ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕРРИТОРИИ
1.1. Понятие государственная территория
1.2. Виды территорий
1.3. Правовые основания и способы изменения государственной территории
ГЛАВА 2. СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО ГОСУДАРСТВА
2.1. Состав государственной территории
2.2. Территориальное верховенство государства
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГРАНИЦ
3.1. Государственные границы. Делимитация и демаркация границ
3.2. Договоры о режиме границ. Законодательство Республики Беларусь о государственной границе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Человеку необходимы определенные условия для жизнедеятельности. Территория не только составная часть земного шара, также она является источником ресурсов и условием существования человека. Посему человек, по своей природе, стремится к осуществлению контроля над территорией. На протяжении всей истории люди захватывали новые земли, более благоприятные для жизни и ведения хозяйства. Территория подвержена влиянию человека. Орудия производства изменяют ее состояние. Человек возводит сооружения, образовывает города, роет каналы и так далее, то есть изменяет окружающую его территорию. Таким образом, вырабатывается понятие «территория для человека», а не «человек для территории».
На протяжении истории выдвигались определенные правила пользования территорией. Вопросы территории относились и продолжают относиться к числу в наибольшей мере серьезных проблем международно-правового регулирования, которые вызывают жаркие споры и распри между государствами. Эти вопросы связаны с установлением суверенитета государств на определенной территории и сохранением независимости определенного государства.
На сегодняшний день, усиление национального самосознания, освоение новых территорий, растущее население, как основной фактор, являются причиной возрастания территориальных споров.
Территориальные вопросы всегда относились к числу остро стоящих и особо деликатных международных проблем. На протяжении всей истории эти территориальные споры приводили к кровопролитным столкновениям и войнам между государствами, острым межнациональным конфликтам, в том числе в рамках территории одного государства.
Стоит сказать, что современным международным правом признаются только законные способы приобретения территорий. При этом, понятие правомерности способов приобретения территории, так же как и выработка самих способов, прошли долгий период развития.
Суть территории состоит в том, что она представляет пространственные пределы осуществления государственной власти. Следовательно, территория – фактор становления государства и его развития, имеющий особо важное значение. Понятие «территория», как и «народ», и «государственная власть», являются основными компонентами существования государства.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня такие институты как территориальное верховенство государства, режим государственных границ и другие требуют особого изучения и осмысления, в силу того, что до сих пор во многих точках земного шара ведутся горячие территориальные споры. Поэтому территориальные вопросы должны иметь четкую международно-правовую регламентацию, построенную на основании согласования воли государств, во избежание такого рода споров.
ГЛАВА 1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕРРИТОРИИ
1.1. Понятие государственная территория
Государственной территорией является пространство, находящееся под суверенитетом определенного государства, т.е. пространство, на котором реализуются исключительные и суверенные права государства, его верховенство.
Это расположенное в пределах государственных границ сухопутное и водное пространство, воздушное пространство над ними до границы с космосом, недра под сухопутным и водным пространством.
Территория - один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для государств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы государственного суверенитета, т.е. поле действия законодательства, исполнительной и судебной власти [1, c. 56].
Понятие территории не имеет ничего общего с понятием территории в ее природном, естественном смысле, как среды обитания земной фауны и флоры, местонахождения естественных богатств и ресурсов, среды обитания человека и материальной основы его существования, хотя последнее и учитывается в нормах международного и национального права, касающихся природопользования.
Земное пространство с точки зрения его юридического статуса подразделяется на две крупные категории — пространство, составляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, и пространство, находящееся вне пределов государственной территории.
Такие пространства — государственная территория и негосударственная (международная) территория — отделены друг от друга границами.
Государственная территория – это часть поверхности Земли, правомерно принадлежащая определенному государству, в пределах которой оно осуществляет свое верховенство. Другими словами, государственный суверенитет лежит в основе юридической природы государственной территории. Именно в этом заключается качественное правовое отличие данной территориальной категории от иных. Согласно международному праву территория связана с ее населением. Государственная территория и ее население – необходимые атрибуты государства [3].
ГЛАВА 2. СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО ГОСУДАРСТВА.
2.1. Состав государственной территории
Государственной территорией является пространство, находящееся под суверенитетом определенного государства, т.е. пространство, на котором реализуются исключительные и суверенные права государства, его верховенство.
Состав государственной территории сложен.
Это расположенное в пределах государственных границ сухопутное и водное пространство, воздушное пространство над ними до границы с космосом, недра под сухопутным и водным пространством.
Сухопутное пространство составляет поверхность земли, которая включает материковую часть, островные образования и анклавы и полуанклавы как часть территории государства, полностью охваченную территорией другого государства или государств [13, c. 78].
Анклав – это территория определенного государства, окруженная со всех сторон территорией другого или других иностранных государств, т.е. находящаяся внутри иностранного государства, или граничащая только с иностранными государствами. У анклава нет территориальных точек соприкосновения с собственным государством. Если имеется выход к открытому морю, то эта территория называется полуанклавом. В качестве примера современных анклавов можно назвать испанские анклавы Сеута и Мелилья, расположенные в Марокко. Государство реализует право доступа на территорию своего анклава посредством заключения специальных соглашений.
Наличие всех этих категорий в составе территории конкретного государства не обязательно. Например, Республика Беларусь не имеет островов и анклавов, а Филиппины, как архипелажное государство, состоят только из островов и не имеют материковой части.
Пределы сухопутной границы Республики Беларусь определяются международными договорами Республики Беларусь с сопредельными государствами. Правовой режим сухопутной части нашей страны регулируется Кодексом Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г.
Водное пространство составляет внутренние воды рек, озер, искусственных водных объектов, внутренние морские воды портов, бухт, внутренних заливов, лиманов, эстуариев, проливов и территориальное море.
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГРАНИЦ
3.1. Государственные границы. Делимитация и демаркация границ
Государственная граница – это линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющая территорию одного государства от территории другого государства.
В международном праве в соответствии с тремя средами выделяют следующие виды границ:
1) сухопутная граница;
2) водная граница;
3) воздушная граница.
По соглашению между государствами устанавливаются сухопутные и водные границы. Морские границы устанавливает самостоятельно прибрежное государство внутригосударственным актом, принятым в соответствии с нормами и принципами международного права.
Водные границы делятся на речные, озерные, морские, границы других водоемов. По рекам граница может проходить посередине русла реки (если река не судоходная), на судоходных реках – по тальвегу, т.е. линии наибольших глубин, или посередине главного фарватера; реже граница проводится по одному из берегов реки. На озерах и иных водоемах граница чаще всего проходит по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к водоему. Морская граница проходит по внешней линии территориального моря государства, которое согласно ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. не может превышать 12 морских миль от линии наибольшего отлива либо по линии размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств [29, c. 4].
Воздушные границы – это воображаемые плоскости, восстановленные вертикально к сухопутной и водной границам до высоты 100-110 км, определяющие пределы государственного воздушного пространства.
Границы проводятся различными способами, в зависимости от географических и исторических факторов. Старейшими являются орфографические границы, проходящие по наиболее заметным точкам рельефа местности . Проведение геометрических границ – по прямым линиям, соединяющим определенные точки, не смотря на особенности рельефа, может повлечь может повлечь негативные последствия для населения, проживающего на территории и исторически обычно учитывающего особенности местности. Реже используются астрономические границы, которые устанавливаются по определенному меридиану или параллели географической сетки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы мною было изучено основное законодательство, которое регулирует отношения в сфере пользования и приобретения территории.
Были решены поставленные задачи:
- даны определения основным понятиям, которые непосредственно связаны с территориальными отношениями;
- рассмотрены пути законного изменения территориальных границ, режим государственных границ и др.
По завершению работы, можно сделать следующие выводы:
Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов. Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 110 км.
В пределах своей территории государство осуществляет верховенство, которое называется территориальным и является составной частью суверенитета государства. Верховенство государства означает, что власть данного государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории.
Пределы государственной территории как части земного пространства определяются ее границами, разделяющими территории соседних государств или отделяющими государственную территорию от негосударственной. Их прохождение должно быть соответствующим образом установлено и признано в международном праве.
Значение государственных границ велико для каждого государства, поскольку они обозначают пределы принадлежащей ему территории со всеми ее ресурсами, являющимися материальными условиями жизни всякого общества. Государственные границы определяют также пределы территориального верховенства государства, то есть полной и исключительной власти государства, обеспеченной всеми средствами принуждения, предусмотренными его законодательством. Четкое разграничение принадлежащих государствам ресурсов и пределов их верховной власти имеет существенное значение для предотвращения конфликтов между ними и развития мирного сотрудничества на границах.
1. Алексанян, А.А. Реализация права народов на самоопределение в контексте принципа территориальной целостности государств / А.А. Алексанян // Вестник Пермского университета. – 2013. – Выпуск 4. – С. 63-67.
2. Бабурин, С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок / С.Н. Бабурин. – Спб. : Юридический центр Пресс, 2005. – 767 с.
3. Бабурин, С.Н. Теория государства: правовые и геополитические проблемы/ С.Н. Бабурин. – М. : Изд-во Московского университета, 1997. – 480 с.
4. Барсегов, Ю.Г. Территория в международном праве / Ю.Г. Барсегов. – М. : Госюриздат, 1958. – 270 с.
5. Броунли, Я. Международное право. В двух книгах. Книга первая / Я.Броунли. – М. : «Прогресс», 1977. – 424 с.
6. Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 117-З // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
7. Гуцуляк, В,Н, Международно-правовые проблемы современного торгового мореплавания: автореф. Дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.10 / В.Н. Гуцуляк; РГБ ОД. – М., 1999. – 34 с.
8. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 24 октября 1970г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
9. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
10. Договор о Луне 1979 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
11. Думбрэвяну, А. К вопросу о понятии территории в международном праве/ А.Думбрэвяну // Закон и жизнь. – Кишинев. – № 10. – С.57-58.
12. Задохин, А.Г. Самоопределение народов и территориальная целостность государств: категории, проблемы, перспективы / А.Г. Задохин // Обозреватель – Observer. – 2011. - № 5 – С. 13-24.
13. Карташев, А.А. Конституционное и муниципальное право / А.А. Карташев. – 2009. – № 14. – С. 34-40.
14. Карташкин, В. Право на самоопределение и территориальная целостность государств / В. Карташкин // Обозреватель – Observer. – 2014. – № 10. – С. 6-15.
15. Клименко, Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права / Б.М. Клименко. – М. : Международные отношения, 1974. – 168 с.
16. Кодекс Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г. № 406-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
17. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
19. Курс международного права : в 6 т. Т.З. Основные институты и отрасли современного международного права. – М. : Наука, 1973. – 325 с.
20. Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть: учебник / И.И. Лукашук. – изд. 3-е, перераб. И доп. – М. : Волтерс-Клувер, 2005. – 415 с.
21. Международное право. Учебное пособие / под ред. Г.И. Тункина. – М. : Юридлит, 1994. – 457 с.
22. Международное право. Учебное пособие / под редакцией К.А. Бекяшева. – М. : «Проспект», 1998. – 608 с.
23. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровки, Ю.А, Лепешкова, Л.В. Павловой. – Минск : Амалфея, 2011. – 496 с.
24. Международное публичное право. Особенная часть: учеб. Пособие/ Ю.П. Бровка и др.; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А. Лепешкова, Л.В. Павловой. – Минск : Амалфея, 2011. – 688 с.
25. Международное публичное право: курс лекций / А.А. Подупейко и др.; под ред. А.А. Подупейко. – Минск : Акад. МВД, 2012. – 400 с.
26. Международное публичное право: учеб. пособие / Л.А. Васильева, О.А. Бакиновская [и др.]. – Минск : ТетраСистемс, 2010. – 576 с.
27. Международное публичное право: учеб.-метод. пособие для студентов юридических специальностей / под ред. Ю.А. Лепешкова. – Минск : Белорус. Гос. ун-т, 2003.
28. О государственной границе Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 21 июля 2008 г., № 419-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
29. Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь,5 мая 1998 г., № 154-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
30. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 204-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.