ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Понятие и характеристика силовых способностей
1.2 Методы и средства развития силовых способностей
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.2.1 Анализ научно-методологической литературы
2.2.2 Педагогические наблюдения
2.2.3 Педагогическое тестирование
2.2.4 Методы математической статистики
2.3 Организация исследования
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Комплекс упражнений по силовой подготовке школьников 4 классов
3.2 Анализ эффективности комплекса упражнений по силовой подготовки школьников 4 классов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В теории и методике физической культуры выделяют ряд основных физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Не случайно в этом перечне силе отведено первое место.
Силой называется одна из основных характеристик физических способностей человека – способность воздействовать на предмет, преодолевая определенное усилие. Силовая подготовка является важным этапом развития, как индивида в целом, так и спортсмена в частности.
Именно силовая подготовленность человека во множестве ее проявлений определяет главным образом его физическую подготовленность, а вместе с этим и его здоровье. Однако это не значит, что при развитии силы другие качества могут оставаться без внимания.
Как правило, физические качества развиваются комплексно, при доминировании одного из них. Занятия гимнастикой формируют человека не только с физической стороны, но и с психологической.
Анализ научно-методической литературы показывает, что одним из необходимых средств, обеспечивающих разностороннее и гармоническое развитие и воспитание школьников, являются гимнастические упражнения, занятия которыми носят образовательно-развивающую и прикладную направленность, способствуя совершенствованию двигательной функции учащихся.
Установлено, что спортсмены, применяемые средства гимнастики, являются более целеустремленными, уравновешенными, дисциплинированными, у них высокоразвиты нравственные качества. Это говорит о том, что гимнастика совершенствует человека, как в физическом, так и в духовном плане [1].
Актуальность: силовые способности являются одними из самых востребованными для занятия многими видами спорта и развития других возможностей.
Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников.
Общий объем страниц – 24, количество использованных литературных источников – 30, рисунков и таблиц – 3.
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Понятие и характеристика силовых способностей
Под «силой» человека утверждает В.И. Лях, понимают способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять внешним силам за счет мышечных усилий.
В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту, спортивному снаряду – при подъеме, собственному телу – при прыжках или в гимнастических упражнениях.
Во втором случае, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику, это внешние воздействия – вес собственного тела или его части – удержание угла в висе или удар соперника в боксе [23].
Константинов. Г.А. утверждал, что силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Данные способности проявляются через двигательную активность [19].
При этом на их выявления оказывают значительное влияние различные факторы, характер которых в каждом случае изменяется и зависит от специфических двигательных условий и действий их осуществлении, вида силовых способностей, половых, индивидуальных или возрастных особенностей человека.
Принято различать такие как:
- собственно мышечные;
- центрально-нервные;
- личностно-психологические:
- биомеханические;
- биохимические;
- физиологические факторы, а также разные условия внешней среды, в которых выполняется двигательные действия.
К собственно мышечным факторам Гладенко, Б.А. относит:
- сокращающие характеристики мышц, зависят которые от соотношения белых, относительно быстро сокращающихся и красных, относительно медленно сокращающихся мышечных волокон;
-производством ферментов мышечного сокращения;
- сила энергообеспечения механизмов анаэробной мышечной работы;
- массу мышц и физиологический поперечник, а также качество координации мышц.
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
Цель исследования: изучить использование средств гимнастики для воспитания силы у учащихся 4-х классов.
Задачи исследования:
1.Разработать экспериментальный комплекс упражнений по силовой подготовке школьников 4 классов с применением методов гимнастики.
2. Провести анализ эффективности комплекса упражнений по силовой подготовке.
Объект исследования: особенности развития силовых способностей у младших школьников.
Предмет исследования: средства и методы гимнастики как одни из средств развития силовых способностей.
Гипотеза исследования: предполагается, что если разработать и внедрить комплекс экспериментальный комплекс упражнений по силовой подготовке с применением методов гимнастики, то уровень развития силовых способностей у детей увеличится.
2.2. Методы исследования
Для решения задач исследования использовались следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- педагогическое тестирование;
- методы математической статистики.
2.2.1 Анализ научно-методологической литературы
Из анализа литературных источников было выявлено, что эффективным методом развития силовых способностей являются специально подготовленные упражнения силовой направленности с использованием элементов гимнастики.
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Комплекс упражнений по силовой подготовке школьников 4 классов
Гимнастическая направленность на уроках физической культуры используется нами как основа для развития силовых способностей у обучающихся 9-10 лет.
Гимнастика располагает разнообразными физическими упражнениями. К ним относятся: строевые упражнения, общеразвивающие, прикладные, прыжки (простые, с препятствий и на препятствие), упражнения в висах и упорах, простейшие упражнения и акробатические, художественной гимнастики. Перечисленные виды гимнастических упражнений содержат различные по трудности движения, поэтому можно выбирать из них наиболее доступные и целесообразные.
Упражнения, включаемые в занятия гимнастикой, не требуют длительных перерывов между повторениями, так как они сравнительно просты по технике и не сложны по координации. Благодаря частым переключениям с одних видов упражнений на другие, обеспечивается активный отдых и снимается утомление.
Комплекс упражнений, выполняемый повторным методом, и методом до отказа.
Обучающимся необходимо разделится на группы по 5 человек. Первая группа становиться на старт для прохождения комплекса, остальные группы находятся в паузе отдыха. Затем происходит смена групп для прохождения комплекса.
Комплекс упражнений на развитие силы:
Упражнение № 1. Приседание на двух ногах.
Упражнение № 2. И.п. о.с. 1 – упор сидя, 2 – упор лежа, 3 – упор сидя, 4 – о.с.
Упражнение № 3. Вис на шведской лестнице, поднимание прямых ног.
Упражнение № 4. Отжимание.
Упражнение № 5. Отведение и приведение прямых рук с гантелями, лежа на спине.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. В ходе исследования был разработан и апробирован комплекс упражнений силовой подготовки младших школьников лет на уроках физической культуры средствами гимнастики на основе индивидуализации нагрузки и учета особенностей разделов школьной программы. Подбирая силовые упражнения для составления комплекса, мы руководствовались следующими принципами: обязательно должны быть упражнения для основных мышечных групп – для мышц шеи, плечевого пояса и рук, мышц спины, брюшного пресса, ног.
2. В ходе экспериментальной работы было изучено влияние комплекса упражнений силовой подготовки средствами гимнастики на силовую подготовленность школьников 4 классов. Для оценки физического развития и силовой подготовленности школьников использовались следующие методы: антропометрия, контрольно-педагогические испытания (тестирование), методы статистической обработки полученных данных.
Уроки физической культуры с использованием упражнений гимнастики способствуют более интенсивному развитию силовых способностей. У учащихся экспериментальной группы по окончании педагогического эксперимента отмечены достоверно более высокие результаты в броске набивного мяча, количестве подъемов туловища. Темпы прироста результатов контрольных упражнений у школьников экспериментальной группы значительно выше, чем у школьников контрольной группы.
Вышеизложенное доказывает эффективность разработанного комплекса упражнений силовой подготовки младших школьников в системе школьных уроков физической культуры.
1. Андреев, В.Н. Атлетическая гимнастика: методическое пособие / В.Н. Андреев, Л.В. Андреева. – M.: Спортивная книга, 2015. – 127 с.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания / В.К. Бальсевич // Педагогика. – 2014. – № 1. – С.26-33.
3. Беляев, А.Н. Физическая подготовка учащихся школьного возраста различных конституционных типов: учебное пособие / А.Н. Беляев. – Волгоград, 2010. – 24 с.
4. Верхошанский, Ю.В. Специальная силовая подготовка / Ю.В. Верхошанский // Легкая атлетика. – 2011. – № 1. – С. 29-36.
5. Витун, В.Г. Основы методики занятий атлетической гимнастикой для студентов курса спортивного совершенствования: методические рекомендации / В.Г. Витун, Е.В. Витун. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 25c.
6. Витун, В.Г. Силовая подготовка студентов в процессе высшего образования: учебное пособие / В.Г. Витун, М.И. Кабышева. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 110 с.
7. Волкова, Н.Л. Применение тренажеров на занятиях по физической культуре старших школьников / Н.Л. Волкова, Г.Н. Пономарев // Культура физическая и здоровье: научно-методический журнал. – 2015. – № 3 (54). – С.110-113.
8. Воложанин, С.Е. Атлетизм как вид специализации по физической культуре / С.Е. Воложанин // Ученые записки университета. – 2017. – № 7 (29). – С. 21-24.
9. Гладенко, Б.А. Атлетами не рождаются: о развитии физических качеств: 8-11 классы / Б.А. Гладенко // Спорт в школе. Первое сентября. – 2013. – № 6. – С. 24-25.
10. Гришина, Ю.И. Основы силовой подготовки: знать и уметь: метод. пособие / Ю.И. Гришина. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 123 с.
11. Гужаловский, А.А. Влияние внеучебных занятий атлетической гимнастикой на физическое развитие и силовую подготовленность студентов / А.А. Гужаловский, И.В. Бельский // Республиканский межведомственный сборник №15. – Минск: Высшая школа, 2015. – С. 36-39.
12. Гузь, С.М. Педагогическая оценка силовой подготовки школьников / С.М. Гузь // Физическая культура в школе. – 2012. – № 4. – С. 50-53.
13. Гузь, С.М. Силовая подготовка школьников / С.М. Гузь // Физическая культура в школе. – 2012. – № 4. – С. 17-23.
14. Гуляева, С.С. Регулирование физических нагрузок на уроках физической культуры / С.С. Гуляева, П.Д. Гуляев // Физическая культура и спорт в современном обществе: труды Всерос. науч. конф. / ДВГАФК. – Хабаровск, 2011. – С.72-74.
15. Гурвич, С.С. Теория спорта: учебник для институтов физической культуры/С.С. Гурвич. – М. Просвещение, 2017. – 204 с.
16. Дворкин, Л.С. Силовая подготовка школьников: учеб. пособие / Л.С. Дворкин, А.А. Хабаров. – Краснодар: КГАФК, 2017. – 236 с.
17. Еремина, Л.В. Атлетическая гимнастика / Л.В. Еремина. – Челябинск, 2011. – 187 с.
18. Иванов, В.Д. Силовая подготовка: методы, принципы, методические приемы / В.Д. Иванов, М.Е. Алексеев, Р.Ф. Гарипов // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 1 (7). – С. 277-280
19. Константинов, Г.А. Силовая подготовка основа физической подготовленности школьников / Г.А. Константинов // Актуальные проблемы подготовки спортсменов в олимпийских и национальных видах спорта на разных этапах многолетнего совершенствования / под. общ. ред. М.Д. Гуляева. – Киров, 2015. – С. 91-95.
20. Лисицкая, Т.М. Тренировка с эспандером. Упражнения с сопротивлением / Т. Лисицкая // Спорт в школе. – 2011. – № 13. – С.28-48.
21. Лобачев, Д.А. Силовая подготовка как один из показателей здоровья / Д.А. Лобачев // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, А.А. Шестакова. – Самара, 2015. – С. 156-158.
22. Лукьяненко, В.П. Развитие силовых возможностей человека как базовая основа для реализации координационных способностей / В.П. Лукьяненко, А.З. Бажев, А.А. Хежев // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 6. – С. 52-54.
23. Лях, В.И. Методика физического воспитания учащихся / В.И Лях. – М.: Просвещение, 2014. – 325 с.
24. Маноккиа, А. А. Анатомия упражнений: Тренер и помощник в ваших занятиях / А. А. Маноккиа. - М.: Эксмо, 2011. - 192 с.
25. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев – М.: Физкультура и спорт. 2011. – 271 с.
26. Мишустин, В.Н. Методика силовой подготовки школьников: учебно - методическое пособие / В.Н. Мишустик. – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. – 136с.
27. Соммер, К. А. Строим гимнастическое тело / К. А. Соммер. – СПб.: Питер, 2014. – 212c.
28. Струков, С. В. Основы фитнес тренировок. / С. В. Струков. – М.: Жанр. 2015. – 503 с.
29. Укран, М.Д. Методика тренировки гимнастов / М.Д. Укран – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 288 с.
30. Цацулин, П.А. Система русских силовых тренировок / П.А. Цацулин. - СПб.: Питер, 2017. – 130с.