ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
1.1. Особенности общения детей дошкольного возраста
1.2. Возрастные особенности и развитие психических процессов детей старшего дошкольного возраста
1.3. Характеристика связной речи: задачи и содержание
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
1.1. Особенности общения детей дошкольного возраста
Радость и несчастье, благополучие и беспокойство, мы спешим друг к другу, чувствуем потребность поделиться своими мыслями и раздумьями, болью и радостью, выслушать совет или Утешение. Нас притягивает друг к другу не только ожидание помощи и участия. Общение – это вопрос размышления вслух, не обязательно особенно необходимого, но необходимого для ума и сердца. В общении рождается духовная близость, обогащается наш внутренний мир, исчезает чувство одиночества. Не всегда жизненные ситуации только способствуют дружеским контактам и приятным разговорам. Однако даже в конфликтных и трудных ситуациях общение приносит облегчение, если мы проявляем взаимную терпимость, энтузиазм и находчивость.
Никакой материальный объект не может сделать человека счастливым. Часто те, кто окружает себя комфортом, одиноки и чувствуют себя усталыми и неудовлетворенными жизнью. Только общаясь с другими людьми, человек найдет себя. Поэтому такие вопросы, как культура общения, личность и стиль поведения каждого из нас, должны быть тщательно изучены и хорошо продуманы.
Дошкольное образование выделяет одно из направлений воспитания-социально-коммуникативное развитие дошкольника является приоритетным направлением его жизнедеятельности. Современные дети стремятся к самоутверждению и персонализации в обществе, но важно воспитывать в них социально значимые качества и учить их быстро и гибко адаптироваться в обществе, помогая им войти в социальную жизнь через культуру и общение. Перед дошкольным образованием стоит новая задача: не только организовать социальное развитие дошкольников, но и научить детей взаимодействовать с окружающими при вхождении в общество и руководствоваться общественно-нравственными ценностями. Трубайчук Л. В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста//Вестник челябинского государственного педагогического университета. – 2015.-№ 6- с 85-91.
Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками качественно видоизменяются. Лисина М. И. Развитие общения со сверстниками [Текст] //Дошкольное воспитание / М. И. Лисина. – 2009. – № 3. – С. 22.
1.2. Возрастные особенности и развитие психических процессов детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).
Несмотря на то, что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи словаоценки «хороший» - «плохой», «добрый» - «злой», значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий – «вежливый», «честный», «заботливый» и др.
Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
1.3. Характеристика связной речи: задачи и содержание
Связная речь – это высшая форма речевой деятельности, определяющая уровень речи и умственного развития личности ребенка [60]. Главное условие благополучной подготовки детей к учебе в школе – овладение связной речью [30]. В данное время проблема формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста является актуальной и существенной.
Речь – это произношение или восприятие звуков, имеющих такой же смысл, и такое же значение, что и система знаков письма.
Наша речь имеет несколько компонентов: грамматический строй, звуковой состав, словари. Существуют две формы речи: устная и письменная. В разговорной речи можно выделить две стороны: экспрессивную (воспроизведение речи) и импрессивную (восприятие речи).
Высказывание определенной темы составляют связную речь. Наша связная речь осуществляется образно, логично, подробно, грамматически правильно и последовательно.
К концу второго года жизни начинает появляться фразовая речь, которая состоит из 2-3 слов, выражающие требования. Если у детей не появляется элементарная фразовая речь к 2 годам, то его темп речевого развития отстает от нормы. Речь ребенка появляется при индивидуальном общении его со взрослым. Ребенок должен постоянно ощущать эмоциональное участие в его жизни и видеть лицо говорящего человека на близком расстоянии Воробьева, Т. А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи [Текст] / Т. А. Воробьева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 3. – С. 38-41.
К третьему году жизни у ребенка появляется потребность в общении. С развитием способности ребенка к созданию слов, в конце второго года жизни, в начале третьего года, количество общих слов увеличивается. Сначала это проявляется как рифмовка, и только потом придумывает (выдумывает) слова с определенным смыслом, с новым смыслом. Трехлетний ребенок постепенно начинает правильно соединять разные слова в предложении. В этом возрасте ребенок начинает употреблять существительные, в случае форм единственного и множественного числа, с союзами для образования сложной фразы.
В речи ребенка, начиная со второй половины третьего года жизни, количество прилагательных начинает расти и увеличиваться. Дети активно используют диалог при разговоре и общении. После трех лет овладения звуковым произношением и восприятием звука у детей развивается бурно. К четырем-пяти годам у ребенка полностью формируется нормальное речевое развитие.