Проявление агрессивности подростков через отношение к самому себе и другим людям
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проявление агрессивности подростков через отношение к самому себе и другим людям»
по дисциплине: «Возрастная педагогическая психология»
2021
45.00 BYN
Проявление агрессивности подростков через отношение к самому себе и другим людям
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Возрастная педагогическая психология
Организация: Средняя школа №12, ГУО (г. Мозырь)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные данные по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты корреляционного анализа в программе SPSS.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ И ДРУГИМ ЛЮДЯМ
1.1 Теоретические аспекты изучения агрессивности
1.2 Факторы, влияющие на формирование агрессивности у подростков
1.3 Методы коррекции агрессивности у подростков
Вывод по главе I
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ И ДРУГИМ ЛЮДЯМ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
2.2.1 Результаты подростков по методике диагностики уровня агрессивности А.Басса-А. Дарки
2.2.2 Результаты диагностики подростков по методике изучения самоотношения С.Р. Пантелеева
2.2.3 Результаты диагностики особенностей отношения подростков к другим людям по методике «Опросник межличностных отношений» В.Шутца
2.3 Взаимосвязь проявления агрессивности подростков и отношения их к самому себе и к другим людям
2.4 Психолого-педагогические рекомендации по профилактике агрессивности у подростков
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, поскольку увеличивается количество подростков с отклоняющимися формами поведения. Подростковая среда наиболее подвержена воздействию различных факторов, в том числе деструктивного характера. Анализ деструктивных тенденций в подростковой среде позволяет выделить следующие тревожные проявления: сохраняющееся чувство агрессивности, раздражения, проявляющиеся в немотивированной жестокости; жертвенное и провоцирующее поведение; нарастание конфликтных ситуаций. Разработка эффективных мероприятий по коррекции поведения, в том числе и агрессивного, предполагает анализ и изучение специфики проявлений данной формы отклоняющегося поведения. Все эти факторы и обуславливают актуальность данного исследования на примере агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и особенностям проявлений агрессивного поведения в подростковом возрасте, особенностям его диагностики и коррекции весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Изучением проблемы агрессии в подростковом возрасте занимались следующие авторы: Р. Бэрон, Л. Берковиц, Э. Аронсон, М. Раттер, и др. Важный вклад в разработку проблемы подростковой агрессивности, особенностей ее диагностики и коррекции внесли Г.С. Абрамова, Л.П. Обухова, С.А. Беличева, И.А. Фурманов, В.Г. Степанов, Н.Я. Петрусь, Е.В. Морева, Л.И. Строганова и др. В Республике Беларусь агрессивное поведение подростков изучается по следующим направлениям: изучение факторов и причин агрессивного поведения среди детей, разработка методов диагностики агрессивного поведения, разработка коррекционно-профилактических программ. В последние годы разработаны и реализуются программы, направленные на коррекцию и профилактику агрессивного поведения подростков: программа «ART», программа формирования социальных навыков, программа «Внимание! Подросток» и др. Можно отметить устойчивую тенденцию к многофакторному исследованию агрессии и агрессивного поведения подростков, когда всестороннему анализу подлежат различные аспекты ее проявления – биологические, социальные, психологические факторы. Между личностью любого человека и его поведением существует неразрывная связь. Личность и ее психические свойства - одновременно и предпосылка, и результат ее деятельности.
Однако, несмотря на большое количество научных работ, следует отметить, что данная проблема продолжает оставаться актуальной. В связи с этим была сформулирована следующая цель исследования.
Цель исследования: выявить особенности проявления агрессивности подростков через отношение к самому себе и другим людям.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ И ДРУГИМ ЛЮДЯМ
1.1 Теоретические аспекты изучения агрессивности
В психологии агрессивность обычно определяется как любое поведение, направленное по отношению к другому человеку с ожиданием причинения вреда или с намеренной целью причинить вред другим, и рассматривается как наиболее разрушительная характеристика социального поведения.
Рассмотрим основные зарубежные теории, раскрывающие феномен агрессивности. А.Бандура [3], Л.Берковиц [4] отмечают, что агрессивность представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального направления.
К. Роджерс считал, что агрессивность является вынужденной реакцией человека на ограничение его свободы, возможности выбора. Проявление подростковой агрессивности рассматривается с позиции демонстрации психологической защиты. В этом случае агрессивность не соответствует представлению человека о своей сущности. Но при этом человек хочет принимать себя таким, какой он есть. В итоге развивается внутриличностный конфликт [12].
В психоаналитическом подходе агрессивность по своей природе является инстинктивной. В человеке связаны и проявляются в поведении два мощнейших инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого инстинкта является направленной на сохранение и вопроизводство жизни. Энергия второго инстинкта имеет разрушительный характер и направлена на прекращение жизни. З. Фрейд утверждал, что любое поведение человека является результатом сложного сочетания действий этих двух инстинктов, и между ними существует формируется постоянное напряжение. Агрессивное поведение в психоанализе рассматривается как реакция на блокировку либо разрушение импульсов инстинкта либидо [28].
В новой трактовке данная проблема получила свое освещение в работах К.Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессивному поведению, что объединяло его с позицией З.Фрейда. Согласно К. Лоренцу, агрессивное поведение берет свой исход, прежде всего, из инстинкта борьбы за жизнь, который выражен у людей так же, как и у других живых существ. Он полагал, что агрессивная энергия в своей основе имеет инстинкт борьбы за выживание, она вырабатывается в организме спонтанно, постоянно, в регулярно накапливается. Таким образом, проявление явно агрессивных поступков является совместной функцией: количества накопленной агрессивной энергии и выраженности инстинкта выживания [15].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ И ДРУГИМ ЛЮДЯМ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить особенности проявления агрессивности подростков через отношение к самому себе и другим людям.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить особенности проявления агрессивности у подростков;
2) выявить особенности самоотношения и отношения к другим людям у подростков;
3) описать взаимосвязь агрессивности подростков через отношение к самому себе и другим людям;
4) разработать рекомендации по профилактике агрессивности у подростков.
Гипотеза исследования: проявление агрессивности подростков связано с негативным отношением к собственной личности, а также с проявлением контроля в отношении к другим людям.
Описание выборочной совокупности: выборку исследования составили 30 подростков (14-15 лет), из них 15 мальчиков и 15 девочек, учащиеся ГУО «Средняя школа №12 г. Мозыря».
Методы эмпирического исследования:
- экспериментальные методы - тестирование;
- методы количественной и статистической обработки данных (описательная статистика, метод линейной корреляции Ч.Спирмена).
Психодиагностические методики:
1. Методика изучения форм агрессии А.Басса-А.Дарки.
Цель методики: изучение уровня агрессивности и враждебности, выявление доминирующих форм агрессии.
А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: физическая агрессия – использование физической силы против другого лица; косвенная агрессия– агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная; раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред; вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ теорий позволил установить, что агрессивность рассматривается как устойчивая личностная черта, которая связана с готовностью причинения вреда в отношении окружающих, предметов внешнего мира либо по отношению к себе. В психологии агрессивность обычно определяется как любое поведение, направленное по отношению к другому человеку с ожиданием причинения вреда или с намеренной целью причинить вред другим, и рассматривается как наиболее разрушительная характеристика социального поведения. Агрессивное поведение подростков представляет собой индивидуальную личностную характеристику, которая предопределяет готовность к совершению агрессивных действий. Агрессивное поведение является следствием повышенной агрессивности личности. Однако не любое агрессивное поведение показывает наличие агрессивности как черты, соответственно не каждая агрессивная личность может проявлять агрессивное поведение.
Изучение факторов формирования агрессивности подростков позволило установить, что оно опосредовано множеством факторов, как внешнего, так и внутреннего характера. Внешние факторы формирования агрессивности подростков сводятся к негативному влиянию социума (так называемое асоциальное окружение), нарушениям условий воспитания, неблагоприятные социально-экономические условия. К внутренним факторам формирования агрессивности подростков можно отнести: индивидуально¬-личностные качества подростка, его психологические особенности, такие как, импульсивность, низкий самоконтроль, слабая способность в установлении контактов с окружающими, а также сниженные навыки становиться на позицию другого, взглянуть на себя со стороны и т.д.
Изучение методов коррекции агрессивности подростков позволило установить, что работа в этом направлении предполагает реализацию следующих психолого-педагогических действий: индивидуальная работа; групповая работа; работа с микросоциумом (с родителями, ближайшим социальным окружением); организация сети внешней поддержки. Основной акцент следует делать на групповой работе с подростками. Групповые формы работы предполагают реализацию деятельности по следующим основных направлениям: формирование коммуникативных навыков и оптимизация отношений с окружающими; коррекция негативных личностных образований и развитие позитивных личностных качеств; формирование социально-желательных ценностей и убеждений.
В результате исследования проявления агрессивности у подростков через отношение к себе и к людям было установлено, что в данной выборке, у подростков наиболее выражена вербальная агрессия и негативизм. В меньшей степени выражены следующие формы агрессивного поведения: обида и чувство вины. Обида как форма враждебной поведенческой реакции проявляется в поведении в форме зависти либо ненависти к окружающим за действительные либо надуманные действия. Также подростки отдают предпочтение косвенной формы агрессии и раздражения в процентных соотношениях оказалось равным. Доминирование косвенной формы агрессии в поведении проявляется в применении агрессии, которая опосредованно направлена на других либо на какие-то объекты.
1. Аликина, Н. В. Принципы диагностики агрессивного поведения / Н.В. Аликина. – М. : Проспект, 2002. – 140 с.
2. Алфимова, М. В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников // Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – С. 12-18.
3. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М. : Эксмо пресс, 2009. – 512 с.
4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л Берковиц. – СПб. : Евразия, 2001. – 512 с.
5. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 2000. – 352 с.
6. Доллард, Д. Фрустрация и агрессия / Д. Доллард. – М.: Прогресс, 1995. – 348 с.
7. Евдошенко О. В. Девиантное поведение подростков как социальная проблема современного общества // Вестник науки и образования. – 2019. – №15. – С. 112-115.
8. Ениколопов, С. Н. Агрессивность как специфическая форма активности / С. Н. Ениколопов. – М.: 2002. – 127 с.
9. Заврожин, С. А. Агрессивность у детей в детском и подростковом возрасте / С. А. Заврожин // Вопросы психологии. – 2009. – №5. – с.44-52.
10. Кириллова Е. Б. Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению / Автореф. диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. – М., Академия управления МВД России, 2020. – 31 с.
11. Ковалев, П. В. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П. В. Ковалев. – СПб. : Речь, 2004. – 358 с.
12. Крысько, В. Г. Социальная психология / В. Г. Крысько. – М. : Приори, 2001. – 208 с.
13. Курбатова, Т. Н. Агрессивность и ее проявления / Т. Н. Курбатова // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С.42-50.
14. Личко, А. Е. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков / А. Е. Личко, Ю. В. Попов. – М. : Медицина, 1998. – 312 с.
15. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. – М.: Прогресс, 1994. – 188 с.
16. Наш проблемный подросток / Под ред. Л. А. Регуш, П. И. Яничев, Е. В. Алексеева. – СПб. : Союз, 2010. – 144 с.
17. Михайлова, О. Ю. Феномен агрессивного поведения / О. Ю. Михайлова // Вестник Московского университета. – 2009. – № 1. – С. 56-66.
18. Ольшанская, Е. В. Психологические факторы агрессии / Е. В. Ольшанская // Вестник Московского университета. – 2012. – № 2. – С. 20-38.
19. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 514 с.
20. Психология человеческой агрессивности / Под ред. К. В. Сельченок. – Мн. : Тесей, 2002. – 656 с.
21. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д. Я. Райгородский. – Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2008. – 672 с.
22. Реан, А. А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности / А. А. Реан // Ананьевские чтения-97. – СПб. : СПГУ, 1997. – С. 13-16.
23. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб. : Питер, 2010. – 416 с.
24. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – №5. – С. 5-18.
25. Сербина, Л. Ф. Особенности агрессивного поведения подростков / Л. Ф. Сербина // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2011. – №4. – С. 45-49.
26. Смирнова, Е. О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2012. – №1. – С. 91-98.
27. Симончук, Т. Е. Девиантное поведение в подростковом возрасте / Т. Е. Симончук // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. –2016. – №1. – С. 202 – 203.
28. Фрейд, З. Психология бессознательного. – М. : Аспект-Пресс, 1999. – 422 с.
29. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности.– М. : Аспект-Пресс, 1994. – 447 с.
30. Фурманов, И. А. Общенациональное исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин. – Минск : В.И.З.А. Групп, 2010.– 156 с.
31. Фурманов, И. А. Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях / И. А. Фурманов. – Брест : БрГУ. 2014. – 261 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные данные по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты корреляционного анализа в программе SPSS.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты