ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие дискурса в современной коммуникационной лингвистике
1.1 Дискурс, классификация дискурса
1.2 Характеристика экологического дискурса
1.3 Понятие коммуникативной стратегии и тактики
1.3.1 Понятие тактики убеждения
1.3.2 Петиция как жанр экологического дискурса
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Лингво-прагматический анализ коммуникативных стратегий и тактик убеждений в экологическом дискурсе
2.1 Коммуникативные стратегии и тактики убеждения и их реализация в экологическом дискурсе (на материале английских петиций)
2.1.1 Коммуникативные стратегии в рамках реализации экологического дискурса (на примере английских петиций)
2.1.2 Коммуникативные тактики в рамках реализации экологического дискурса (на примере английских петиций)
2.2 Коммуникативные стратегии и тактики убеждения и их реализация в экологическом дискурсе, на материале русскоязычных петиций
2.1.1 Коммуникативные стратегии реализации экологического дискурса на материале русскоязычных петиций
2.2.2 Коммуникативные тактики экологического дискурса на примере русскоязычных петиций
2.3 Сравнительно-сопоставительный анализ англо- и русскоязычных петиций (можно в виде таблицы)
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение особенностей коммуникативных стратегий в научном дискурсе – одно из актуальных направлений современной лингвистики. Исследования коммуникационных стратегий проводили такие лингвисты-ученые, как О. В. Ломоносов. О. С. Иссерс, Е. В. Пилгуй. Особенности реализации коммуникативной стратегии убеждения также отводят важное место в изучении коммуникативных стратегий, изучению этой стратегии посвящены работы таких ученых, как Н. Н. Пелевина, О. С. Иссрес, Е. В. Пилгуй, Н. Б. Варгина и др.
Ученые приводят в научном тексте ряд классификаций особенностей реализации данной стратегии, что создает разнообразные подходы к изучению данной стратегии. Основой для исследования в данной статье стала классификация средств реализации коммуникативной стратегии Н. Н. Пелевиной, в которой определены основные и необязательные средства реализации стратегии убеждения. Материалом для исследования послужили тексты научных статей по экономике, природопользованию и информационным системам, размещенные на официальных сайтах научных работ.
Актуальность исследований определяется возрастающим значением коммуникативной стратегии и тактики в прагматическом мире, которая охватывает все сферы деятельности, в том числе и окружающую среду, как сферу интересов современной общественности [1, с.33].
В рамках изучения экологического дискурса на основе русскоязычных и англоязычных петиций, необходимо отметить, что в данных петициях формируется совершенно отличная система применения коммуникативных техник и тактик убеждений.
Исследованиями в области изучения коммуникативных стратегий и тактик в рамках экологического дискурса занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо отметить таких как Л.А. Азнабаева, Н.Д. Арутюнова, А.Р. Балаян, А.Н. Баранов, В.П. Белянин, Э. Бенвентист и т.д.
Данные исследователи определяли особенности применения коммуникативных стратегий и тактик в рамках различных типов дискурса.
Нами был разработан понятийный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: коммуникативные стратегии и тактики убеждения.
Предмет исследования: особенности применения коммуникативных стратегий и тактик убеждения в рамках экологического дискурса.
Цель исследования: изучить и обосновать особенности применения коммуникативных стратегий и тактик убеждения в рамках экологического дискурса.
Глава 1. Понятие дискурса в современной коммуникационной лингвистике
1.1 Дискурс, классификация дискурса
Термин «дискурс» был предложен Т.А. Ван Дейком в 1977 году в исследовании «Текст и контекст. Исследования в семантике и прагматике дискурса». Как указывает А.П. Алексеев, в предисловии к сборнику статей Т.А. Ван Дейка «Язык. Познание. Коммуникация», концепция не была решена сразу, она дорабатывалась десятилетиями, и, наконец, дискурс стал пониматься как сложное коммуникативное явление, включающее в себя, помимо текста, еще и экстралингвистические факторы (знания, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста. Формулировки важнейших параметров дискурса, таких как «тема», «участники общения», «способ общения» [2, с.88].
С годами тема дискурса стала пониматься как сфера социального взаимодействия, в которой участники оперируют языком: перспектива «участников общения» включала в себя их статус и ролевые задачи, социально значимые отношения, в которые они вовлечены; «способ дискурса» представлялся как функция, выполняемая для достижения определенной цели, а также формальную и содержательную организацию текста, канал его представления (устного или письменного), коммуникативную цель (побуждение, убеждение, объяснение и т. д.).
Помимо определения «дискурса» и его основных параметров, широко обсуждалась проблема выбора типов дискурса. Многие лингвисты утверждают, что видов дискурса столько же, сколько и человеческой деятельности, поскольку каждая деятельность порождает свой тип дискурса со своей внутренней организацией. Таким образом, основным критерием типологизации дискурса является тема [3, с.58].
Параметр «тема» позволяет выделить следующие типы дискурсов: педагогический, политический, экономический, научный, критический, этический, правовой, военный, медицинский и др. Как видно, этот список открыт.
Таким образом, нами были рассмотрены понятия «дискурс» и особенности его классификации, которые выделяют такие разновидности как педагогический, политический, экологический и т.д. Каждый из видов дискурса определяется специфическими целями и задачами, которые реализуются посредством применения определенных стратегий и тактик коммуникации.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Анализ литературных источников показал, что дискурс представляет собой сложное коммуникативное явление, включающее в себя, помимо текста, еще и экстралингвистические факторы. Экологический дискурс включает в себя множество стилей и жанров, от монографий до произведений популярной и художественной литературы, в которых обсуждаются проблемы, связанные с окружающей средой, представляются знания об окружающей среде, формируется экологическая компетентность.
Коммуникативные стратегии направлены на формирование определенной направленности речевой активности говорящего. Тактики убеждения направлены на формирование определенной речевой позиции оппонента по общению. Основными способами убеждения являются такие как аргументация, прямое и косвенное подтверждение.
Петиция представляет собой особый документ, который как ходатайство может быть направлен в специализированный орган в соответствии с конкретной проблемой. Петиции составляются в соответствии с определенными правилами и нормами отправления.
Глава 2. Лингво-прагматический анализ коммуникативных стратегий и тактик убеждений в экологическом дискурсе
2.1 Коммуникативные стратегии и тактики убеждения и их реализация в экологическом дискурсе (на материале английских петиций)
2.1.1 Коммуникативные стратегии в рамках реализации экологического дискурса (на примере английских петиций)
Активная работа международных, региональных и национальных экологических организаций способствует институционализации глобального экологического движения, внося серьезный вклад в расширение глобального инновационного сознания политической элиты, экономистов, бизнесменов и отдельных граждан разных стран.
Экологический дискурс сегодня играет все более заметную роль в формировании экологически ориентированного общества, поэтому внимание лингвистов неуклонно растет. Целесообразно описать лингвистическую и прагматическую организацию англоязычного экологического дискурса с помощью понятий цели, намерения, прагматического отношения, стратегии, тактики [22, с.58].
Понятие «цель» имеет институционализированный статус и для экологического дискурса определяется желанием создавать, общаться и пропагандировать экологические знания для сохранения природы на планете и улучшения жизни человека. Понятия намерения и прагматического отношения интерпретируются как две стороны реализации замысла автора:
- первая – невербализованная – стадия формирования определенного намерения что-либо сообщить;
- вторая – стадия вербализации этого намерения, его конкретной реализации в речи [22, с.15].
Таким образом, мы рассматриваем прагматическую установку как материализованное в тексте конкретное намерение адресата оказать соответствующее воздействие на публику. Под стратегией понимается концептуальный и тематический план речевого действия, включающий множество вариантов ее реализации; тактика – это конкретная реализация стратегии.
Список англоязычных экологических петиций, анализируемых в рамках данного параграфа:
1. Eight Million Tons of Plastic Dumped in Ocean Every Year [7]. / В океан ежегодно сбрасывается восемь миллионов тонн пластиковых отходов (National Geographic) (здесь и далее перевод авторов статьи. - Е. М., А. К.).
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Лингвопрагматика экологической петиции представлена стратегически-тактической организацией – комплексом стратегий информирования, убеждения и оценки, повышающих активность адресата. Эти стратегии реализуются в виде информационно-разъяснительной тактики.
При этом необходимо использовать тактику привлечения внимания, аргументации через обращение к фактам, авторитетное мнение, чувства адресата, тактику позитивного самоуважения и клеветы на оппонента, тактику побуждения, приглашения, призывов, обращения.
Тактическая организация анализируемого дискурса реализуется различными языковыми средствами, среди которых преобладают лексические единицы с оценочной составляющей смысла, термины предметной области «Экология», идиомы. На грамматических и лексико-грамматических уровнях широко представлены прилагательные, личные местоимения, числа, модальные глаголы, целевые инфинитивы, императивы. Прагматический эффект экологического дискурса создается также с помощью таких стилистических средств, как лексические повторы, синонимы, антонимы, метафоры, сравнения, выразительные синтаксические конструкции.
Экологический дискурс представляет собой сложное многожанровое явление. Существует узкое и широкое понимание экологического дискурса, под которым понимаются все тексты, оказывающие прямое или косвенное влияние на экологическое сознание получателя. Мы рассматриваем петиции, связанные с экологическим дискурсом, в рамках крупных петиций экологического дискурса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что дискурс представляет собой сложное коммуникативное явление, включающее в себя, помимо текста, еще и экстралингвистические факторы. Экологический дискурс включает в себя множество стилей и жанров, от монографий до произведений научной и художественной литературы, в которых обсуждаются проблемы, связанные с окружающей средой, представляются знания об окружающей среде, формируется экологическая компетентность.
Коммуникативные стратегии направлены на формирование определенной направленности речевой активности говорящего. Тактики убеждения направлены на формирование определенной речевой позиции оппонента по общению. Основными способами убеждения являются такие как аргументация, прямое и косвенное подтверждение.
Петиция представляет собой особый документ, который как ходатайство может быть направлен в специализированный орган в соответствии с конкретной проблемой. Петиции составляются в соответствии с определенными правилами и нормами отправления.
Лингвопрагматика экологической петиции представлена стратегически-тактической организацией – комплексом стратегий информирования, убеждения и оценки, повышающих активность адресата. Эти стратегии реализуются в виде информационно-разъяснительной тактики.
При этом необходимо использовать тактику привлечения внимания, аргументации через обращение к фактам, авторитетное мнение, чувства адресата, тактику позитивного самоуважения и клеветы на оппонента, тактику побуждения, приглашения, призывов, обращений.
Тактическая организация анализируемого дискурса реализуется различными языковыми средствами, среди которых преобладают лексические единицы с оценочной составляющей смысла, термины предметной области «Экология», идиомы. На грамматических и лексико-грамматических уровнях широко представлены прилагательные, личные местоимения, числа, модальные глаголы, целевые инфинитивы, императивы. Прагматический эффект экологического дискурса создается также с помощью таких стилистических средств, как лексические повторы, синонимы, антонимы, метафоры, сравнения, выразительные синтаксические конструкции.
Экологический дискурс представляет собой сложное многожанровое явление. Существует узкое и широкое понимание экологического дискурса, под которым понимаются все тексты, оказывающие прямое или косвенное влияние на экологическое сознание получателя. Мы рассматриваем петиции, связанные с экологическим дискурсом, в рамках англоязычных и русскоязычных петиций в рамках экологического дискурса.
1. Айзенберг, X. О предмете лингвистической теории текста / Новое в зарубежной лингвистике. – М.: Академия, 2008. – 247 с.
2. Алексеев, А.П. Аргументация. Познание. Общение / А.П. Алексеев. – М.: МГУ, 2011. – 150 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 375 с.
4. Арутюнова, Н.Д. Предложение и его смысл / Н.Д. Арутюнова. – М.: Академия, 2006. – 247 с.
5. Баранов, А.Н., Крейдлин Г.Е. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога // Вопросы языкознания – №2. – 1997. – С. 84-100.
6. Баранов, А.Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход) // Автореф. дис. д-ра филол. наук. – М.: Академия, 1990. – 48 с.
7. Басинская, М. В. Исследование лексико-семантических особенностей экологического дискурса в рамках языковой экологии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. –2014. – Вып. 20 (706). – С. 32-41.
8. Баталова, Т.М. Соотношение предикативных и релятивных отрезков текста / Т.М. Баталова. – М.: Академия, 2007. – 234 с.
9. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин – М.: Русские словари, 2006. – 206 с.
10. Беляева, A.B., Майклз С. Монолог, диалог и полилог в ситуациях общения // Полилогические исследования. – 2005. – №11 – С. 219-243.
11. Блакар, P.M. Язык как инструмент социального власти / Р.М. Блакар // Язык и моделирование социального взаимодействия. – М.: Прогресс, 2007. – 172 с.
12. Брутян, Г.А. Очерк теории аргументации / Г.А. Брутян. – Ереван: Изд-во АН Армении, 2012. – 303 с.
13. Борисова, И. Н. Дискурсивные стратегии в дискурсивном диалоге / И. Н. Борисова // Русская разговорная речь как явление городской культуры / под ред. Т. В. Матвеевой. – Екатеринбург: АРГО, 1996. – С.22-25
14. Вольф, Е. М. Состояния и признаки: оценки состояний / Е. М. Вольф / Е.М. Вольф // Семантические типы предикатов. – 2012. – №21 – 256 с.
15. Городецкий, Б. Ю. От лингвистики текста – к лингвистике общения / Б. Ю. Городецкий // Язык и социальное познание. –2010. – №2 – 147 с.
16. Григорьева, В.С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты: монография / В.С. Григорьева. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. – 288 с.
17. Зернецкий В. П. Лингвистические аспекты теории речевой деятельности / В. П. Зернецкий // Языковые процессы и единицы : межвуз. сб. науч. тр. – Калинин : КГУ 1988. – 258 с.
18. Ивин, А.А. Риторика: искусство убеждать: учебное пособие / А.А. Ивин. – М.: Фаир-Пресс, 2003. – 304 с.
19. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс.– М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 288 с.
20. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. – М.: Гнозис, 2004. – 390 с.
21. Стернин, И. А. Введение в речевое воздействие / И. А. Стернин. – Воронеж, 2001. – 147 с.
22. Сухих, С. А. Структура коммуникантов в общении / С. А. Сухих // Языковое общение: процессы и единицы : межвуз. сб. науч. тр. – Калинин : КГУ, 2008. – 258 с.
23. Чудинов, А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000) / А.П. Чудинов. – Екатеринбург: УрГРУ, 2001. – 238 с.