ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ
1.1 Классификация и тематика экскурсий
1.2 Общая характеристика исторических экскурсий
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ГУМАНИТАРНОМ КОЛЛЕДЖЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Я. КУПАЛЫ»
2.1 Общая характеристика Гуманитарного колледжа учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы»
2.2 Возможность организации экскурсий на базе колледжа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Туризм – это целая индустрия, в которую входят различные фирмы, учреждения и предприятия, которые организуют досуг путешественников, предоставляют потребителям разнообразные туристические услуги, а также являются объектом изучения многих наук: экономики, социологии, психологии, менеджмента. Это связано с тем, что туризм охватывает не только экономики разных стран, но и их культурное наследие, традиции, религию и ремесла.
Индустрия туризма включает в себя гостиницы, предприятия общественного питания, туристические и экскурсионные агентства, туристические агентства, автотранспортные предприятия и другие. Все они участвуют в организации условий для туризма и отдыха. Успешное развитие туризма оказывает большое влияние на такие ключевые сектора экономики, как транспорт и связь, торговля, строительная индустрия, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и т. д.
Создание развитой индустрии туризма важно как одно из эффективных направлений структурной перестройки экономики. Во многих странах, где сектор туризма активно развивается, государство оказывает ему существенную поддержку: от прямых инвестиций, направленных на формирование инфраструктуры, до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.
Экскурсии, как и любой другой компонент туризма, должны привлекать экскурсантов, вызывать интерес и в идеале приводить к идее вновь посетить страну или, по крайней мере, вызывать желание поделиться впечатлениями с другими потенциальными туристами. Для этого экскурсионные программы должны привлекать туристов, в них должны присутствовать определенные моменты, ключевые объекты показа, анимация, а возможно и необычный вид транспорта для перемещений экскурсантов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ
1.1 Классификация и тематика экскурсий
В Законе Республики Беларусь «О Туризме» представлено следующее определение экскурсии: это туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 часов, посещение физическими лицами, в том числе туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий [9].
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русском языке это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «убегание, военный рейд», затем - «вылет, поездка». Позже это слово было изменено по типу имени на «иа» (экскурс + иа).
Само понятие «сущность» представляет собой набор сторон и отношений, которые характеризуются свойствами, взятыми и учтенными в их естественной взаимозависимости. Сущность заключается во внутреннем содержании субъекта, выражающемся в единстве всех разнообразных и противоречивых форм его бытия [6].
При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо учитывать обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждый тур представляет собой особый процесс деятельности, суть которого определяется конкретными закономерностями (тематическими, целенаправленными, визуальными, эмоциональными, активными и т. д.) [8].
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ГУМАНИТАРНОМ КОЛЛЕДЖЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Я. КУПАЛЫ»
2.1 Общая характеристика Гуманитарного колледжа учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы»
Гуманитарный колледж – одно из старейших средних специальных учебных заведений Республики Беларусь. Свою историю колледж ведет с 1894 года, когда директор народных училищ Н.П. Фивейский обратился к главе Гродненской городской Думы с просьбой об открытии в городе Гродно городского училища для более широких народных слоев общества. В результате длительной переписки дирекции народных училищ с управлением Виленского учебного округа 1 июля 1898 года было получено разрешение об открытии в городе Гродно городского 4-х классного училища.
К столетию со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина, 27 мая 1899 года, состоялась торжественная закладка городского 4-х классного Пушкинского училища по улице Софийской в г. Гродно. В воскресенье 29 августа 1899 года совершилось торжественное открытие Пушкинского училища.
Срок обучения составлял шесть лет. Была установлена плата за обучение в размере 10 рублей в год. Дети бедных родителей освобождались от оплаты, если своим прилежным поведением заслуживали этого. Педагогический совет городского училища с 16 по 25 августа 1899 г. Желающих поступить было 200 человек (сдавали диктант, арифметику и Закон Божий). Выдержали экзамен удовлетворительно 123 человека, из них 84 были приняты в училище [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.
Исторические экскурсионные программы тесно взаимосвязаны между собой, поскольку основаны на интеграции исторического материала в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы, элементы природоведческих экскурсий находят отражение практически во всех типах тематических экскурсий, что зависит от условий реализации экскурсионных программ, от ресурсов познавательного плана культурно-исторических центров туристского региона, объединенных общей темой экскурсионной программы.
Гуманитарный колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» является одним из старейших учебных заведений среднего специального образования нашей страны. Свою историю колледж ведет с 1894 года, когда директор народных училищ Н.П. Фивейский обратился к главе Гродненской городской Думы с просьбой об открытии в городе Гродно городского училища для более широких народных слоев общества. В результате длительной переписки дирекции народных училищ с управлением Виленского учебного округа 1 июля 1898 года было получено разрешение об открытии в городе Гродно городского 4-х классного училища.
Уже значительный период времени в Гуманитарном колледже реализуется проект «Колледж-музей», в рамках которого педагогическому коллективу и коллективу учащихся удалось связать все этапы становления и развития учебного заведения с 19 по 21 век.
1. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма/А.В. Бабкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 252с.
2. Биржаков, М.Б. Введение в туризм/ М.Б. Биржаков. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2008. – 320 с
3. Ганский, В.А. Экскурсоведение: учебно-методический комплекс для студентов спец. 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство» / В.А. Ганский, Е.В. Вовнейко; под общ. ред. В.А. Ганского. – Новополоцк: ПГУ, 2012. – 254 с.
4. Ганский, В.А., Вовнейко, Е.В. Экскурсоведение: учебно-методический комплекс для студентов спец. 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство» / В.А. Ганский, Е.В. Вовнейко; под общ. ред. В.А. Ганского. – Новополоцк: ПГУ, 2012. – 254 с.
5. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Туризм» (квалификация «бакалавр») / Е. А. Джанджугазова. – М. : Академия, 2014. – 270 с.
6. Добрина, Н. А. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н. А. Добрина; Рос. Акад. образования; Моск. психол.-соц. ин-т. − М.: Флинта, 2012. – 286 с.
7. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие / Г. П. Долженко. – Москва: МарТ, 2005. – 271 с.
8. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник./ Б.В. Емельянов// Москва, «Издательство «Советский спорт», 2007. - 216 с.
9. Закон Республики Беларусь О туризме 326-З от 25.11.1999 г.
10. Зорин, И.В. Туризм как вид деятельности. Учебник/ Т.П. Каверина, Квартальнов В.А., И.В. Зорин. – М.: Финансы и статистика. 2005. – 288с.
11. Квартальнов, В. А. Туризм: Учебник/ В.А. Квартальнов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 542 с.
12. Кулгина, Е.В. Виды туризма. Уч. пособие/ Е.В. Кулгина,– Омск: ОГИС, 2003. – 46 с.
13. Леута, П. И. Трудовое воспитание и обучение в школах Белорус сии конца XVIII– XIX вв.: Автореф. дис....канд. пед. наук / Бел. НИИ образ. – Минск, 1991. – 18 с.
14. Лухверчик В.Н. Становление и развитие среднего педагогичес кого образования в дореволюционной Беларуси (вторая половина XIX – начало ХХ вв.): Автореф. дис....канд. пед. наук / БГПУ им. М. Танка. – Минск, 1997. – 19 с.
15. Мазуркевич В. П. Першыя дзяржаўныя школы и стварэнне дзяр жаўнай сістемы адукацыі / В.П. Мазуркевич // Народная асвета. – 2001. – № 12. – С. 61–64.
16. Официальный сайт Гуманитарного колледжа учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» [Электронный ресурс] режим доступа: URL https://gumcol.grsu.by/index.php/college/contacts
17. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2004 года № 824 «О реорганизации Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
18. Савина, Н.В. Экскурсоведение: практикум для студентов факультета межкультурных коммуникаций / Н.В. Савина.– Минск: МГЛУ, 2014. – 228с.
19. Тарханова, Н.П. Технологии туризма: Учебное пособие/ Н.П. Тарханова. – Челябинск: Уральская академия, 2011. – 164 с.
20. Третьякова Т.Н. Виды и тенденции развития туризма: Учебное пособие/ Т.Н. Третьякова – Челябинск: ФГОУ ВПО УралГУФК, 2008. – 272 с.
21. Цецохо, С.П. Экскурсоведение: пособие / С. П. Цецохо, В. К. Нестерович, Л. В. Сакун; Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Учреждение образования "Белорусский государственный университет физической культуры". – Минск : БГУФК, 2009. – 103 c.
22. Черных, Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: Учебное пособие/ Н.Б. Черных. – М.: Советский спорт, 2002 – 320 с.