ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА, КАК ИСТОЧНИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР, КАК ИСТОЧНИК ПРАВА В РАЗЛИЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ
ГЛАВА 3 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР В СИСТЕМЕ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Международные отношения, усложняясь, требуют повышения правильности, определенности, точности и конкретности международно-правового регулирования.
Они выступают в качестве обстоятельств, обусловливающих повышение потребности в многочисленных детализированных нормах. Регулирование международных отношений обеспечивается применением международно-договорных норм, закрепляющих в четкой форме определенные правила поведения субъектов. Среди существующих принципиальных проблем в теории учения о международном договоре, центральное место занимает проблема определения содержания понятия международного договора.
Вопросы, касающиеся понятия термина договора, требуют многостороннего и глубокого исследования. Именно поэтому изучение международного договора мы начнем с рассмотрения его понятия. Развитие содержания международного договора происходило параллельно и в непрерывной связи с процессом развития международного права и международных отношений. В межгосударственных отношениях правовую основу образуют международные договоры, благодаря им поддерживается всеобщий мир и безопасность, а также гарантия развития международного отношений.
Международным договорам принадлежит особое значение в защите основных прав и свобод человека, поскольку они являются гарантией обеспечения законных интересов государств и других субъектов международного права. В национальных правовых системах международные договоры занимают особое место. Государство, принимая на себя международные договорные обязательства, не вправе от них отказаться, в этом состоит суть принципа «pacta sunt servanda» (договоры должны соблюдаться).
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА, КАК ИСТОЧНИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Появление международного договора имеет исторические глубокие корни. Данное понятие, подразумевая его под «правом между народами», ввел испанский ученый В. де Виктория.
Если ранее он выполнял роль закрепления итогов военных конфликтов между государствами и народами, то на современном этапе развития международного права международный договор имеет преимущественно позитивный характер и заключаются для укрепления и развития политических, экономических и культурных связей между государствами [18].
Венская конвенция о праве международных договоров понимает под международным договором «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».
Исследователь Матарадзе Л. Н. в диссертации подчеркивает, что международный договор прежде всего волевой акт, выражающий, в основном, волю государств, a через это и волю народа. Статья 6 Венской Конвенции 1969 года говорит нам, что любое государство имеет право заключать международные договоры. Ф. Мартенс говорил, что: "Собственная польза и собственный интерес побуждают государство заключать международные договоры, и, польза с интересами обеспечивают признание их обязательности» [8, с. 18].
Помимо этого, международный договор, будучи источником международного права, обладает еще тремя свойствами, являющимися его преимуществами. Во-первых, его договорная форма позволяет четко формулировать обязательства и права сторон. Во-вторых, договорное регулирование проникло во все сферы международных отношений, сегодня государства вытеснили использование обычаев договорными отношениями. В-третьих, договоры согласовывают взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства наилучшим образом.
ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР, КАК ИСТОЧНИК ПРАВА В РАЗЛИЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ
Нормы международного права закреплены в международных договорах, поэтому для определения его места в системе национального законодательства, обратимся к определению понятия международный договор.
Согласно определению данному в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Федеральном законе о международных договорах РФ 1995 г. международный договор – это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), либо с международной организацией, либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее – иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится это соглашение в одном или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Международный договор – это не сделка в ее обычном понимании, а нормообразующий правовой акт, обязательный для всех участников соглашения. Его существенными характеристиками являются следующие:
• его сторонами являются субъекты международного права;
• порядок его заключения регламентируется нормами международного и национального права;
• в основе лежит соглашение договаривающихся сторон, отражающее их общую волю;
• имеет форму письменного официального документа;
• санкционируется уполномоченными органами сторон;
• содержит нормы права;
• является результатом юридического урегулирования общественных отношений в сферах взаимного сотрудничества участвующих сторон [2].
ГЛАВА 3 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР В СИСТЕМЕ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
С принятием в 1994 г. новой Конституции правовая система Беларуси подверглась серьезному реформированию на принципах демократического и социального устройства жизни общества, введения рыночных правовых механизмов регулирования экономической деятельности, повышения социальных гарантий жизнеобеспечения граждан, гарантий защиты их прав и свобод на достойную и безопасную жизнь и иных законных интересов.
Благодаря эволюционному подходу к формированию национальной правовой системы нашему обществу и государству удалось избежать очевидных и нежелательных провалов экономического характера, связанных с переустройством экономики, ее модернизацией на рыночных принципах регулирования, не допустить широкомасштабного расслоения на бедных и богатых, обеспечить с учетом экономического развития общества равенство всех граждан в получении социальных услуг и условий для гармонического развития человека.
В развитии правовой системы мы сохранили национальные традиции, историческую преемственность, что позволяет сегодня уверенно с учетом наших достижений говорить о путях дальнейшего совершенствования национальной правовой системы.
Наибольшую долю среди источников национального права составляют нормативные правовые акты. Их совокупность и составляет понятие «законодательство», как это определено в ст.1 закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В ст.33 закона «О международных договорах Республики Беларусь» указано, что международные договоры являются частью законодательства Республики Беларусь. Благодаря актам национального уровня (закону о ратификации, указу Президента об утверждении (принятии) международных договоров, соответствующему постановлению Совета Министров и др.), они «включаются» в законодательство [13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая практику государств, можно сделать вывод, что они отдают предпочтение обеспечению приведения национального законодательства в соответствие с положениями международных договорных обязательств, избегая возможности подмены национального права нормами международных договоров.
Если после принятия международных договорных обязательств обнаружились нормы национального законодательства, которые расходятся с положениями международного договора, то при соблюдении указанных условий договорные положения будут иметь приоритет перед противоречащими нормами национального законодательства и будут применены для регулирования соответствующих отношений вместо таких норм.
В Республике Беларусь, несмотря на прямо установленный примат международного права в Конституции, актуальным остается вопрос определения приоритетности применения международных договоров.
Процесс глобализации создает необходимость развития и расширения сферы международного регулирования, так как общество сталкивается с проблемами, которые невозможно решить в рамках национального урегулирования: терроризм, загрязнения окружающей среды, развитие сети транснациональных компаний и т. д.
В данных условиях важно не только формальное закрепления места международных договоров в системе национальных правовых актов, но и практическая реализация их положений в защите прав граждан, в частности, возможность их прямого применения в судебном процессе.
1. Венская конвенция о праве международных договоров. Комментарий / сост. и автор коммент. А.Н. Талалаев. – М., 1997. – 59 с.
2. Анцилотти Д. Курс международного права. – М., 1961. – 81 с.
3. Вердье П. Международное право в национальных правовых системах: эмпирическое исследование // Юридический факультет Университета Вирджинии. Серия научных исследований, 2016 г. – С. 13-14.
4. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. – М., 2005 – 205 с.
5. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. 9 ежегодное собрание, 3, 4 и 5 февраля 1966. – М., 1966. – 5 с.
6. Осминин Б.И. Международные договоры и иерархия источников внутригосударственного права // Журнал "Журнал российского права". – 2017. – № 12. – С. 160-173.
7. Талалаев А.Н. Некоторые вопросы теории международного договора на Венской Конференции ООН // СЕМП. – М., 1972 – 112 с.
8. Тункин Г.И. 26 съезд КПСС и дальнейшее развитие советской науки международного права // СЕМП. – М., 1982. – 18 с.
9. Фердросс А. Международное право // Перевод с немецкого Ф.А. Кублицкого и Р.Л. Нарышкиной; Под редакцией и с предисловием доктора юридических наук Г.И. Тункина. – М.: Издательство иностранной литературы, 1959. – 92 с.
10. Лившиц Р. З. Теория права : учебник для вузов. – М. : ЮНИТИ, 2004. – 402 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sudru.ru.
11. Букштынов В.М. Международное и конституционное право в белорусском гражданском и уголовном судопроизводстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bydc.info/ofis-advokata
12. Зыбайло А.И. Конституционный контроль за соответствием международного и внутригосударственного права // Общество и право. 2004. № 2 (6). С. 22–25.
13. О применении международных стандартов прав человека // Internationallawinadvocacy [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.lawtrend.org/wp-content/uploads/2014/.
14. Зыбайло А.И. Некоторые теоретические и практические аспекты имплементации норм международного права в Республике Беларусь // Актуальные проблемы международного публичного и международного частного права : сб. науч. тр. / Белорус.гос. ун-т ; редкол.: Е. В. Бабкина, Ю. А.Лепешков (отв. ред.) [и др.]. – (2009) – Минск : БГУ, 2009. – Вып. 1. – С. 74– 82.
15. Лившиц Р.З. Теория права. Учебник для вузов. --М.: Юнити, 2014.—402 с.
16. Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. С. С. Алексеева. – М. : Юрид. лит, – 1987. – 448 с.
17. Малько А.В., Шафиров В.М. Правовая политика и развитие законодательства в условиях модернизации (обзор «круглого стола» журналов «Государство и право», «правовая политика и правовая жизнь», «Журнала сибирского федерального университета» / А.В.Малько, В.М.Шафиров //– Государство и право. – 2018. – №11. – С.98-114.
18. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
19. Конституция КНР, принята 4 декабря 1982 г. на 5-й сессии Собрания народных представителей КНР 5-го созыва. //– Государство и право. – 2018. – №11. – С.77.
20. Закон о законотворчестве КНР, принят Собранием Народных Представителей КНР 15 марта 2000 г. //– Государство и право. – 2019. – №11. – С.9.
21. Приказам о Руководящих судебных делах, издает Верховный народный Суд КНР с 2011 г. //– Государство и право. – 2018. – №1. – С.66.
22. Общих положений гражданского права КНР, принят Собранием народных представителей КНР 12 апреля 1986 г., действующее гражданское право. //– Государство и право. – 2017. – №8. – С.84.