ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
1.1 Понятие восприятия
1.2 Типы восприятия информации
1.3 Особенности обучения студентов
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Различия в типах восприятия информации студентов-психологов
2.3 Связь типа восприятия информации и успешности учебной деятельности у студентов-психологов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Познание и обучение проходят в два этапа: первый – сенсорный (от ощущения к восприятию, от восприятия к представлению), а второй – логический (от суждения к заключению, от заключения к понятию).
Мы воспринимаем внешний мир в первую очередь через ощущения, то, как человек получает информацию, как она организована и используется, то есть понимание. Эти методы так же важны, как и сама информация. Через наши органы чувств мы получаем различные стимулы, которые вызывают в нас различные типы эмоциональных и интеллектуальных реакций.
Привлечение студента к его индивидуальному познавательному опыту, ведущему сенсорному каналу, позволяет получить более реалистичное изображение, понятное человеку, что приводит к лучшему усвоению материала.
Различные стимулы расширяют диапазон восприятия. Чем больше органов чувств, тем больше возможностей для развития ума, памяти, воображения, самостоятельности, активности и т.д. Раскрепощение чувств расширяет возможности человека в любой сфере деятельности (учебной, коммуникативной, профессиональной и т.д.).
Эта тема заслуживает внимания в области психологии не только среди специалистов, но особенно среди преподавателей высших учебных заведений.
Актуальность темы основывается на том, что не все студенты в группе воспринимают информацию быстро и своевременно. Поэтому одна из задач – правильно организовать поток информации, позволяющий быстро воспринимать и усваивать информацию.
Цель работы – выявить особенности обучения студентов-психологов с разными типами восприятия информации.
Объект исследования – типы восприятия информации.
Предмет исследования – особенности обучения студентов-психологов с разными типами восприятия информации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
1.1 Понятие восприятия
Восприятие — это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессе восприятия осуществляется упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей [7, c. 53]. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
Результатом восприятия является целостный взгляд на мир вокруг нас, который возникает в результате прямого воздействия раздражителя на органы чувств субъекта. Ошибочно думать, что восприятие – это простой набор индивидуальных чувств. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия вовлечены даже более высокие уровни психических процессов, таких как память и мышление. Вот почему восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
Восприятие имеет определенные свойства:
• целостность и структурность: в процессе восприятия отражается целостный образ предмета, который складывается на базе обобщенных знаний об отдельных качествах и свойствах предмета;
• постоянность: свойства предмета, кажущиеся постоянными, сохраняются;
• предметность: объективация – отнесение информации, получаемой из внешнего мира, к самому миру;
• осмысленность: наличие определенного смыслового значения у смысловых образов, несмотря на то, что восприятие возникает в процессе прямо воздействия раздражителя на рецепторы;
• активность: участие в процессе восприятия двигательных компонентов анализаторов (как, например, движение руки при осязании, движения глаз при зрительном восприятии). Также важное значение играет наличие возможности перемещать тело в процессе восприятия;
• апперцепция: при построении образа перцептивной системой используются не все свойства элементов, а только наиболее информативные части [19, c. 71].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ
2.1 Организация и методика исследования
Цель исследования – выявить ведущий тип восприятия информации у студентов-психологов.
Задачи:
1. Подобрать методику для определения ведущего типа восприятия информации.
2. Провести диагностику.
3. Описать различия в типах восприятия информации студентов-психологов.
Для исследования была использована методика С. Ефремцевой «Диагностика доминирующей перцептивной модальности» (Приложение 1).
Цель методики выявить доминирующую перцептивную модальность. Студентам необходимо ответить на 48 вопросов «да/нет». По результатам методики можно узнать какой визуальный, аудиальный или кинестетический тип является ведущим.
Ключ к тесту
• Визуальный: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45
• Аудиальный: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48
• Кинестетический: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47
Уровни перцептивной модальности:
• 13 и более – высокий;
• 8-12 – средний;
• 7 и менее – низкий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восприятие — это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессе восприятия осуществляется упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей.
Восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Может классифицироваться в соответствии с ведущим органом восприятия, объектом восприятия, а также в соответствии с характером психологических процессов, протекающих параллельно с восприятием.
Разделение людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет определить их доминирующий орган чувств. В то же время доминирующее чувственное восприятие мира не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир: визуальный, слуховой, кинестетический и дигитальный.
Способность человека различать ведущие типы восприятия позволяет более эффективно усваивать информацию и правильно передавать мысли и идеи в общении с другими людьми.
Обучение студентов влияет на их психику и деятельность, вооружая их знаниями, навыками и способностями. Однако последние не исчерпывают результатов обучения. В ходе обучения за счет содержания формируются разные стороны психики студента, в целом формируется личность будущего специалиста. Образование играет непосредственную роль в улучшении научного мировоззрения и развитии интеллектуальных и профессиональных качеств.
По определению И.И. Ильясовой, учебная деятельность – это самотрансформация, саморазвитие субъекта, трансформация его из не владеющего определенными знаниями, навыками и умениями в овладевшего ими.
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2017. – 624 c.
2. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.
3. Габай Т. В. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Габай. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.
4. Глуханюк, Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. – М.: Академия, 2017. – 272 c.
5. Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С.Ефремцева) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. –C.237-238.
6. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. – М.: Норма, 2019. – 224 c
7. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 480 c.
8. Ильясов И. И. Структура процесса учения/ И.И. Ильясов. –М.: Издательство Московского университета, 1986. — 200с.
9. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. – М.: Проспект, 2016. – 320 c.
10. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 364 c
11. Леонтьев А. Н. Мышление // Философская энциклопедия: в 5 т. Т. 3. / А. Н. Леонтьев. – М.: Советская энциклопедия, 1964. – С. 514—519.
12. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. / В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 128 с.
13. Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 182 c.
14. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2019. – 583 c.
15. Мальская, О. Е. Психология обучения / О.Е. Мальская, Е.В. Олейникова. – Москва, 2008. – № 10. – С.29-38.
16. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том 1. введение в психологию: Учебник для бакалавров / Р.С. Немов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 726 c.
17. Самыгин, С.И. Социальная педагогика для бакалавров: Учебник / С.И. Самыгин, И.В. Тумайкин, О.М. Шевченко, Л.Д. Столяренко. – Рн/Д: Феникс, 2015. – 286 c.
18. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшей школы: Учеб, пособие для стдл. высш. пед. учеб, заведений / С.Д. Смирнов. – М Издательство "Академия", 2001. – 304 с.
19. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 c
20. Штейнмец, А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. – М.: Академия, 2018. – 496 c.