Влияние типа семейного воспитания на девиантное поведение подростков
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние типа семейного воспитания на девиантное поведение подростков»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Влияние типа семейного воспитания на девиантное поведение подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №2, ГУО (г. Новополоцк)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты подростков по методике «СОП» А.Н. Орел.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЕ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
1.1 Типы семейных взаимоотношений. Стили семейного воспитания
1.2 Сущность девиации в поведении
1.3 Причины девиантного поведения подростков
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации родителям по профилактике девиантного поведения у подростков
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Актуальность исследования. Проблема девиантного поведения личностей подросткового возраста является одной из самых актуальных для современного мирового сообщества. Слабая статистика свидетельствует о росте девиантного поведения среди подростков, от деструктивного поведения до тяжких преступлений.
Подростковый возраст в первую очередь связан с физиологическими и анатомическими изменениями в организме ребенка – половым созреванием. Линии умственного и физиологического развития не идут параллельно, и границы этого периода значительно различаются. Начиная с кризиса, весь этот период обычно проходит с трудом как для ребенка, так и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый период и подростковый возраст иногда называют продолжительным кризисом.
Проявляя повышенный интерес к действительности, подросток ищет свое место в окружающем его мире, очень тонко чувствуя все отклонения и недостатки в деятельности, поведении конкретных людей и социальных институтов. Девиантное поведение может быть необоснованным. Подросток просто хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (отсутствие материальных ресурсов, противоречивые ожидания близких, слабое освоение нормальных путей социальной адаптации) не может этого сделать. Это отражается в его самоощущении и подталкивает его к поиску самореализации в других направлениях.
Девиантное поведение у личностей подросткового возраста – это система действий или отдельных действий, противоречащих правовым и моральным нормам, принятым в обществе.
Большинство как отечественных (О.В. Беседина, В. Ковалев, В.Т. Кондрашенко, В.П. Михайлова, Е.Н. Пашкова, А.Н. Сизанов, И.А. Фурманов, В.А. Хриптович), так и зарубежных ученых (Э. Дюркгейм, С. Линг, Ф. Патаки, Р. Харре, Л.Б. Шнейдер) считают, что внешние воздействия окружающей среды определяют поведение ребенка при наличии внутренних предпосылок (индивидуальные личностные свойства, качества), формирование которых зависит от взаимодействия факторов наследственности со всеми условиями внешней среды. Семейное воспитание и отношение родителей является важнейшим фактором возникновения и развития девиантного поведения. По мнению Э. Эйдемиллера, неблагоприятное семейное воспитание вызывает появление различных видов отклонений. Семьи, характеризующиеся глубокими дефектами социализации, провоцируют детей и подростков на раннее злоупотребление психоактивными веществами, преступность, сексуальные девиации, вандализм.
Цель исследования: изучить влияние типа семейного воспитания на девиантное поведение подростков.
Объект исследования: девиантное поведение.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияние типа семейного воспитания на девиантное поведение подростков
1.1 Типы семейных взаимоотношений. Стили семейного воспитания
Значение семейного воспитания в развитии ребенка трудно переоценить: семья является первым и наиболее важным фактором личностного, интеллектуального, духовного развития человека. Родительское воспитание представляет собой целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности ребенка с учетом его возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества [13, с. 81].
Семейное воспитание отличается от общественного рядом характеристик. Прежде всего, оно основано на любви родителей к ребенку и их заботе об успешности ребенка в будущем. Для ребенка семья является первой разновозрастной социальной группой, в которой он учится общаться с младшими и старшими людьми, узнает, как ведут себя мужчины и женщины в различных ситуациях взаимодействия, и это вторая особенность семейного воспитания. Третья характеристика семьи как воспитательной среды состоит в том, что семья для ребенка является прототипом общества в широком понимании этого слова: в семье ребенок учится соблюдать свод законов (семейных правил), узнает, что нарушение законов влечет за собой санкции, и «хорошее» поведение сулит поощрение со стороны окружающих. Также именно в семье ребенок осваивает практически все виды общественной деятельности: общение, труд, учение и прочее. Четвертая особенность семейного воспитания заключается в продолжительности его воздействия: оно начинается с момента появления ребенка на свет, и длится в течение всей жизни человека [37, с. 16].
На фоне таких общих характерных особенностей в каждой семье ребенка воспитывают уникальным, присущим лишь этой семье, образом. Это связано с большим количеством факторов, влияющих на складывание стиля воспитания в семье: образ жизни семьи, уровень культуры и образования, представления о воспитании родителей [1, с. 17].
Семейное воспитание реализуется через определенный стиль. В современной психологии под стилем семейного воспитания понимается целостная категория, отражающая единство когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого аспектов взаимодействия родителя с ребенком [2, с. 64].
По мнению А.Л. Венгера, «стиль воспитания» представляет собой стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком (эмоционально теплый – эмоционально холодный), характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых (демократический – авторитарный), количеством запретов (ограничительный – попустительский)» [9, с. 49].
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния типа семейного воспитания на девиантное поведение подростков
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: изучить влияние типа семейного воспитания на девиантное поведение подростков.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки;
2) изучение влияние типа семейного воспитания на девиантное поведение подростков с помощью тестирования;
3) обработка данных с помощью методов математической статистики, количественный и качественный анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и особенностями девиантного поведения у подростков.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №2 г. Новополоцка». В исследовании приняли участие 30 учащихся 9 класса 14-15 лет и 30 родителей (матери).
Методики исследования:
1. Опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел (Приложение А) [19].
Предлагаемая методика диагностики девиантного поведения (СОП) представляет собой стандартизированную тестовую анкету, предназначенную для измерения готовности (склонности) подростков к участию в различных формах девиантного поведения. Анкета представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, предназначенных для измерения готовности (склонности) к реализации определенных форм девиантного поведения. Анкета состоит из 98 утверждений и содержит семь основных шкал:
– шкала отношения к социально желательным ответам;
– шкала склонности к преодолению норм и правил;
– шкала аддиктивного поведения;
– самоповреждение и саморазрушающее поведение;
– шкала отношения к агрессии и насилию;
– умышленное управление шкалой эмоциональных реакций;
– шкала склонности к преступному поведению.
2. Тест «Стили воспитания (по Р.В. Овчаровой) (Приложение А) [25].
Цель: выявление преобладающего стиля воспитания.
С помощью методики можно выявить демократический, авторитарный и либеральный стили семейного воспитания.
Опросник содержит 10 вопросов. Испытуемому предлагается ответить на вопросы, выбрав один из вариантов ответов. Обработка данных осуществляется с помощью ключа методики. Подсчитывается сумму баллов по каждой шкале.
Заключение
Таким образом, в данной работе было проанализировано влияние типа семейного воспитания на девиантное поведение подростков.
Цели и задачи, поставленные в данной работе, выполнены. В ходе работы мною была рассмотрено и изучено влияние типа семейного воспитания на девиантное поведение подростков. Раскрыты типы семейных взаимоотношений и стили семейного воспитания; были охарактеризованы сущность девиации в поведении; определены причины девиантного поведения подростков. Были изучены эмпирическим путем влияние типа семейного воспитания на девиантное поведение подростков. Были предложены рекомендации родителям по профилактике девиантного поведения у подростков.
Следовательно, можно сделать вывод, что стиль семейного воспитания в современной психологии понимается как целостная категория, отражающая единство когнитивных, эмоциональных, мотивационных и поведенческих аспектов детско-родительского взаимодействия. Классификации стилей семейного воспитания в современной бытовой литературе основываются на таких критериях, как: интенсивность эмоционального контакта родителей с ребенком, степень контроля и поддержки, постоянство родительского влияния, эмоциональное принятие и неприятие. Традиционно выделяют три стиля воспитания: авторитарный, либеральный и демократический, но в современных работах учитываются и хаотичный и охранительный стили воспитания в семье.
Устойчивое поведение человека, отклоняющееся от важнейших социальных норм, действительно вредное для общества или личности и сопровождающееся социальной дезадаптацией, называется девиантным поведением. Оно сопровождается различными проявлениями социального неравенства и носит антисоциальный характер.
Провокационными предпосылками девиантного поведения являются: нервная и психическая неустойчивость, акцентуации характера, поведенческие реакции группировки, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста. К этим предпосылкам необходимо отнести особенности, вызванные реакциями, характерными для данного периода: одержимость, формирование сексуальных пристрастий. Воспитание подростка в неблагополучной семье затрагивает все сферы его развития: интеллектуальную, эмоциональную, поведенческую. Девиантное поведение особенно проявляется в подростковом возрасте. Девиантное поведение подростков – это устойчивое поведение человека, которое отклоняется от важнейших социальных норм, причиняет реальный вред обществу или самому человеку, сопровождается его социальной дезадаптацией. Девиантное поведение может быть деструктивным или саморазрушительным в зависимости от направления негативного воздействия.
1) Андреева, Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
2) Антонов, А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов) / А. Антонов. – М.: Просвещение, 2008. – 468 с.
3) Аптикиева, Л.Р. Психолого-педагогический аспект коррекции отклоняющегося поведения подростков / Л.Р. Аптикиева, А.Х. Атикиев // Вестник Оренбурского гос. н-та. – 2007. – № 1. – С. 40-47.
4) Баумринд, Д. Практическая психология / Д. Баумринд. – М., 2005. – 411с.
5) Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
6) Беседина, О.В. Профилактика аддиктивного поведения / О.В. Беседина // Ваш психолог. – 2011. – № 6. – С. 16 – 36.
7) Буслаева, Е.Н. Особенности развития личности современных подростков / Е.Н. Буслаева, Ю.Г. Астахова // Европейские исследования. – 2015. – № 10. – С. 107–112.
8) Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А. Я. Варга. – СПб.: Речь, 2001. – 144 с.
9) Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.: «Просвещение», 2008. – 318 c.
10) Визель, Т.Г. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты / Т. Г. Визель, Л. В. Сенкевич, В.А. Янышева. – М. : ФПКМУ, 2007. – 425 с.
11) Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2012. – 532 с.
12) Игумнов, С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков / С. А. Игумнов. – М .: Изд-во Института психотерапии, 2000. – 112 с.
13) Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320с.
14) Клейберг. Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.
15) Ковалёв, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалёв – М. : Просвещение, 2008. – 208 с.
16) Ковтун, Л.О. Личностные особенности подростков, склонных к девиантному и делинквентному поведению подростков / Л.О. Ковтун // Вестник КемГУ. – 2012. – № 1. – С. 81 – 88.
17) Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. – Минск: Аверсэв, 2004. – 365 с.
18) Линг С. По лезвию бритвы: социально-психологический анализ преднамеренного риска // Социальные и гуманитарные науки. 1993. № 2. С. 97–102.
19) Липунова, О. В. Психология отклоняющегося поведения [Текст] : учебное пособие / О. В. Липунова. – Москва : Издательство «ФЛИНТА», 2016. – 375 с.
20) Максимова, Н.Ю. О склонностях подростков к аддиктивному поведению / Н.Ю. Максимова // Психологический журнал. – Том 17. – 2006. – № 3. – С. 149 –153.
21) Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения : учебное пособие / В. Д. Менделевич. – СПб. : Речь, 2008. – 445 с.
22) Миннегалиев, М. М. Причины девиантного поведения подростков и факторы, способствующие его предупреждению и преодолению / М.М. Миннегалиев // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 2. – С. 122–129.
23) Муртазалиева, М.М. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних детей: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.М. Муртазалиева. – М., 2005. – 28 с.
24) Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – Москва : Академия, 2017. – 640 с.
25) Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд–во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
26) Орлова, А. В. Стиль семейного воспитания как фактор, влияющий на развитие уверенности у детей школьного возраста / А. В. Орлова // АНИ: педагогика и психология. – 2017. – №3 – с. 17-28.
27) Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. – Том 8. – 2007. – № 4. – С. 92 – 102.
28) Пашкова, Е.Н. Девиантное поведение подростков как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности / Е.Н. Пашкова Е.Н., В.П. Михайлова // Проблемы морально-нравственного развития личности и общества. – Кемерово: Полиграф, 2004. – 284 с.
29) Перешеина, Н.В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
30) Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – Москва : Академия, 2000. – 75 с.
31) Синягина, Н.Ю., Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. – М., 2001. – 184 с.
32) Соколова, Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е.Т. Соколова, И.Г. Чеснова // Вопросы психологии. – 2016. – № 2. – с.31-42.
33) Старкова, Н.А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучных условий взросления / Н.А. Старкова // Аллея науки. – 2017. – № 14. – С. 730-733.
34) Фурманов, И.А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования / И.А. Фурманов, А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – Минск: РИВШ, 2010. – 250 с.
35) Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб.-пособие / В.В.Чечет. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003 – 292 с.
36) Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект, 2005. – 336 с.
37) Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель–Пресс, Изд–во ЭКСМО–Пресс, 2000. – 512 с.
38) Эйдемиллер, Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях / Э.Г. Эйдемиллер. – Обнинск, 2002. – С.70-81.
39) Harre R. The ethogenetic approach: Theory and practice // Experimenal social psychology. 1977. Vol. 10. P. 283–314.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты подростков по методике «СОП» А.Н. Орел.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты