Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних в ситуации развода родителей
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних в ситуации развода родителей»
по дисциплине: «Технологии социально-педагогической помощи»
2021
45.00 BYN
Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних в ситуации развода родителей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Технологии социально-педагогической помощи
Организация: СШ №2, (г. Новополоцк)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные результаты диагностики с использованием опросника САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования по методике «Шкала личностной тревожности» Спилбергера-Ханина.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Понятие семьи и брака, их общая характеристика
1.2 Развод родителей как социально-педагогическая проблема
1.3 Социально-педагогическая характеристика и эмоциональные реакции детей в ситуации развода родителей
1.3 Социально-педагогическая характеристика и эмоциональные реакции детей в ситуации развода родителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Методика исследования и диагностика поведения несовершеннолетних при разводе родителей
2.2 Анализ результатов по методике исследования
2.3 Разработка рекомендаций социальным педагогам и родителям по поддержки несовершеннолетних при разводе родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Трудности, с которыми сталкивается семья, и их последствия представляют большой интерес для психологов, социологов и преподавателей. Проблема развода, являющаяся одной из таких трудностей, становится особенно актуальной сегодня. Т.А. Гурко, анализируя трансформацию современной семьи, считает, что брак становится все более нестабильным.
На современном этапе развития общества во всем мире и многие исследователи отмечают массовое распространение и рост количества разводов. Многие авторы рассматривают развод как негативное явление, как форму проявления дезорганизации семьи. В массовом сознании развод обычно ассоциируется с определенным стыдом, оттенком личного упадка, проявлением слабости, неизбежным разрывом стабильных отношений с детьми. Мало кто из авторов считает, что развод может выполнять конструктивную функцию, если он может привести к реальному и правильному решению проблемы и привести к эмоциональному росту и «нравственному возрождению» обоих партнеров.
Рост количества разводов, по мнению С.И. Голода, в определенном смысле предопределен переходом к новому способу заключения брака, когда основное значение приобретает свободный выбор супруга, основанный на чувстве любви и личной селективности. Свобода выбора партнера, основанного на необходимости, предполагает свободное расторжение брака в условиях, когда брачные отношения терпят неудачу. В настоящее время развод считается неотъемлемой частью семейной системы, что необходимо для ее реорганизации в случаях, когда невозможно сохранить семью в ее прежнем составе и структуре.
Проблема развода тесно связана с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке развод понимается как юридический, экономический и психологический разрыв отношений, который влечет за собой перестройку жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что даже после их расторжения психологические аспекты последствий разрыва не только сохраняются, но и выходят на первый план.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что развод родителей отражается на психологическом состоянии их детей. Отношение детей к разводу или к разъезду родителей зависит от их связи с каждым из них и от того, в каком свете они видели совместную жизнь своих родителей, от причины развода, от общего микроклимата в семье и воспитания. Разрыв родственных связей отрицательно сказывается на социализации подрастающих поколений, на эмоциональном состоянии подростка. Таким детям необходима своевременная социально-педагогическая поддержка.
Объект исследования: дети, имеющие психологические переживания в процессе развода родителей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Понятие семьи и брака, их общая характеристика
Семья и брак являются социальными институтами, в которых участвуют все люди на земле. Все так или иначе вовлечены в них или, по крайней мере, имеют с ними отношения. Как одно из древнейших человеческих социальных образований и неотъемлемая часть повседневной жизни современных людей, брак и семья на протяжении всей истории человечества интересовали мыслители, ученые и исследователи. Этот интерес связан с желанием понять место и роль семьи в обществе, отношения между семьей и государством и их взаимное влияние. Это также вытекает из необходимости того, чтобы семья выполняла жизненно важную и глобальную репродуктивную функцию человечества и удовлетворяла самые насущные потребности человека. Социология брака и семьи – это социологическая дисциплина, изучающая происхождение, функционирование и развитие брака и семьи в исторической перспективе и в современном обществе [9, с. 54]. Она возникла и стала самостоятельной отраслью знаний почти одновременно с институционализацией социологии как науки в 19 веке. Развитие социологии брака и семьи породило многие отрасли социологии, такие как социология молодежи, социология личности, социология экономики. Социология брака и семьи является многоуровневой и парадигматической дисциплиной, включающей в себя различные научные подходы, различные уровни теории, различные концепции и объяснительные модели, а также крупномасштабные эмпирические обобщения. Дисциплина связана и имеет общие черты со многими социальными науками: социальной философией, семейным правом, социальной психологией, этнографией, историографией, социальной антропологией, демографией, социологией частной жизни, социологией гендера, феминологией, культурологией и др.
Интерес к истокам и истории человечества всегда был связан с интересом к браку, семье и родству как к особым формам существования, сохранению и обновлению поколений.
Семья – это сложная и многогранная система социального функционирования человека. Состояние института семьи зависит от многих факторов, конкретных реалий и возможностей государства. Радикальные изменения в семье невозможны без радикальных изменений в социальной и экономической жизни, тесно связанных с научным развитием семейных проблем, составляющих стратегию национальной семейной политики [11, с. 121].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Методика исследования и диагностика поведения несовершеннолетних при разводе родителей
Целью данной курсовой работы является изучить эмоциональное состояние несовершеннолетних подростков при разводе родителей. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое включало несколько этапов.
На первом этапе были выбраны методы сбора информации и обработки данных, определена технология проведения эмпирического исследования, включал в себя изучение, обработку и систематизацию общей и специальной научной литературы, разработку концепции исследования, его цели, задач, объекта, предмета, уточнение методического замысла, подбор методического инструментария, начало исследовательской работы. Проведены анализ и обобщение результатов психологических исследований, рассматривающие исследуемую проблему.
На втором этапе проводилось комплексное психологическое исследование на основе определенной выборки, в которую вошли личности подросткового возраста. Осуществлялось целенаправленное и последовательное проведение эмпирического исследования.
База исследования: ГУО «Средняя школа №2 г. Новополоцк».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 12 личностей подросткового возраста, учащиеся 9 классов, родители которых находятся в ситуации развода, среди которых 7 мальчиков и 5 девочек.
Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием следующих диагностических методик:
1. Опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников).
2. Методика «Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина».
Опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников).
Цель методики: экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения. Описание методики. Данная методика разработана в московском медицинском институте им. И.М. Сеченова. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья и брак являются социальными институтами, в которых участвуют все люди на земле. Семья – это сложная и многогранная система социального функционирования человека. Состояние института семьи зависит от многих факторов, конкретных реалий и возможностей государства. Существует тесная связь между понятиями «брак» и «семья». Однако в этих понятиях есть много чего особенного. Поэтому ученые убедительно показали, что брак и семья возникли в разное историческое время. Концепция сущности брака, ключевые моменты – это идеи о вариативности форм брака, его социальном представительстве и роли общества в организации и санкционировании брака и в его правовом регулировании.
Развод – это официальное расторжение действительного брака между оставшимися в живых супругами. Развод следует отличать от юридического аннулирования и расторжения брака в связи со смертью одного из супругов. Можно выделить основные социально-психологические последствия проблемы развода: снижение рождаемости; ухудшение условий, в которых воспитываются семьи; снижение способности семьи справляться; ухудшение показателей здоровья, рост заболеваемости и смертности; рост алкоголизма; увеличение числа самоубийств; повышенный риск возникновения проблем с психическим здоровьем.
На детях отрицательно сказывается развод и страдания оставшегося с ним родителя. Для детей развод родителей – это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Существуют различия в эмоциональных и поведенческих реакциях девочек и мальчиков, связанных с их переживаниями ситуации развода родителей. Развод не проходит бесследно для детей и может сопровождаться различными психологическими и поведенческими последствиями. Развод несомненно сказывается и на моральном состоянии детей. В большинстве случаев разведенный родитель вступает в повторный брак, формируя восстановленную семью. Существует два варианта события принятие его ребенком: дети приветствуют появление новых пап или мам; дети отвергают их по причине отчаяния, что теперь нет никаких шансов на воссоединение их родителей. Неполная семья, образовавшаяся после развода, представляет фактор риска для развития личности. Влияние неполной семьи зависит от осмысления родителем ее значения и от аффективной окраски переживания этого факта. Особенное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье отмечается в подростковом возрасте.
1. Абрамов, Я. В. Брак и семья / Я. В. Абрамов. – М. : Книга по Требованию, 2016. – 656 c.
2. Витакер, К. Брак и семья / К. Витакер // Семейная психология и семейная терапия, 2011. – № 3. – С. 20.
3. Воскресенская, А. Азбука. Для обучения детей в семье / А. Воскресенская, С. Редозубов, А. Янковская. – Л.: Просвещение; Издание 7-е, 2015. – 104 c.
4. Голод, С. И. Современная семья: плюрализм моделей / С. И. Голод // Социологические исследования. – 2011. – № 1. – С. 54.
5. Гурко, Т. А. Трансформация института современной семьи / Т. А. Гурко // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 49-54.
6. Дарский, Л. Е. Брак и семья / ред. А. Г. Волков, Л. Е. Дарский. – М.: Статистика, 2017. – 224 c.
7. Добрицкая, Е. А. Как создать и сохранить счастливую семью / Е. А. Добрицкая, И. Л. Копылов. – М.: Современный литератор, 2014. – 416 c.
8. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 182 с.
9. Захарова, Г. И. Психология семейных отношений: учебное пособие / Г. И. Захарова. – Челябинск : ЮУрГУ, 2009. – 63 с.
10. Зацепин, В. О жизни супружеской / В. Зацепин. – М.: Молодая Гвардия, 2012. – 144 c.
11. Иванов, М. А. Брак, семья, дети / М. А. Иванов. – М.: Педагогика, 2017. – 144 c.
12. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О. А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2014. – 320 с.
13. Кёстенбергер, Андреас Бог, брак и семья. Как восстановить библейские основы / Андреас Кёстенбергер. – М.: Вера и святость, 2016. – 430 c.
14. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. – М.: Просвещение, 2018. – 208 с.
15. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М. : Академический проект, 2009. – 240 с.
16. Левкович, В. П. Социально–психологический подход к изучению супружеских конфликтов / В. П. Левкович // Психологический журнал. – 2015. – Т. 6. – № 3. – С. 126-137.
17. Миронов, В. А. Как быть здоровым, любимым, счастливым в семье и браке (секреты народного целителя) / В.А. Миронов. – М.: Информпечать, 2016. – 176 c.
18. Некрасов, А. А. Брак умер... Да здравствует семья! / А. А. Некрасов. – М.: АСТ, 2013. – 710 c.
19. Образцова, Л. Н. Энциклопедия семейного счастья / Л.Н. Образцова. –М.: АСТ, Сова, Харвест, Кладезь, 2012. –576 c.
20. Петровска, М. Влияние развода родителей на жизнедеятельность ребенка / М. Петровска // Адукацыя і выхаванне. – 2012. – № 2. – С. 28–33.
21. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие / О. Г. Прохорова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
22. Харчев, А. Г. Современная семья и ее проблемы / А. Г. Харчев, А.С. Мацковский. – М. : Академия, 2011. – 438 с.
23. Чагулова, Э. В. Афоризмы великих о семье и браке / Э. В. Чагулова. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 192 c.
24. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений /Л. Б. Шнейдер. – М.: Академия, 2010. – 484 с.
25. Шуман, С. Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С. Г. Шуман, В. П. Шуман. – М.: Наука, 2007. – 225 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные результаты диагностики с использованием опросника САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования по методике «Шкала личностной тревожности» Спилбергера-Ханина.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты