родственные институты. На основании сказанного можно сделать вывод, что адвокатура – это меняющийся правовой институт, отображающий социально-политическую ситуацию в каждой стране.
Адвокатская деятельность в нашем государстве урегулирована большим массивом нормативных правовых актов, среди них как международные правовые акты, так и национальные нормативные правовые акты. Большая часть источников права в сфере деятельности адвоката принята в 2012 г. вместе с принятием основного Закона в рассматриваемой области – Закона «Об адвокатуре». Многие источники приняты непосредственно Министерством юстиции Республики Беларусь.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Чайчиц, В. Становление адвокатуры Беларуси / В. Чайчиц // Юстиция Беларуси. – 2018. – № 7. – С. 20–24.
3. Мартинович, И.И. Адвокатура в БССР : исследование / И.И. Мартинович. – Минск : Амалфея, 2017. – 174 с.
4. Евангелие от Луки [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/bible/lk/.
5. Плиговка, М.А. Адвокат в гражданском процессе : курс лекций / М.А. Плиговка. – Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2016. – 51 с.
6. Мартинович, И.И. Адвокатура Беларуси : история и современность / И.И. Мартинович. – Минск : Тесей, 2017. – 176 с.
7. Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 334-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
8. Любич, О. Закон об адвокатуре: мнение адвоката / О. Любич // Юридический мир. – 2018. – № 2. – С. 13-23.
9. Общий кодекс адвокатов Европейского Сообщества // Московское юридическое бюро [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--80acb5ajmepe8k.xn--p1ai/2391-kodeks-es.html.
10. Основные принципы, касающиеся роли юристов от 27 августа-7 сентября 1990 года // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – М., 2020. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/role_lawyers.shtml.
11. Рекомендация R (2000) 21 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о свободе осуществления профессии адвоката (принята Комитетом Министров 25 октября 2000 г. на 727-ом заседании Заместителей Министров) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс.Беларусь». – Режим доступа: http://base.garant.ru/71493608/.
12. Стандарты независимости юридической профессии Международной Ассоциации Юристов [Электронный ресурс] // Консалтинговая группа Ардашев и Партнеры. – Режим доступа: http://www.ardashev.ru/index.php/article/archive/260.
13. Липов, С.А. Ювенальная юстиция в России: прошлое и настоящее / С.А. Липов // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2016. – № 1. – С. 10-15.
14. Никитина, Л.В. Развитие идей института ювенальной юстиции / Л.В. Никитина // Бизнес в законе. – 2015. – № 11. – С. 52–57.
15. Анучкина, А.Д. Роль адвоката в ювенальном судопроизводстве по делам несовершеннолетних / А.Д. Анучкина // Пробелы в российском законодательстве. – 2018. – № 7. – С. 44–48.
16. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. [Электронный ресурс] // Исполнительный комитет СНГ. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=614.
17. О некоторых вопросах выдачи свидетельств о регистрации адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально: постановление Министерства юстиции Республики Беларусь, 2 февр. 2012 г., № 32 [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18. Об утверждении Инструкции о порядке проведения аттестации адвокатов: постановление Министерства юстиции Республики Беларусь, 2 февр. 2012 г., № 34 [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
19. Об утверждении Инструкции о порядке прохождения стажировки гражданами Республики Беларусь, намеревающимися стать адвокатами, и признании утратившим силу постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 18 февраля 2008 г. № 10: постановление Министерства юстиции Респ. Беларусь, 3 февр. 2012 г., № 35 [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката: постановление Министерства юстиции Респ. Беларусь, 6 февр. 2012 г., № 39 [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
21. Положение о Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь : утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.11.2010 № 105 [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
22. Косарев, М. А. Правовой статус адвоката в иностранных государствах / М. А. Косарев // Право и политика. – 2016. – №6. – С. 136–151.
23. Киселев, И. Я. Адвокатура в зарубежных странах / И. Я. Киселев. – М.: Дело, 2009. – 728 с.