ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность понятия «творческие способности детей дошкольного возраста»
1.2 Сущность и содержание музыкально-игровой деятельности детей дошкольного возраста
1.3 Особенности развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
2.2 Методы и приемы развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности
2.3 Анализ эффективности опытно-экспериментально работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия детей дошкольного возраста таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде». Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей. Это было доказано в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохора и др.
Если «музыка – модель человеческих эмоций» (В.В. Медушевский), если она отражает наши «чувства, эмоции, настроения» (Б.М. Теплов), то, естественно, умение слышать их в музыке и откликнуться на них является определяющим моментом музыкальности. Если человек, не обладающий хорошим музыкальным слухом, чувством музыкального ритма или другими музыкальными способностями, любит музыку, чувствует её, стремится слушать, заниматься ею, значит он музыкален [16].
Исследования таких известных ученых и педагогов, как Теплов Б.М., Радынова О.П., Ветлугина Н.А. доказывают возможность и необходимость формирования музыкальности у всех детей без исключения, начиная с раннего возраста.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Л.С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, что¬бы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и пережи¬вания детей. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении, а музыка должна быть главнейшим стимулом игры [6].
Музыкально-игровая деятельность, представлена в форме музыкально-дидактических игр, различных подвижных, хороводных, пальчиковых, игр-драматизаций, в играх-диалогах, играх-импровизациях, а также игровых приёмов (особенно используется с детьми младшего дошкольного возраста), ситуаций.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность понятия «творческие способности детей дошкольного возраста»
В настоящее время общие теоретические проблемы психологии творчества изучены достаточно полно в исследованиях Брушлинского А.В., Пономарева Я.А., Рубинштейна С.Л., Тихомирова О.К. и др.). Творчество – одна из основных категорий психологии. При определении творчества используются три подхода: гносеологический, аксиологический и объединяющий их целостный.
Первый определяет творчество как поиск путей решения нестандартной задачи в условиях неопределенности (Асмолов А.Г., Поддяков Н.Н.).
Второй подход фокусируется на парадигме культурных исследований, которая фокусируется на человеческой личности в целом и рассматривает творчество как прорыв в неизвестное будущее, основанный на проникновении в глубины своего существования или как поток развития, который приходит с помощью интуиции (Ясперс К., Бергсон А.). Личность творца признали представители описательной психологии К.А. Абулханова-Славская, В. Андреев, Ю.Б. Гатанов; представители психоанализа З. Фрейд, К. Юнг и Б.Г. Ананьев, В.И. Мясищев, Э. Фромм, П. Якобсон.
В рамках третьего – целостного – подхода можно выделить взгляды на творчество как систему взаимоотношений личности и мира (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.). В.В. Давыдов определял творчество как реальное преобразование объективной реальности, культуры и себя [8].
В то же время, несмотря на разнообразие трактовок, определения творчества можно выделить по общим существенным признакам: во всех случаях оно предполагает создание чего-то нового, оригинального. Однако фактическая новая концепция требует уточнения. Есть мнение, что новое следует интерпретировать как новое для конкретного субъекта, а не в общечеловеческом смысле. Есть и другое толкование этого понятия: новизна («оригинальность») видится не в индивидуальном, а в социальном смысле, т.е. продукт творчества соотносится не со знаниями, которые человек имел до начала творческой деятельности, а с продуктами деятельности других людей.
В приведенных выше интерпретациях феномен творчества определяется через его продукт. Есть также несколько определений творчества, подчеркивающих мыслительные качества творческой личности. Обобщая различные определения творчества, Р. Холмен пишет: «Творчество – это сплав восприятия, которое осуществляется по-новому (МакКелланд), способность находить новые связи (Кьюби), возникновение новых отношений (Роджерс), появление новых композиций (Мюррей), склонность к исполнению и создание нововведений (Лассауэль), активность разума, ведущая к новым прозрениям (Жерар), преобразование опыта в новую организацию (Тейлор), воображение новых констелляций значений (Гизелин)» [19, c. 4].
Выводы по первой главе
В самом общем виде творческие способности определяются следующим образом – это индивидуальная характеристика качества человека, определяющая его успешность в различной творческой деятельности. Стоит уделить внимание музыкальным способностям как одним из творческих способностей. Музыкальные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые определяют восприятие, исполнение, сочинение музыки и обучение в области музыки. В той или иной степени почти все люди обладают музыкальными способностями. Проявляющиеся индивидуально выраженные музыкальные способности называются музыкальным талантом, музыкальной одаренностью.
Музыкально-игровая деятельность подразделяется на два основных типа обучения: игра и музыкальное искусство. Здесь музыка выступает в качестве эмоционально-образного звукового контекста, который усиливает эмоциональные переживания ребенка с определенной ролью в игре. Музыкальные игры используются как тренировка для развития личностных качеств человека. Они также учат детей понимать и выражать различные эмоциональные состояния, сопереживать другим, уметь адаптироваться к своим партнерам по игре и развивать стремление к победе, стремление к результатам. Все музыкальные навыки развиваются не только в различных видах музыкальной деятельности, но также с помощью музыкальных и дидактических игр и учебных пособий.
Музыкальные дидактические игры и учебные пособия, используемые в музыкальной игровой деятельности, способствуют развитию у детей основных музыкальных навыков: модальных чувств, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Основная цель – научить детей любить музыку в форме доступных игр, заинтересовать их азами музыкальной грамотности, обогатить новыми впечатлениями, развить инициативу, самостоятельность и творческие способности.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
Целью опытно-экспериментальной работы являлось выявление уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста и дальнейшее их развитие посредством занятий в кружке творчества.
В эксперименте принимали участие 41 ребенок младшего дошкольного возраста: контрольная группа - 20 человек и экспериментальная группа - 21 человек. Участники экспериментальной группы посещали кружок творчества, занятия которого направлены на развитие творческих способностей. Контрольная группа специальных занятий не посещала.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:
Констатирующий этап – диагностика уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством выбранных методик.
Формирующий этап – организация и проведение работы с детьми из экспериментальной группы в кружке декоративно-прикладного творчества, направленной на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Контрольный этап – проведение контрольного замера и сравнительного анализа результатов диагностики уровня развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах.
Задачи констатирующего этапа эксперимента включают:
– выявить содержание творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
– установить наличие сформированных творческих способностей;
– определить уровни развития творческих способностей.
Для анализа и обобщения результатов исследования были выявлены уровни развития творческих способностей и их характеристики (табл. 1).
Выводы по второй главе
Цель опытно-экспериментальной работы – выявление уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста и дальнейшее их развитие посредством занятий в кружке творчества.
В эксперименте принимали участие 41 ребенок младшего дошкольного возраста: контрольная группа в составе 20 человек и экспериментальная группа в составе 21 человек. Участники экспериментальной группы посещали кружок творчества, занятия которого направлены на развитие творческих способностей. Контрольная группа специальных занятий не посещала.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа.
Для диагностики уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста нами были использованы методика «Самооценка творческих способностей» Е.Е. Туник и Тест «Творческие способности».
Полученные данные сориентировали нас на разработку цикла занятий по музыкально-игровой деятельности, направленный на развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Цель занятий – развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества.
Далее проводилась контрольная диагностика уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. На контрольном этапе применялись те же методики, что и в процессе констатирующего эксперимента.
После проведение контрольного замера и сравнительного анализа результатов диагностики уровня развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах было выявлено, что результаты экспериментальной группы значительно изменились в лучшую сторону, повысился уровень творческих способностей, что касается контрольной группы, изменений не произошло.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В самом общем виде творческие способности определяются следующим образом – это индивидуальная характеристика качества человека, определяющая его успешность в различной творческой деятельности. Стоит уделить внимание музыкальным способностям как одним из творческих способностей. Музыкальные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые определяют восприятие, исполнение, сочинение музыки и обучение в области музыки. В той или иной степени почти все люди обладают музыкальными способностями. Проявляющиеся индивидуально выраженные музыкальные способности называются музыкальным талантом, музыкальной одаренностью.
Музыкально-игровая деятельность подразделяется на два основных типа обучения: игра и музыкальное искусство. Здесь музыка выступает в качестве эмоционально-образного звукового контекста, который усиливает эмоциональные переживания ребенка с определенной ролью в игре. Музыкальные игры используются как тренировка для развития личностных качеств человека. Они также учат детей понимать и выражать различные эмоциональные состояния, сопереживать другим, уметь адаптироваться к своим партнерам по игре и развивать стремление к победе, стремление к результатам. Все музыкальные навыки развиваются не только в различных видах музыкальной деятельности, но также с помощью музыкальных и дидактических игр и учебных пособий.
Музыкальные дидактические игры и учебные пособия, используемые в музыкальной игровой деятельности, способствуют развитию у детей основных музыкальных навыков: модальных чувств, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Основная цель – научить детей любить музыку в форме доступных игр, заинтересовать их азами музыкальной грамотности, обогатить новыми впечатлениями, развить инициативу, самостоятельность и творческие способности.
Цель опытно-экспериментальной работы – выявление уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста и дальнейшее их развитие посредством занятий в кружке творчества.
В эксперименте принимали участие 41 ребенок младшего дошкольного возраста: контрольная группа в составе 20 человек и экспериментальная группа в составе 21 человека. Участники экспериментальной группы посещали кружок творчества, занятия которого направлены на развитие творческих способностей. Контрольная группа специальных занятий не посещала.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа.
Для диагностики уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста нами были использованы методика «Самооценка творческих способностей» Е.Е. Туник и Тест «Творческие способности».
1. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей : Учеб. пособие / В. П. Анисимов; М-во образования Рос. Федерации. Твер. гос. ун-т. – Тверь : Твер. гос. ун-т, 2002. – 92 с.
2. Апраксина, О.А. Музыка в воспитании творческой личности // Музыкальное воспитание в школе / О.А. Апраскина. – М. : Музыка, 2012. – 152 с.
3. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. – М. : Наука, 2014. – 219 с.
4. Бодраченко, И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей / И.В. Бодраченко. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 144 c.
5. Буренина, А.И. Музыкальная палитра / А.И. Буренина. – СПб. : Музыкальная палитра, 2004. – №2 – С. 3-6.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М. : СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
7. Грозных, П. А. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста / П. А. Грозных // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. – Пермь : Меркурий, 2011. – 191 с.
8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб. : Издательство «Питер», 2015. – 368 с.
9. Ильина, М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики/ М.В. Ильина. – М. : Национальный книжный центр, 2016. – 244 с.
10. Комисарова, Л.И. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников/ Л.И. Комисарова. – М. : Просвещение, 2016. – 144 с.
11. Кондратьева Н.В. Структура творческих способностей младших школьников/ Н.В. Кондратьева, В.П. Ковалев // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – с. 51-58.
12. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. – М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
13. Лук, А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. – М .: Изд-во Политической литературы, 2017. – С. 122.
14. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 340 с.
15. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников/ О.П. Радынова, А.И. Катинене. – М. : Академия Москва, 2018. – 240 с.
16. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов; Рос. акад. наук. Ин-т психологии. – М. : Наука, 2003. – 377с.
17. Эльконин, Д.Б. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика/ Д.Б. Эльконин. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 280 с.
18. Учебная программа дошкольного образования. –Минск : Национальный институт образования, 2019. – 479 с.
19. Холмен, Р. Дж. Необходимые условия творчества / Творчество: его педагогическое значение. – Р. Дж. Холмен. – Сидней, 2007. – с. 21.
20. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. – М. : Логос, 2016. – 320 с.