ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие эмоционального интеллекта
1.2 Понятие межличностных отношений
1.3 Развитие межличностных отношений в подростковом возрасте
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация, методы и методика исследования
2.2 Особенности эмоционального интеллекта подростков
2.3 Различия в межличностных отношениях подростков
2.4 Особенности влияния эмоционального интеллекта на межличностные отношения в подростковом возрасте
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время успешная адаптация личности к запросам современного общества невозможна без развитого эмоционального интеллекта, умения устанавливать успешное взаимодействие с другими людьми. Опираясь на собственные и чужие эмоции, люди учатся распознавать и получать информацию о том, что происходит в окружающей действительности. Развитие эмоционального интеллекта выступает фактором просоциального и другого позитивного поведения, так как он оптимизирует межличностные взаимодействия и характер общения. Успешное общение, будучи важнейшей характеристикой личности, выступает фактором гармоничного функционирования личности во внешней среде. Несмотря на различия в подходах, представители разных концепций сходятся во мнении, что эмоциональный интеллект – это один из позитивных факторов индивидуальности для межличностного взаимодействия, который необходимо развивать. Однако данное мнение не подкреплено, в достаточной степени, экспериментальными исследованиями.
Изучением феномена эмоционального интеллекта занимались многие отечественные (И.Н. Андреева, М. А. Манойлова, Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига, Д.В. Люсин и др.) и зарубежные (Д. Гоулман, П. Сэловей и Ю. Мэйер, Р.Д. Робертс) психологи. Проблема общения в психологии является одной из фундаментальных (С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, А.Н Леонтьев и др.). Условия успешности общения исследования А.В. Батаршев, В.Н. Куницына, Е.И. Рогов, Е.А. Смирнова и др.
В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностные отношения – совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является, по существу, ключевой проблемой социальной психологии. Исследование проблемы межличностных отношений в психологии занимались авторы Е.П. Ильин, В.М. Соковнина, М.С. Каган, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, И.Н. Толстых и др.
Сегодня внимание ученых приковывают проблемы подросткового возраста. Повышение научного интереса к вопросам, связанным с эмоциональной, социальной компетентностью и профессиональным самосознанием личностей подросткового возраста в связи с успешностью их общения, обусловлено слабой изученностью факторов успешности их общения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие эмоционального интеллекта
В психологии еще с начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе – эмоционального интеллекта (Э. Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк) утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях. Изучением феномена эмоционального интеллекта занимались многие отечественные (И.Н. Андреева, М. А. Манойлова, Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига, Д.В. Люсин и др.) и зарубежные (Д. Гоулман, П. Сэловей и Ю. Мэйер, Р.Д. Робертс) психологи.
Понятие «эмоциональный интеллект» впервые ввел в психологию X. Гарднер в 1983 г. Первые экспериментальные данные этого психологического конструкта нашли свое отражение в работах таких психологов как Дж. Майер и П. Селовей.
На основе анализа способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, П. Сэловей и Ю. Мэйер выделили четыре компонента эмоционального интеллекта, которые находятся в иерархии, уровни которой осваиваются в онтогенезе последовательно [42]. Предложенная П. Сэловеем и Ю. Мэйером четырехкомпонентная, иерархичная модель эмоционального интеллекта состоит из следующих компонентов:
– восприятия, идентификации эмоций, их выражения. Этот компонент состоит в способности воспринимать, определять эмоции, замечать факт наличия той или иной эмоции;
– фасилитации мышления, то есть способности вызвать конкретную эмоцию, контролировать ее проявление. Эмоции способны оказывать влияние на важную информацию. При конкретных условиях эмоциональные переживания могут выступать в качестве фасилитаторов или ингибиторов мыслительной деятельности. Такими условиями выступают интенсивность эмоции и личностные характеристики субъекта, к примеру, его волевые качества и направленность личности;
– понимание эмоций. Этот компонент отражает способность понимать эмоции, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины возникновения той или иной эмоции, анализ эмоций, способность классифицировать эмоции, интерпретировать их значения. Понимание эмоций заключается в раскрытии подлинных связей и отношений, существующих между явлениями объективного мира, в появлении к ним определенного отношения;
Выводы по главе 1
1. Эмоциональным интеллектом называют способность человека воспринимать собственные эмоции и управлять чувствами для эффективного решения задач. Эмоциональный интеллект в широком понимании это признание за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные ощущения от голых фактов, а также навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми, независимо от того давние они знакомые или вы видите их в первый раз в жизни. Важная часть эмоционального интеллекта – умение распознавать и честно описывать собственные эмоции, способность не поддаваться панике и отринуть «плохие эмоции» (гнев, ревность, раздражение, зависть, злость) и широкое распространение эмоционально окрашенного языка.
2. Межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека. Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения включают: восприятие и понимание людьми друг друга; межличностная привлекательность; взаимодействие и поведение (в частности, ролевое). Процесс формирования межличностных отношений представляет собой процесс становления определенных установок, ориентаций, ожиданий и др., которые определяются содержанием, целями, ценностями и организацией их совместной деятельности; это процесс постоянный и непрерывный.
3. Подростковый возраст, по мнению многих исследователей, имеет переходный характер. Подросток учится взаимодействовать с окружающими, проявляет себя как личность. В связи с этим развитие межличностных отношений в подростковом возрасте приобретает особую актуальность. В общем виде межличностные отношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы, которые определяются в основном совместной деятельностью, ценностными ориентациями. Межличностные отношения в подростковом возрасте развиваются под влиянием ценностей группы, свободных от опеки взрослых. В то же время подростки осуществляют довольно строгий контроль за соблюдением правил поведения в группе. Межличностные отношения в подростковой среде формируют у подростков многие социально важные навыки, так как основы общения с окружающими отрабатываются именно в подростковой группе. Возможности психологической помощи в развитии межличностных отношений подростков основываются на работе педагога-психолога по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика и психологическая коррекция.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация, методы и методика исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа № 140 г. Минска».
Выборка исследования: 50 учащихся 8-9 классов (25 учащихся 8 класса и 25 учащихся 9 класса).
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1. Организация исследования. Формирование выборки.
2. Особенности эмоционального интеллекта подростков.
3. Определить особенности развития межличностных отношений в подростковом возрасте.
4. Установить влияние эмоционального интеллекта на межличностные отношения в подростковом возрасте.
Для достижения оставленной цели были использованы следующие методики:
1. Методика «Cоциометрия» Дж. Морено [15]
Методика социометрии предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности. Респондентам раздаются листы. Они подписывают каждый свой лист. Далее предлагается перечислить тех товарищей по классу, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Ученикам предлагалось выбрать не больше трех одноклассников. Например:
1. Кого из одноклассников ты бы пригласил на свой День рождения?
2. С кем из одноклассников ты бы отправился в кругосветное путешествие?
«Социометрическая «звезда» – это субъект, являющийся наиболее эмоционально привлекательным для других членов группы, получивший в социометрическом исследовании наибольшее количество положительных выборов от других членов группы, выбираемый другими популярными членами группы.
Предпочитаемыми принято называть тех, кто получает значительное число положительных выборов и мало отвержений. Данные люди являются популярными в группе.
Пренебрегаемые – это члены группы, получившие очень мало положительных выборов и много отвержений со стороны других членов группы (содержание характеристик «много», «мало» раскроем несколько позже). Пренебрегаемые относятся к категории непопулярных членов группы.
Отверженные, или изгои, имеют только отвержения и не имеют положительных выборов. Это люди, которые активно не принимаются группой; их личностные качества, особенности поведения, привычки вызывают острое неприятие у других членов группы.
Выводы по главе 2
1. В результате проведенного эмпирического исследования было установлено, что средний уровень эмоционального интеллекта имеют 24% подростков. Эти подростки используют эмоции в своей жизни по мере необходимости, порой выражают с помощью них отношение к себе и к окружающим, способны их распознавать и регулировать. Низким уровнем эмоционального интеллекта отличаются 76% подростков. Эти подростки редко используют эмоции в своей жизни, не проявляют стремление выражать посредством эмоций их отношение к себе и к окружающим, практически не способны их распознавать и регулировать. Высокий уровень эмоционального интеллекта не был выявлен ни у одного подростка. Большинство подростков обладают низким уровнем эмоционального интеллекта. У них недостаточно развита способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и применять эту информацию для направления мышления и действий. Такие подростки не способны широко использовать эмоции в своей жизни, выражать с помощью них отношение к себе и к окружающим, плохо умеют их распознавать и регулировать.
2. Подростки характеризуются низким уровнем развития эмоциональной осведомленности, низкими способностями к управлению своими эмоциями, низкой самомотивацией, а также умеренно развитой эмпатией, средним уровнем распознавания эмоций других людей. По шкале «эмоциональная осведомленность» у мальчиков (6,1) и у девочек (6,2) выявлены низкие показатели, что свидетельствует о недостаточно развитом осознании и понимании своих эмоций. По шкале «управление собственными эмоциями» у мальчиков (2,8) и у девочек (2,9) выявлены низкие показатели, что свидетельствует о недостаточно развитой эмоциональной отходчивости, эмоциональной гибкости, произвольном управлении своими эмоциями. По шкале «самомотивация» у мальчиков (6,8) и у девочек (7,1) выявлены низкие показатели, что свидетельствует о недостаточно развитых способностях к управлению своим поведением за счет управления эмоциями. По шкале «эмпатия» у мальчиков (9,4) и у девочек (9,7) выявлены средние показатели что свидетельствует об умеренно развитых способностях к пониманию эмоций других людей, умении сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, готовности оказать поддержку, умении понять состояние другого по мимике, жестам, оттенкам речи, позе. По шкале «распознавание эмоций других людей» у мальчиков (10,4) и у девочек (10,8) выявлены средние показатели, что свидетельствует об умеренно развитом умении воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
3. Социометрический статус «звезда» обнаружен у 27% мальчиков и 17% девочек. Такие личности являются наиболее эмоционально привлекательными для других членов группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования нами были получены следующие выводы:
1. В результате проведенного теоретического анализ литературы было установлено, что эмоциональный интеллект в широком понимании – это признание за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные ощущения от голых фактов, а также навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми, независимо от того давние они знакомые или вы видите их в первый раз в жизни. В современное время становления общества эмоциональный интеллект становится важной личностной компетенцией, позволяющей человеку быть контактным, гибким, достаточно свободным в выражении собственного мнения. Межличностные отношения – это отношения, формирующиеся на основе временного или регулярного общения двух и более личностей, каждая из которых вступает активным субъектом по отношению к другим частникам отношений. Уникальность, межличностных отношений заключается в неповторимости каждой личности, каждого «Я» вступающего во взаимодействии с другими «Я». Подростковый возраст одним из наиболее критических периодов в жизни ребенка. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Общение со сверстниками - особая и отдельная сфера жизни подростка, чрезвычайно важна для него. Эти отношения строятся на принципах равенства, справедливости и поэтому обеспечивают оптимальные условия для укрепления чувства взрослости у подростка. Межличностные отношения подростков очень сложный процесс, формирующийся под действие многих факторов, но самое важное значение в этом процессе принадлежит детско-родительским отношениям в семье.
2. Большинство подростков обладают низким уровнем эмоционального интеллекта. У них недостаточно развита способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и применять эту информацию для направления мышления и действий. Такие подростки не способны широко использовать эмоции в своей жизни, выражать с помощью них отношение к себе и к окружающим, плохо умеют их распознавать и регулировать. Подростки характеризуются низким уровнем развития эмоциональной осведомленности, низкими способностями к управлению своими эмоциями, низкой самомотивацией, а также умеренно развитой эмпатией, средним уровнем распознавания эмоций других людей.
3. В процессе исследования межличностных отношений подростков было установлено, что у личностей, как у мальчиков, так и у девочек преобладает социальный статус «пренебрегаемые». Такие ребята характеризуются очень маленьким количеством выборов и имеют много отвержений со стороны своих ровесников. Такие личности можно отнести к категории непопулярных членов группы.
1. Абраменкова, В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В. В. Абраменкова – М. : Наука. 2008. – 209 с.
2. Алешина, A. B. Ничего личного – только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха / А. В. Алешина, С. В. Шабанов. – СПб. : Питер, 2012. – 336 с.
3. Андерсон, М. Н. Исследование эмоционального интеллекта студентов педагогического профиля / М. Н. Андерсон, Г. В. Радченко // Царскосельские чтения. – 2017. – № 2. – С. 288-291.
4. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
5. Андриенко, Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко. – М. : ACADEMIA , 2003. – 263 с.
6. Арендачук, И. В. Основы психологии семьи и семейного консультирования в учрежедниях образования / И. В. Арендачук.– Саратов: ИЦ Наука, 2009. – 74 с.
7. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению / А. В. Батаршев. – М. : Владос-Пресс, 2001. – 336 с.
8. Богомолова, Е. И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей Интернета: автореферат. – Москва, 2015. – 232 с.
9. Бодалев, А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А. А. Бодалев – Л., 2018. – 126 с.
10. Будакова, А. В. Эмоциональный интеллект как условие развития самодетерминации / А. В. Будакова // Психология индивидуальности : материалы научной конференции. – М. : Логос, 2012. – С. 41–42.
11. Волгуснова, Е. А. Общие и специфические особенности показателей эмоционального интеллект в юношеском возрасте / Е. А. Волгуснова, Д. С. Личман // Вестник Шадринскоо гос. пед. ун-та. – 2017. – № 2. – С. 100-106.
12. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М. : «АСТ МОСКВА», 2013. – 478 с.
13. Григорьев, С. А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревожности у студентов-психологов / С. А. Григорьев // Известия высших учебных заведений. – 2016. – № 2. – С. 106–118.
14. Духновский, С. В. Дистанция в межличностных отношениях. Регуляция и диагностика: моногр. / С. В. Духновский. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2010. – 209 с.
15. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 321 с.
16. Кленова, М. А. Динамика развития эмоционального интеллекта у студентов вуз / М. А. Кленова // Известия Саратовского университета. – 2018. – Вып. 2. – С. 176-184.
17. Ковтун, Р. Ф. Коммуникативная компетентность молодого преподавателя / Р. Ф. Ковтун // Записки Горного института. – 2005. – Т. 160. – С. 42-44.
18. Колкер, Я. М. Речевые способности: как их формировать? / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова // Воспитание в школе. – 2010. – № 4 – С. 30–33.
19. Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология / Я. Л. Коломинский. – М. : Прайм-Еврознак, 2014. – 137 с.
20. Комарова, А. И. Структура эмоционального интеллекта и возможности его развития / А. И. Комарова // Вестник Московского государственного областного университета. – 2010. – № 4. – С. 23–26.
21. Крупнов, А. И. Гендерные различия в психологических проявлениях общительности / А. И. Крупнов // Вестник РУДН. – 2004. – № 2. – С. 160-164.
22. Крысько, В. Г. Социальная психология / В. Г. Крысько. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 431 с.
23. Куницына, В. Н. Трудности межличностного общения : автореф. дис. д-ра псих. наук / В. Н. Куницына. – СПб, 1991. – 26 с.
24. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М : Просвещение, 2005. – 422 с.
25. Лешенко, А. А. Связь эмоционального интеллекта с индивдидуалньо-психологическими особенностями личности / А. А. Лешенко // Современная наука и образование. – Тамбов: Грамота, 2013. – №2. – С. 104-107.
26. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – С. 29-36.
27. Макаров, В. К. Мотивация профессионального самоопределения старшеклассников – Глобализация: pro et contra: Материалы конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». СПб.: Астерион, 2006. – С. 302-311
28. Манойлова, М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М. А. Манойлова. – Псков : ПГПИ, 2004. – 140 с.
29. Методика «Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 57–59.
30. Михайлова, Е. С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена): руководство по использованию / Е.С. Михайлова. – СПб : Иматон, 2001. – 56 с.
31. Носенко, Е. Л. Эмоциональный интеллект : концептуализация феномена : основные функции : монография / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Київ : Вища школа, 2003. – 126 с.
32. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1979. – 643 с.
33. Попова, Н. Ю. Изучение взаимосвязи внимания и памяти у современных студентов высших учебных заведений / Н. Ю. Попова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2017. – № 1. – С. 92-94.
34. Попованова, Н. А. Условия формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического вуза / Н. А. Попованова // Ярославский педагогический вестник. – 2018 . – № 2. – С. 32-38.
35. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 2005. – 385 с.
36. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2015. – 705 с.
37. Саенко, Ю. В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю. В. Саенко. – СПб. : Речь, 2010. – 238 с.
38. Смирнова, Е. О. Проблема межличностных отношении дошкольников / Е.О. Смирнова // Дошкольное образование. – 2006. – № 19. – С. 23.
39. Степанов, И. С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта / И. С. Степанов // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 1. – С. 205–212.
40. Фурманов, И. А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И. А. Фурманова, А. А. Альдбин, Е. М. Амелишко. – Минск : Технология, 2000. – 100 с.
41. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М., 1969. –315 с.
42. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional Intelligence: Theory, Findings, and Implications // Psichological Inquiry. 2004, Vol. 15, No. 3, 197-215; http:// www. unh.edu/ emotional_intelligence/ EI%20Assets/ Reprints...EI%20Proper/ EI2004MayerSalovey Carusotarget. pdf