Введение
Глава 1. Теоретические аспекты влияния темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
1.1. Сущность понятия «темперамент» в работах отечественных и зарубежных авторов
1.2. Психологические аспекты поведения личности в конфликтной ситуации
1.3. Взаимосвязь типа темперамента личности и ее поведение в конфликтной ситуации
1.4. Особенности возрастного развития личности в период молодости
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Исследование темперамента личности
2.3. Изучение поведения личности в конфликтной ситуации
2.4. Анализ влияния темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема конфликтного поведения является особенно распространенной и актуальной в современное время. Все, кто вовлечен в обеспечение взаимодействия людей в своей практической деятельности, проявляют большой интерес к проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, ведения переговоров и поиска согласия. К сожалению, этот возрастающий интерес в немалой степени имеет связь с нарастанием напряженности в разнообразных сферах социального взаимодействия и острой необходимостью оказания практической помощи в процессе разрешения конфликтов как во время обучения, трудовой деятельности, так и среди личностей любого возраста.
Противоречия, конфликты, кризисы, которые переживаются современной личностью, являются источником развития личности и определяют ее конструктивный или разрушительный жизненный сценарий. Конфликты в жизни каждой личности в отдельности и в целом играют значительную, очень часто и в основном негативную роль. Для того чтобы уменьшить негативные последствия конфликтов, необходимо уметь правильно выявлять их причины.
Ряд психологов Э. В. Зиновьев, А.А. Александров, Н.И. Леонов подчеркивают сложность изучения различных черт личности, которые формируются и проявляются в человеческой деятельности и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из таких свойств является темперамент – центральное формирование психодинамической организации человека, преимущественно врожденной. Поэтому свойства темперамента наиболее стабильны и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Динамические черты личности человека находят свое отражение не только во внешней манере поведения, в движениях, но и в ментальной сфере, в сфере мотивации, в общей эффективности. Естественно, особенности темперамента сказываются на поведении личности в конфликтной ситуации. В силу своих особенностей каждая личность ведет себя определенным образом. С кем-то поведение стабильно и агрессивно, кто-то прямолинеен или гибок, каждый человек имеет свой так называемый репертуар поведения. Поэтому необходимо исследовать проблему и какое влияние оказывает темперамент на поведение личности в конфликтных ситуациях в период молодости.
Объект исследования: поведение личности в конфликтной ситуации.
Предмет исследования: влияние темперамента на поведение личности в конфликтных ситуациях.
Цель работы – исследовать процесс влияния темперамента на поведение личности в конфликтных ситуациях в период молодости.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить сущность понятия «темперамент» в работах отечественных и зарубежных авторов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Сущность понятия «темперамент» в работах отечественных и зарубежных авторов
На все то, что происходит в окружающем мире, каждая личность реагирует по-разному. Одна личность быстро принимает важное решение, а другая – будет долго сомневаться. Кто-то будет сохранять спокойствие в трудной ситуации, а другого даже самая небольшая проблема может привести к отчаянию. Такие различные типы поведения объясняются темпераментом человека.
По мнению А.Ю. Калугина «темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно-обусловленную совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний» [12, с. 29].
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности, поскольку определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum» и означает «надлежащее соотношение частей» [21, с. 43].
Люди издавна пытались установить органическую основу темперамента. Известны три основные системы объяснений его сущности, где первые две имеют лишь исторический интерес. Первая (гуморальная) система связывала состояния организма с соотношением в нем различных жидкостей, в связи с чем выделялись четыре типа темперамента. Считалось, что если преобладает кровь (лат. «сангвис»), то темперамент будет сангвинистическим, если желчь («холе») – холерическим, если слизь («флегма») – флегматичным, а черная желчь («мелана холе») определяет меланхолический темперамент. Эти терминология и описание различных типов темперамента возникли в V в. до н.э. (Гален, Гиппократ) и сохранились до нашего времени [3, с. 86]. При всей наивности объяснения феномена темперамента, верно была подмечена такая его особенность, как сочетание в психике человека всех типов темперамента при преобладании одного из них.
Вторая (конституциональная) система, объяснявшая сущность темперамента, которая возникла в нашем столетии (Кречмер, Шелдон), связывала темперамент с телосложением человека. Главная идея этой теории: структура тела определяет темперамент, который является его функцией.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной курсовой работы является исследовать процесс влияния темперамента на поведение личности в конфликтных ситуациях в период молодости. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрать методы исследования. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование влияния темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе полученные эмпирические данные проанализированы, сделаны выводы исходя из результатов исследования. Проводилось оформление результатов исследования.
База исследования: УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».
Выборка исследования: 35 человек в возрасте от 20 до 25 лет периода молодости по Э. Эриксону (мужчины и женщины). Среди испытуемых было 8 мужчин, остальные – 27 женщин. Все испытуемые – студенты заочного отделения.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
– личностный опросник Г. Айзенка (Приложение А);
– тест Томаса «Типы поведения в конфликте» (Приложение Б);
– методика диагностики темперамента Яна Стреляу (Приложение В).
Личностный опросник Г. Айзенка [5].
Назначение методики: выявление экстраверсии-интроверсии личности, а также на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма). Методика позволяет выявить тип темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Диагностика самооценки темперамента по Г. Айзенку является классической методикой для определения темперамента.
Испытуемым предлагается ответить на 57 вопросов, которые направлены на выявление обычного способа поведения человека.
Обработка результатов осуществляется согласно ключу. Шкалы методики: экстраверсия – интроверсия; нейротизм (эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность); шкала лжи.
Интерпретация результатов осуществляется по «кругу Айзенка»:
Сангвиник = стабильный + экстравертированный
Флегматик = стабильный + интровертированный
Меланхолик = нестабильный + интровертированный
Холерик = нестабильный + экстравертированный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Темперамент участвует в процессе формирования и развития психики человека и представляет собой комплекс врожденных свойств психики. Характеристики темперамента личности человека закладываются уже при рождении. Темперамент личности оказывает непосредственное влияние на динамику эмоционального состояния личности человека. Свойства темперамента проявляются в зависимости от ситуации и конкретных условий деятельности личности. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, влияя на темп движений и речи, течения эмоции и мышление. Темперамент оказывает существенное влияние на поведение человека в конфликтной ситуации.
Поведение человека в конфликте имеет свою специфику в различных ситуациях. Выделяют различные детерминанты специфического поведения в конфликте. Поведение человека в конфликтной ситуации зависит также от эмоционального отношения к другому человеку, особенностей видения причин разногласия и ситуации в целом. Тип поведения в конфликте напрямую связан с темпераментом личности. Динамические особенности темперамента в конфликтных ситуациях показывают, что поведение не имеет неизменчивый стиль. На возникновение конфликтных ситуаций также влияет уровень самооценки.
Молодость или ранняя взрослость – это моменты перехода человека от подросткового возраста к полному взрослению. Основной задачей личности в период молодости является приобретение тех социальных навыков, которые необходимы ему для поддержания социального благополучия и жизни в обществе. В данный период происходит становление личности в профессиональном плане, а также происходит окончательное формирование психики личности в эмоциональном плане.
Большинство личностей относятся к типу «экстраверты». Такие личности характеризуются высоким уровнем общительности, легко идут на контакт. Такие личности имеют большое количество друзей, новых знакомств. Они веселые, вспыльчивые, добродушные, легкие и приятные в общении. Не большое количество испытуемых отнесено к типу личности «интроверты». Они обладают спокойным, уравновешенным характером, им свойственен пессимизм и уравновешенность характера. Такой тип личностей ценят нравственные нормы и обычаи. Среди испытуемых личностей преобладает экстравертивный тип характера, что характерно для современных молодых людей.
У личностей в период молодости преобладает низкий уровень нейротизма. Они характеризуются эмоционально устойчивым, стабильным состоянием, а также им свойственно сохранение организованного типа поведения, отсутствие напряженного состояния в повседневной жизни, высокая степень адапатции и приспособления к различным условиям, в том числе и конфликтным. Также у большого количества испытуемых личностей выявлен высокий уровень нейротизма. Такой тип личности характеризуется нестабильным эмоциональным состоянием. У личностей в период молодости преобладают типы темперамента холерик и сангвиник. Сангвиники очень быстро могут приспособиться к каким-либо новым условиям, быстро вступают в конфликт с новыми людьми, общительные. Личности с типом темперамента холерик характеризуются повышенным уровнем возбудимости, резкостью, напористостью, стремительностью в движениях. Тип темперамента флегматик и меланхолик не преобладает у личностей молодого возраста.
1. Александров, А. А. Конфликт как социальное явление / А. А. Александров // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 113. – С. 246-249.
2. Алимов, В. Ш. Тождество и различие понятий конфликта и борьбы / В. Ш. Алимов // Конфликтология. – 2016. – №3. – С.269-276.
3. Артемов, Г. П. Моральные факторы ценностных конфликтов: методология и методы исследования / Г. П. Артемов // Конфликтология. – 2016. – № 4. – C.84-97.
4. Бирман, Л. А. Конфликт - хорошо это или плохо? / Л. А. Бирман // Энергия: экономика, техника, экология. – 2012. – № 7. – С.59-62.
5. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. – Спб. : Питер, 2009. – 243 с.
6. Волкова, Б. С. Конфликтология : учебное пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова : под ред. Б. С. Волкова. — Москва : КНОРУС, 2018. – 356 с.
7. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособи» для вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧсРо, 2010. – 329 с.
8. Давлетшина, В. А. Стратегия поведения в конфликтной ситуации / В. А. Давлетшина В. Р. Бильданова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 3. – С.41
9. Журавлев, A. Л. Современные тенденции и перспективы развития социальной психологии // Психология сегодня: теория, образование и практика / Отв. ред. A. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, A. B. Карпов. – М. : Институт психологии РАН, 2009. – С.94-108.
10. Зиновьев, Э. В. Конфликтные ситуации в информационных системах / Э. В. Зиновьев, А. А. Стрекалев. – М. : Зинатне, 2016. – 168 c.
11. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 576 с.
12. Калугин, А. Ю. Вклад свойств темперамента в ценностно-смысловую сферу личности / А. Ю. Калугин // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. – 2016. – №2. – С. 29-31.
13. Карнеги, Дейл Как найти выход из любой конфликтной ситуации / Карнеги Дейл. – М. : Попурри, 2014. – 140 c.
14. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., стер. – М. : Юрайт, 2018. – 214 с.
15. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : ПИТЕР, 2012. – 988 с.
16. Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. – М., 2009. – 276 с.
17. Ломтатидзе, О. В. Особенность структуры темперамента. Потребность в установлении межличностных отношений / О. В. Ломтатидзе // Практическая психология 2001. Ежегодник. Том 4 : материалы региональной науч. - практ. конф. Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 2011. – С. 112-113.
18. Леонов, Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учебное пособие / Н. И. Леонов. – СПб. : Питер, 2010. – 240 с.
19. Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддьяков. – М. : Национальное образование, 2016. – 871 с.
20. Реан, А. А. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия / сост. А. А. Реан. – СПб, 2009. – 198 с.
21. Росс, Л. Наивный реализм в повседневной жизни и его роль в изучении социальных конфликтов и непонимания / Л. Росс, Э. Уорд // Вопросы психологии. – 2009. – №5. – С.65.
22. Русалов, В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В. М. Русалов. – Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. – 528 с.
23. Тэллис, Ф. Как перестать беспокоиться и начать трезво мыслить и правильно действовать: Стратегия и практика психологической самозащиты (пер. с англ. Е. Богдановой) / Ф. Тэллис. – Москва : Высшая школа, 2016. – 128 c.
24. Филякова, Е. Вот так ситуация. Проблемы поведения / Е. Филякова. – М. : Карапуз, 2017. – 735 c.
25. Хьелл, Л. А. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Л. А. Хьелл. – СПб. : Питер, 2009. – 606 с.
26. Церковский, А. Л. Психология межличностных отношений: конспект лекций / А. Л. Церковский, О. И. Гапова, Е. А. Скорикова. – Витебск : ВГМУ, 2017. – 71 с.
27. Шелдон, У. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2002. – 254 с.